Житие святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского (1857)

Будущий святитель Инннокентий, архиепископ Херсонский,родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисовича Борисова и жены его Акилины Гавриловны (в девичестве Лубеновской). При крещении был назван Иоанном.

Родители его были люди простые, доброй жизни.Отец Алексий Борисов получил домашнее образование. Священником он стал незадолго до рождения Иоанна, дослужившись до этого звания из низших степеней клира. Он был ревностным и молитвенным пастырем, отличался даром проповедничества. 

Акилина Гавриловна была умная и набожная, хоть и неграмотна. Крест и молитва были главным основанием всей ее жизни, всех ее мыслей, действий и поступков. У нее была своя домашняя аптека, состоявшая из разных трав и цветов, росного ладана, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор и подобных священных предметов. Ими она врачевала себя и своих детей, а их в семье было четверо: сыновья – Матвей и Иоанн, и дочери – Анна и Екатерина.

Старший Матвей очень любил своего младшего брата: позже он писал о том, как он слышал его первый плач, как помогал ему в детстве.Об их дружбе хорошо знали, и в письмах святителю Иннокентию многие знаменитые лица просили передать поклон и Матвею Алексеевичу. Екатерина Алексеевна отличалась поразительным сходством с младшим братом, не только внешним, но и внутренним: тот же живой и бойкий характер,умная красноречивая речь.

В детстве Иоанн Борисов много болел,и эта болезнь сказалась в последние годы жизни. Отрок рос резвым и бодрым, в чем сказалось доброе воспитание родителей,сумевших духовно образовать в сыне характер, недоступный приступам уныния и мирской печали, несмотря на бедность семьи и плохое физическое здоровье отрока. Впоследствии непрестанная духовная бодрость явилась источником поддержки в трудных обстоятельствах не только для него самого, но и для его многочисленной паствы.

Дом Борисовых пользовался большой славой в городе, и в нем часто учились грамоте даже посторонние дети. Библия, Жития святых, Патерики – все это молодой Борисов уже знал при поступлении в Воронежское епархиальное училище. Когда Иоанну исполнилось 10 лет, скончался горячо любимый им отец. Мальчик, с его впечатлительной тонкой душой, живым характером гораздо тяжелее перенес бы потерю близкого человека, если бы рядом не находился друг отца – священник Введенской церкви отец Василий Климентов, человек,отличавшийся редкой добротой, необычайной простотой и доступностью для каждого, независимым характером, широкими для своего времени познаниями, любивший науку.

Святитель Иннокентий всегда вспоминал об отце Василии с любовью и глубоким уважением. Их дружба продолжалась в течение всей жизни святителя, и является достойным образцом духовного наставничества, причем наставничества взаимного: когда рассудительный ученик становился пастырем, а пастырь получал совет и поддержку от своего мудрого воспитанника. Заболев оспой, Иоанн оставил учебу в училище.

Поправившись от болезни, он вместе с братом Матвеем поступил в Орловскую духовную семинарию. А подготовил их к поступлению отец Василий.Ректором семинарии в то время был архимандрит Гавриил (Городков), будущий Рязанский святитель, имя которого также входит в Собор Липецких святых. Отношения двух святых – ректора и знаменитого воспитанника – продолжились и в последующей жизни. Иоанн Борисов проявил в учебе блестящие способности — только у него в семинарском аттестате была отметка «исправлял должность лектора греческого языка (рачительно)».

Иоанн Борисов продолжил обучение в Киевской Духовной Академии, которую окончил магистром богословия. Талант богослова-исследователя проявился в нем довольно ярко и рано. Его пытливый ум скоро перестал удовлетворяться тем, что давали в своих лекциях академические профессора,и, выполняя все, что от него требовалось, Борисов работал еще и самостоятельно. Он много читал, поглощая с захватывающим интересом книгу за книгой, рассуждал по поводу прочитанного с товарищами и профессорами, излагал письменно свои мысли, но особенно любил заниматься составлением проповедей, которые по своим высоким достоинствам в то время уже предвещали в нем будущего «русского Златоуста».

