Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Задонском мужском монастыре

Опубликовано 11.04.2019 17:19

10 апреля 2019 года, в среду пятой седмицы Великого Поста, Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Божественную Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Его Преосвященству сослужили: благочинный архимандрит Трифон (Голубых), духовенство обители.

За Богослужением читались тексты из книг Бытия и Притч Ветхого Завета:

«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Быт 17:1-9),

«Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.

Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути -­- делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.

Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч 15:20-16:9).

После Литургии Владыка поздравил причастников с принятием Святых Таин Христовых и обратился к богомольцам с проповедью о том, какую величайшую роль в жизни христиан играет ежедневное чтение Слова Божия, раскрытого в Ветхом и Новом Заветах, в святоотеческих творениях:

«На каждом Богослужении Великого поста Святая Церковь установила чтение ветхозаветных паремий – отрывков из книги Бытия и книг святых пророков. Они предложены для чтения неслучайно. Ведь Господь говорил с людьми, не только во время Своего земного пути, но назидал их к богоугодной жизни еще задолго до этого – через пророков. В каждом ветхозаветном тексте сокрыта Премудрость Божия. Она проявлялась, в том числе, и в жизни исполнивших Слово Божие в своей жизни, праведников. Эти люди жили несколько тысячелетий назад, но духовный опыт их актуален для нас и по сей день».

В качестве примера того, как может верующий назидаться священными текстами, архипастырь рассмотрел отрывок из Книги Притчей Соломоновых, который читался по уставу во время вечерни: «Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою. Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою. <…> Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 15:20-21,33 - 16:1).

«Через эти слова, – продолжил Владыка, – Господь увещевает нас быть послушными своим родителям. Премудрый Соломон говорит, что мудрость для человека состоит в послушании, в благоговейном страхе перед Богом, в стремлении исполнить Его заповедь.

Изучая Священное Предание, мы поучаемся быть смиренными, стяжать Дух Божий. Словами пророка Господь объясняет нам, что Он прославляет не того, кто ищет славы, а того, кто, напротив, ее избегает, кто старается вести смиренный образ жизни, угождать только Богу. Подтверждение этим словам мы видим в жизни многих святых – например, преподобной Марии Египетской. Живя одна в пустыне, она оплакивала свои грехи и, осознавая свое окаянство, никогда не помышляла быть достойной даже увидеть другого человека. Но после ее кончины Господь прославил ее истинной славой – она стала примером покаяния для всего мира.

В книге Притчей написано, что у человека – только предположения, а от Господа – ответ языка. Действительно, хотя мы часто бываем самоуверенны, но на самом деле, никогда не можем знать свое будущее – что произойдет с нами даже в ближайшие часы. Гордость мешает нам помнить об этом.

Гордый человек всегда бывает терзаем страстями, своими желаниями, ничем не довольствуется, ропщет. Он ищет только своей выгоды и пользуется ближними, не имея к ним любви. Священное Писание же постоянно напоминает нам о смирении, говоря, что когда человек полагает смирение в основу своей жизни, его душа находит покой».

Завершая слово об опыте приобретения духовного блага через Священное Писание, Преосвященнейший Евфимий обратился к словам апостола Павла, писавшего в послании к римлянам: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17):

«Не услышав о вере, нельзя уверовать. Именно поэтому нам и заповедано регулярно слушать и изучать спасительный Завет Христов, слушать проповедь о возможности исправить свою жизнь в Духе Божием. Иначе сложно сохранить ревность к покаянию, молитве, духовной жизни в целом. Ради пробуждения ревности к покаянию Господь посылал многих пророков древним израильтянам. Ради этого Он посылал в мир и Своих апостолов и многим благочестиво живущим, по Благодати Духа, давал слово ради пробуждения людей ко спасению. Господь непрестанно заботится о пробуждении и освобождении от зла рода человеческого. И если мы услышим Его Слово и Волю через проповедников, если зерно Божией благодати прорастет добродетелью покаяния в сердце каждого из нас – в любви и послушании Богу наша жизнь преобразится ко спасению, чего всем вам я молитвенно желаю. Аминь», – завершил свое слово Преосвященнейший Владыка и призвал на всех Божие благословение.

 

Администрация сайта