Викарий Липецкой епархии совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком храме г. Липецка

Опубликовано 16.03.2019 14:23

15 марта 2019 года, в пятницу первой седмицы Великого Поста, Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком храме г. Липецка.

Архипастырю сослужили: благочинный 1-го Липецкого церковного округа протоиерей Виталий Диесперов, настоятель протоиерей Геогрий Кондратюк и клирики храма.

Во время Вечерни читались главы Священного Писания, положенные в этот день по Уставу Церкви: Быт 2:20 – 3:20, Притч 3:19-34.

«И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт 2:20 – 3:20).

Во укрепление душевных и телесных сил постящихся после Литургии был совершен молебен с чтением канона святому великомученику Феодору Тирону и освящением колева.  

По завершении Богослужения Преосвященнейший Владыка напомнил верующим, что в этот день во время Вечерни читался отрывок из книги Бытия, в котором повествуется о сотворении человека Богом, об искушении наших прародителей диаволом и их грехопадении.

«Многие размышляют, спорят о том, что за дерево это было и какой плод вкусили Адам и Ева. Но на самом деле это не имеет никакого значения – яблоко то было, или груша, или смоковница. А имеет значение то, что праотцы вкусили греха, преступили заповедь Божию. Господь дал им одно единственную заповедь – не вкушать с древа познания добра и зла. Он дал людям возможность проявить послушание. Но и эту единственную заповедь они не исполнили – ослушались Бога. Конечно, Благодать отошла от них, и они увидели себя обнаженными, прикрылись листьями и начали прятаться от Бога, слыша Его голос. А вместо того, чтобы признать свою собственную вину и покаяться, Адам начал оправдываться и обвинять Еву, а Ева обвинила диавола.

Таким образом, первые люди вкусив от древа познания добра и зла, узнали, чем зло отличается от добра, совершив это зло. Они поняли, что добро заключается в исполнении Воли Божией, а зло – в уклонении от нее.

Потеряв рай, утратив общение с Богом, о своем отступничестве Адам горько плакал всю свою долгую жизнь. Вот и каждому из нас, вступая в Великий Пост просто необходимо вспоминать плач Адамов и плакать теперь уже о своем собственном непослушании, преступлениях против заповедей Божиих – против Самого Бога».

Епископ Евфимий обратил внимание верующих на то, что церковный пост – всегда сочетает в себе телесное воздержание с духовным деланием. Необходимо иметь рассуждение в этом вопросе, понимая, что телесный пост важен, но он является для христианина основой, помощью для внутреннего труда над содержанием собственного сердца.

«Преподобный Антоний Великий говорил: "Мы не плотеубийцы, а страстеубийцы". А это значит, что мы постимся не ради того, чтобы подорвать свое здоровье, а чтобы смирить свои телесные и душевные страсти. Тем более мы знаем: молодым, полным сил людям, физическое воздержание необходимо, чтобы обуздать свое тело, свои желания, но в то же время кто-то по болезни или по старости не может поститься телесно в полной мере. Плоть этих людей уже сокрушена болезнями. Для них остается другое – главное делание поста: сокрушение сердца, смирение, послушание заповедям Божиим, размышление о своей греховности в молитве и чтении духовных книг – т.е. покаяние.

Действительно, во время поста мы стараемся внимательно всмотреться в свое сердце, увидеть, разглядеть, что в нас не так, чем мы нарушаем закон Божий... Нам нужно смотреть на себя так, как смотрели и окаивал себя Адам, потеряв Царствие Небесного Отца.  

Пост называется временем благоприятным, когда все способствует тому, чтобы мы одумались, опомнились – и воздержание чувств, и церковные службы с их молитвами, песнопениями. Если быть внимательными, мы увидим, что все тексты церковные говорят о покаянии, побуждают к оплакиванию своих грехов – не чужих, а своих. О помощи в этом мы просим Господа в молитве преподобного Ефрема Сирина: «Даждь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Пост нам дает возможность глубже исследовать себя. Тогда мы начинаем замечать, что не только грешим сами, но и выступаем преткновением, соблазном для ближнего, подвигаем его на грех своими беззакониями.

Телесный же пост, как мы уже говорили, является большим подспорьем духовному. Он безусловно важен. Об этом нам напоминает чудо великомученика Феодора Тирона, которое мы сегодня вспоминали за Богослужением».

Владыка напомнил, что этот святой помог христианам Великим постом. Уже после своей мученической кончины он явился епископу, предупредив его о том, что вся пища на рынке по приказу нечестивого царя окроплена идоложертвенной кровью. Вместо того, чтобы покупать ее, верующие по слову мученика приготовили коливо, то есть вареную пшеницу, которой укрепили свои силы. Таким образом, они не осквернились и не нарушили поста, а чудесное явление святого Феодора стало для всех христиан свидетельством помощи Божией всем постящимся.

В завершение архипастырского слова Преосвященный Евфимий поздравил всех причастников с принятием Святых Христовых Таин и пожелал им сохранять и укоренить в своем сердце ревность к покаянному подвигу, начало которому они положили на первой седмице поста.

«Уже прошла первая седмица поста, а следующие, на самом деле, пролетят очень быстро. Раньше в семинарии говорили: первая неделя прошла – считай, что закончился пост. И мы с вами не усеем оглянуться, как придет и Страстная седмица, и Пасха. Поэтому давайте будем ценить это благоприятное время, дорожить им.

Радость Христова Воскресения всегда освящает сердца кающиеся, уготовляющие себя к этому событию. Наступает Пасха и мы забываем, каким трудным был пост. Потому что Пасха все покрывает, всю нашу немощь Господь восполняет Своей Благодатью.

Господь, Который дает это нам по любви Своей, желает, чтобы и мы стяжевали в себе любовь к ближним, были милостивы к ним, покрывали их немощи и так исправляли свою жизнь.

Еще раз поздравляю вас с Великим постом и призываю на вас Божие благословение!» - завершил свое слово архипастырь.

 

Администрация сайта