Следует отметить, что его ученость, вскоре обратившая на себя всеобщее внимание, носила не внешний, начетнический характер, а внутренний, духовный. Юноша упражнялся не только в преподаваемых науках, но более всего в науке благочестия, делания добродетелей. Особенно много сил прилагал он в стяжании смирения и в борьбе с унынием, действию которого, по причине достаточно тяжелых бытовых условий, были подвержены в то время студенты духовных учебных заведений.

Но стяжание добродетелей, изучение Священного Писания, творений святых отцов, богословия не были самоцелью для молодого подвижника, а явились следствием пламенного желания в своей нравственной жизни подражать, по заповеди Апостола (1 Кор. 11,1), Господу нашему Иисусу Христу. Как свидетельствует об этом епископ Нижегородский Иеремия (Соловьев), бывший другом святителю со времени учебы в семинарии, «Иннокентий от юности до конца дней своих Божественное Лице Господа нашего Иисуса Христа выну имел в своем (пытливом) уме и мыслях.

Пред судом Господним и пред Матерью своей Церковью он с упованием на милость Господа может рещи: не судих ведети что, пиша и устно беседуя, точию Иисуса Христа, и Сего распята». Поэтому неудивительно, что на выпускном академическом акте Иоанн Бориов прочел перед собравшимися почетными гостями часть своего студенческого труда «О нравственном характере Господа нашего Иисуса Христа». Чтение это было встречено громом рукоплесканий, и бывший при этом, знаменитый в то время Киевский митрополит Евгений (Болховитинов), приветствовал юношу как «восходящее светило русской богословской науки». 

Митрополит Евгений не ошибся. Назначенный после окончания Академии инспектором Петербургской духовной семинарии, профессором церковной истории и греческого языка, а по истечении трех месяцев — ректором Александро-Невского духовного училища, Иннокентий раскрылся — после иноческого пострига 10 октября 1823 г. — как ученый-монах, рукоположенный в иеродиакона, а 29 декабря того же года — в иеромонаха. Как пишет исследователь его творчества Н. А. Барсов, «поучительное зрелище представлял для окружавшей его среды молодой монах, оставшийся до последних дней своей жизни молодым,то есть человеком всегда со свежей мыслью и горячим чувством, восприимчивым и впечатлительным ко всему прекрасному и благородному». Свой аскетический подвиг иеромонаху Иннокентию пришлось совершать не в тиши уединенной монастырской кельи, а в непрестанных трудах и заботах внешнего свойства, что делает его подвиг еще более ценным перед Богом.

Иеромонах Иннокентий был определен бакалавром богословия в Петербургскую духовную академию. Спустя семь месяцев он стал инспектором той же академии, еще через четыре месяца получил ученую степень доктора богословия и должность экстраординарного профессора богословия, а спустя два месяца был возведен в сан архимандрита. Такого высокого положения он достиг благодаря своим выдающимся способностям.

Недаром его современник и первый биограф митрополит Московский Макарий называет его гением. «Это был, — писал он, — человек в собственном смысле гениальный: высокий, светлый, проницательный ум, всегда богатое, неистощимое воображение, живая обширнейшая память, легкая и быстрая сообразительность, тонкий и правильный вкус, дар творчества, изобретательности и оригинальности, совершеннейший дар слова — все это в чудной гармонии совмещено было в нем». В бытность инспектором столичной духовной академии, архимандрит Иннокентий пишет первые научно-литературные труды – «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского» и знаменитое творение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», о котором в год 100-летия со дня рождения святителя говорили, что мало было ему подобных по степени популярности во всей нашей духовной литературе». Докторской степени он был удостоен именно за эти сочинения.

В 1830 году архимандрита Иннокентия перевели в Киев на пост ректора духовной академии, ординарного профессора богословия и одновременно назначили настоятелем Киево-Братского монастыря, где он особенно ревновал по богослужению и строгому исполнению устава. Церковное служение архимандрита Иннокентия было благоговейно. По словам преосвященного Иеремии (Соловьева), «Иннокентий часто любил читать Шестопсалмие среди церкви, а в первую неделю Великого поста всегда сам читал на утрени все три кафизмы с седальнами.

Чтение его было необыкновенное, звонкое, ясное, умное, умиляющее сердце». Ревностно заботился он и том, чтобы все священнослужители читали во время богослужения разумно и благоговейно.На посту ректора Киевской духовной академии, которая до того времени находилась в упадке, его таланты проявились с еще большей силой. В течение десяти лет своего ректорства архимандрит, затем епископ, Иннокентий предпринял ряд важных реформ, одной из которых была отмена преподавания на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. В этом проявилась ревность архимандрита Иннокентия по православной вере, о чем также упоминают современники.

Особым попечением ректора были воспитанники академии, к которым он относился с отеческим вниманием, ласково,опекая в особенности тех из них, кого постигало какое горе. По отзыву знавших отца Иннокентия, отличительной чертой его души было дать ход всякому, в ком он видел хоть и небольшие, но проблески способностей и желание трудиться, поддержать, придать веру в себя. Как ординарный профессор, отец Иннокентий преподавал богословие догматическое, нравственное и основное. Его живые и вдохновенные лекции производили на слушателей огромное впечатление.

Более всего отец Иннокентий следил за проповедничеством: сам проверял студенческие проповеди и часто целыми часами беседовал по этому поводу со студентами. Заботился он и о внешнем благоустройстве академии: обогатил библиотеку, улучшил питание студентов, совершенствовал больницу и предпринял много других полезных нововведений. Он заслуженно стяжал всеобщее уважение и горячую любовь, особенно со стороны студентов. «Каких чувствований были мы — студенты в отношении к Преосвященному Иннокентию? — спрашивает себяодин из бывших его воспитанников, иеромонах Иоасаф (Гапонов), и сам же отвечает: – Мы его любили всем сердцем и всею душою, глубоко уважали, благоговели».

Ему же принадлежит восхищенный отзыв о необыкновенных способностях отца Иннокентия: «Преосвященный имел необыкновенный дар слова, память обширную, рассудок здравый, взгляд на вещи глубокий,быстрый и всегда меткий». В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий почерпал искусство скреплять в среде профессоров товарищескую общительность и повсюду вносил жизнь и успокоение. В ректорство отца Иннокентия академическая корпорация думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Лучше сказать – это была не корпорация, а скорее одна родственная семья, место отца в которой занимал любимый всеми отец ректор.

В жизнеописании святителя, составленном священником С. Буткевичем, говорится, что «нравственное влияние отца Иннокентия на сослуживцев было настолько велико и продолжительно, что глубокое и беспредельное уважение и непрерывные узы любви к нему они сохранили в своем сердце до гробовой доски». Необходимо отметить, что в аскетической практике всеобщее уважение со стороны окружающих, высокие личные дарования и таланты есть вещь обоюдоострая,ибо может удобно надмевать подвижника, вызывая в его душе высокоумие, тщеславие и, наконец, вершину всех страстей — гордость, поражающую все добродетели. Но не таков был, по отзывам своих близких сподвижников, отец Иннокентий.

Так, преосвященный Иеремия (Соловьев) отмечает следующее: «Иннокентий до глубины души бывал проницаем смирением и самоуничижением». По отзыву одного из биографов святителя, «в частной жизни Иннокентий был очень прост и невзыскателен».

Обладая высокими природными дарованиями, архимандрит Иннокентий относился к ним как к дарам Божиим, постоянно помня слова преподобного Иоанна Лествичника: «Кто возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом — и во многом неверен и тщеславен». И в ответ на похвалы окружающих святитель был прост и смирен в общении с ними в вещах малозначительных. Вообще отец Иннокентий с простыми людьми, например с прислугою, как и с монастырскими крестьянами, обходился весьма гуманно и человеколюбиво, что по тому времени было почти непозволительно.

Главную славу архимандрита Иннокентия составлял его необыкновенный проповеднический талант. Кроме образцовых, с величайшим старанием и искусством составленных проповедей, которые произносил он на праздничные дни в Киево-Софийском соборе и Киево-Печерской Лавре, им были записаны проповеди, которые он говорил на службах в Киево-братском монастыре. Они составили Собрание слов и бесед: «Первая седмица Великого поста»,«Страстная седмица», «Светлая седмица». Митрополит Макарий пишет, что современники издания этих проповедей и бесед помнят, «с каким нетерпением, восторгом читались и перечитывались они людьми всех сословий, и имя Иннокентия огласилось во всех концах неизмеримой России».

На своей родине, в Ельце, архимандриту Иннокентию удавалось бывать редко, но переписка его с отцом Василием Клементовским не прерывалась. «Достопочтеннейший отец Василий! Спешу воспользоваться представившимся случаем для засвидетельствования вам того уважения, которое я привык питать еще из детства. Приятно вспоминать о тех людях, кои делали нам добро без всяких видов, из одного усердия к добру», – писал ему в одном из писем архимандрит Иннокентий. «Мне так было скучно оставить вас», - писал он ему вскоре после одного из посещений Ельца.

Все годы отец Василий держал святителя Иннокентия в курсе дел его родственников, живущих в Ельце, заботился о них. Святитель Иннокентий с благодарностью ему писал: «Сам Господь дал вас в попечители нашему семейству, это дело любви не забудется пред Ним в свое время». Сам же святитель никогда не забывал о своем долге ученика, сына и брата. Как только он стал получать за свой труд деньги, то немалую часть из них посылал родным в Елец.

Он не раз предлагал отцу Василию поместиться в монастыре, побуждаясь, прежде всего, «горячим желанием иметь своего старого наставника ближе к себе, но тот, не чувствуя никакой склонности к монашеской жизни, упорно отказывал в своем согласии». Когда же святитель Иннокентий бывал в Ельце, то старался провести «поболее времени вблизи могилы родителей». Останавливался же он обычно в семье своего племянника Адриана Егоровича Жданова, дом которого стоял на прежнем, родовом месте Борисовых. Как пишет земляк святителя Иннокентия В.А. Кондаков, «в летние приезды свои в Елец преосвященный Иннокентий любил подолгу оставаться в маленьком родном садике и часто при этом вспоминал о годах детства и указывал излюбленные им в те годы места».

В 1836 году вышло Высочайшее повеление архимандриту Иннокентию быть епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге на праздник Введения Пресвятой Богородицы. В 1840 году его переместили на Вологодскую кафедру. А менее чем через год – на Харьковскую. Здесь его трудами были основаны Ахтырский, Святогорский мужские и Никольский женский монастырь, построены многие новые храмы.

Святитель неустанно следил за состоянием приходской жизни, вникал во все ее нужды. Именно за усердные труды по управлению Харьковской епархией он получил сан архиепископа. В Харькове святителем Иннокентием были изданы сборники его проповедей: «О грехе и его последствиях», «Молитва Ефрема Сирина», «Великий пост», «Падение Адамово», «Слова и речи к Харьковской пастве», «Три слова о зиме». Тогда же святитель начал заниматься составлением и изданием акафистов «Живоначальной Троице», «Страстям Господним», «Живоносному гробу», «Перед причащением Святых Таин»,«Покрову Пресвятыя Богородицы», «Архистратигу Михаилу», ставшими украшением литургической жизни Русской Православной Церкви.

В 1848 году архиепископ Иннокентий Указом Святейшего Синода был переведен на Херсонскую и Таврическую кафедру. Восстановить в Крыму древние христианские памятники, разрушенные татарами, основать свой «русский Афон» – вот главное, чего хотел достигнуть святитель во время своего управления епархией. Желая сохранить развалины древнего Херсонеса, прославленного крещением великого князя Русского Владимира, архиепископ Иннокентий испросил себе у наместника Кавказского эти развалины и постарался устроить там, посреди пустыни, вблизи остатков бывшего соборного храма, небольшую церковь во имя святой княгини Ольги с небольшим помещением для иноков. Затем он обновил иссеченный руками святого Климента в Инкерманской скале древний храм, освятил его в память двух священномучеников Климента и Мартина, пострадавших в Херсоне, куда они посланы были на каменноломные работы, и устроил в этой же скале небольшой скит. Во время своего путешествия по Крыму святитель обычно оставлял спутников у подножия гор, а сам поднимался на их вершину для молитвы на местах подвигов древних подвижников.

Во время войны на Балканском полуострове архиепископ Иннокентий заботился о воспитании болгар и греков в Одесской духовной семинарии. Это имело исключительное значение для пользы Греческой Церкви в трудные годы ее бытия,за что греческий король в 1851 году наградил святителя орденом Спасителя первой степени. Это был единственный случай награждения таким орденом в истории России.

В трудное для России время Крымской войны (1853 – 1856 гг.) во всей полноте проявился патриотизм и архипастырское мужество Херсонского святителя, за которое историк М. Погодин провозгласил святителя Иннокентия «великим гражданином русской земли». Владыка не только спокойно находился при обстреле неприятельской эскадры в своем архиерейском доме или на богослужении в храмах, но и ревностно проповедовал, утешал и ободрял раненых воинов, служил молебны о победе русского воинства, погребал убитых. Его часто можно было видеть на передовых позициях, часто под обстрелом противника он кропил солдат и матросов святой водой, личным примером воодушевлял воинов на ратные подвиги. Святитель Христов в Севастополе бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободряя солдат и полководцев; проплывал на буксире по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпались бомбы.

В это тяжелое время у людей не оставалось надежды на земную помощь, все упование свое они возлагали на Господа. В августе 1854 г. по просьбе жителей в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. Архиепископ Иннокентий каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

Этой иконой святитель благословлял войска, уходившие в Севастополь.Враг дважды осаждал Одессу и дважды вынужден был удалиться. С тех пор Касперовская икона Божией Матери является покровительницей Одессы и всего южного края. Установленное святителем Иннокентием еженедельное моление по пятницам перед чудотворным образом Касперовской Божией Матери совершается и в настоящее время. Предметом его особой заботливости были госпитали, госпитальное духовенство и сестры милосердия, ухаживавшие за ранеными и больными воинами. Раненые снабжались продовольствием, собранным святителем, духовными книгами и иконами.

Проповеди святителя Иннокентия поддерживали дух защитников Отечества и всей паствы. Народ в простоте сердца выражал общее тогда убеждение: «Если бы командование армией доверили Иннокентию, Россия выиграла бы Крымскую войну». Вскоре после прекращения войны архиепископ Иннокентий поехал с обзором своей епархии, останавливаясь на местах боев,совершал богослужения в разрушенных городах, приветствуя жителей с окончанием бедствия, осматривал поврежденные войной храмы и изыскивал средства для их восстановления. В дороге он сильно заболел и вынужден был вернуться в Одессу. 25 мая 1857 года, в праздник Живоначальной Троицы, архиепископ Иннокентий мирно отошел ко Господу.

При внимательном изучении жизни и богословского наследия архиепископа Иннокентия нельзя не увидеть, что основой его жизни было Евангелие. В Евангельской Истине он ясно видел свой путь и находил в нем вопросы на все аспекты своей жизни.В осуществлении евангельских начал владыка ясно видел цель своей жизни. Научно-богословские сочинения архиепископа Иннокентия – это золотой фонд русской религиозно-богословской мысли. Изданные в 12-ти томах в С.-Петербурге в 1871 и 1901 годах, они и поныне не утратили своего актуального значения. Его проповеди, переведенные на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский,польский языки, поражали читателей ясностью мыслей, быстротой и легкостью богословской концепции, изумительной страстностью их построения и красотой слова. Своим высоким духовным авторитетом святитель Иннокентий имел благодатное влияние на современную ему жизнь Церкви и общества.

Святые современники святителя Иннокентия, обращаясь к нему, так говорят о значении его творений: «Продолжайте, боголюбивый архипастырь, подвизайтесь добрым и славным подвигом проповедывания слова Божия, чтоб нас, немощных, подкреплять, оживотворять, воскрылять к жизни божественной» (святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский).

«Сочинениями вашими возбуждена охота к чтению духовных книг и в таких многих, которые были к ним равнодушны и холодны. Известно мне сие по здешним, читающим теперь нравственные сочинения; особенно стараются приобретать или, по крайней мере, прочитать каждое ваше произведение. При таком множестве книг, вышедших и выходящих, растлевающих добрые русские нравы, ваши сочинения служат хотя некоторым оплотом против потока нечестия и неверия. Мзда ваша многа на небесех! Господь продолжает хранить паству мою от губительного недуга» (святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский). Святитель Иннокентий был действительным членом Российской и Санкт-Петербургской АН, почетным членом МДА, КДА, Киевского, Санкт Петербургского, Московского, Харьковского университетов, Русского географического, Русского археологического обществ. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й и 3-й степени, св.Александра Невского, греческим орденом Спасителя 1-й степени.

29 мая 1857 года после Божественной литургии и торжественного чина отпевания, при рыдании всего народа, архиепископ Иннокентий был погребен у входа в правый придел Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. В 1936 году Преображенский собор был взорван,останки архиепископа Иннокентия были захоронены на одесском Слободском кладбище. В 1987 году останки его были перенесены на кладбище Одесского Успенского монастыря.

В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 8 декабря 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святителя Иннокентия было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви. В настоящее время нетленные мощи святителя почивают в Одесском Спасо-Преображенском соборе. Память его совершается 25 мая (8 июня) – в день преставления, 4 (17) сентября – в Соборе Воронежских святых.

Источники
1. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1999. Репринт.
2. А. Воскресенский . Город Елец в его настоящем и прошлом. Елец, 1911. Репринт.
3. Архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (1800-1857) //Богословские труды. Выпуск 31. Издание Московской Патриархии, 1992. 
4. С. Нилус. Служка Божией Матери и Серафимов. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
5. Житие святителя Иннокентия Херсонского. Одесса, 1997.
6. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.
7. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов, А. В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. Липецк, 2006.
8. А. Н. Доценко. Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.
9. Послужной список Иннокентия, архиепископа Херсоно-Таврической епархии. ОР РГБ. Ф. 231/1. К. 23. Е. Х. 47.
10. Кончина Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического ОР РГБ. Ф. 231/1. К. 27. Е. Х. 47.
11. Н. И. Барсов. Материалы для биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского // Христианское чтение. 1888 – № 1-2. 
12. Н. И. Барсов. Письма Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому //Христианское чтение. 1887 – № 5. 
13. Н. И. Барсов. Письма Гавриила (Городкова), архиепископа Рязанского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому //Христианское чтение. 1887 – № 5-6. 
14. А. Н. Доценко. «…Я есмь ваш признательный воспитанник» //Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск III. Липецк, 2002. 
15. В. Душичкин. Захоронение родителей Иннокентия Херсонского // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск III. Липецк, 2002.
16. А. А. Найденов. Материалы о святителе Иннокентии Херсонском в фондах ОР РНБ и РГИА // Записки Липецкого областного краеведческого общества. Выпуск III. Липецк, 2002. 
17. Н. Е. Шафажинская. Научно-просветительская и педагогическая деятельность русского монашества XIX-XX вв: вклад в отечественную и мировую культуру // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2010. Вып. 2 (17)

Источник: «Собор святых Липецкой земли». Сборник житий Липецких и Елецких святых Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.