Митрополит Липецкий и Задонский Никон: «Важно, чтобы с возрождением храмов возрождались к жизни во Христе и человеческие души»

Опубликовано 16.05.2018 20:06

Высокопреосвященнейший митрополит Липецкий и Задонский Никон в Казанском храме села Невежеколодезное Задонского района, 4 ноября 2017 года

Интервью с главой Липецкой митрополии в преддверии 15-летия служения Владыки на Липецкой кафедре

– Владыка, в мае этого года Липецкая епархия встречает свое 15-летие. Все это время, полагая труды на ниве возрождения духовной жизни на липецкой земле, Вы уделяете особое внимание и возрождению храмов, порушенных в богоборческие годы.

– Да, милостью Божией в Задонске сейчас мы восстанавливаем Успенский собор, а в районе храмы: Михаило-Архангельский – в селе Черниговка, Богоявленский – в Казино. В сентябре прошлого года состоялось освящение престола Михаило-Архангельского храма в Вороново. В ноябре 2017 года возобновились Богослужения в Казанской церкви села Невежеколодезное. К этому времени храм был полностью отреставрирован, выполнена великолепная настенная роспись. Также восстанавливаем храм в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Ивово Липецкого района.

Владыка, как получилось, что возрождение святынь в очередной раз возглавили именно Вы?

Владыка Никон в Успенском соборе Задонска

– Далеко не каждое село находит возможность восстановить церковь собственными силами. Многие сельские поселения практически опустели, а храмы там были великолепные, и их реставрация требует немалых средств. Каждый из них – это некогда поруганная святыня, поэтому хотелось бы возродить все разрушенные храмы на территории нашей епархии.

– Вероятно, возводя храмы, наши благочестивые предки надеялись, что село будет развиваться, а численность его населения постоянно расти... 

– Да, сельские храмы зачастую гораздо больше городских. Представляете, в некоторых селах есть церкви, которые могут вмещать до пяти тысяч прихожан, а проживает в этой местности не более нескольких сот жителей, а то и десятков. Так что помочь им вернуть святыню – наш долг.

– В светской прессе зачастую поднимается вопрос: насколько оправданы затраты на возрождение старинных храмов и на строительство новых, если посещать их будет «всего несколько человек»?

– А вы думаете, эти «несколько человек», которые придут в храм ради покаяния не дороги Господу? Вспомните, что говорит Спаситель: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» (Лк 8: 4-6).

А еще бывает так, что с началом Богослужений начинается и возрождение села. Внешняя жизнь наладится тогда, когда душа оживится. Как вы думаете, почему Господь прежде чем исцелить человека, говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои» (см. Мф 9:2; Мк 2:5)? Если мы хотим, чтобы Господь помиловал народ, то нам необходимо покаяние.

Школы, больницы – это все хорошо, но если жизнь людей не будет освящаться благодатью Божией, то никакие социальные меры не помогут. А когда в храмах начнет совершаться Божественная литургия, да еще и местные жители начнут каяться, молиться и жить по-христиански, то, чувствуя благодатное место, в село потянутся и другие люди.

– Действительно, в истории России так и происходило: монахи уходили в дремучие леса, строили небольшие храмы, а народ шел за ними. На русском Севере практически все «посады» возникли вблизи молитвенного подвига святых – строился монастырь, строился и город.

Да и сегодня все больше паломников стремится посетить Богослужения именно в старинных сельских храмах. Многие отмечают, что чувствуют здесь особую Благодать. Есть немало прихожан, которые продают квартиры в городах и переезжают с семьями жить в села.

– Это неудивительно. Современного человека влечет особая молитвенная тишина сельского храма. Эти храмы, как мученики, пережили гонения, поругания, разорение, но «намоленность» святого места чувствуется по сей день.

К тому же сельские храмы расположены, как правило, в прекрасной местности. После Богослужения люди могут полюбоваться природой, подышать свежим воздухом, грибы пособирать. Взять, например, село Казино в Задонском районе. – Красота!

– Владыка,  можно ли по каким-то признакам заключить, что строительство и возрождение храмов есть потребность самого общества, а не навязанная «сверху» церковная политика, как пытаются утверждать некоторые СМИ?


Великое освящение Казанского храма села Невежеколодезное, 4 ноября 2017 года

– Возрождение храмов на сегодняшний день есть, пожалуй, единственная стройка, которая осуществляется «всем миром», как говорили в старину. Уже одно это говорит само за себя. Растет в целом и число прихожан. Конечно, у разных приходов – разные возможности. Но важно, что люди начинают чувствовать потребность в живом общении с Богом и желание послужить Ему.

Посмотрите, сегодня на службы приходит все больше молодых родителей с детьми. А ведь их никто не заставляет поднимать своих чад по утрам и вести к Причастию. Значит, люди уже и сами осознают важность участия в Литургии.


По завершении Богослужения в Казанском храме села Невежеколодезное, 4 ноября 2017 года

– Тем не менее остаются люди, которые не понимают, зачем строить храмы, почему недостаточно помолиться дома?

– Храм строится, прежде всего, для совершения Таинства Евхаристии, в котором мы имеем возможность соединиться со Христом. Неслучайно святые отцы называют храм «Небом на земле» – именно в нем Своими Пречистыми Плотию и Кровию пребывает Сам Господь. 

– А если человек считает себя неверующим, полезно ли ему посещать храм, или надо сначала уверовать?

– Обязательно надо посещать храм. Из истории Церкви мы знаем много случаев, когда человек попадал в храм из простого любопытства, стечения обстоятельств, и именно там, соприкасаясь с благодатью Божией, обретал веру, решимость следовать за Христом. Например, Мария Египетская.

Если человек не совсем омертвел душой, то входя в храм, он почувствует -  здесь царит особый Дух. Ощущая его, он может задуматься о конечной цели и смысле человеческого бытия, более глубоко понять суть истинного христианства, переосмыслить свою жизнь, очистить сердце в Таинствах Исповеди, Причащения.

– Переступая порог возрождаемого старинного храма, невольно думаешь и о тех людях, которые были причастны к его разрушению: почему они совершили такое кощунство? Как сложились их судьбы? Вероятно, они очень горько сожалели о содеянном, оказавшись за чертой Вечности…

Посещение правящим архиереем восстанавливаемого
Богоявленского храма с. Казино Задонского района

– В годы советской власти многие усвоили дух атеизма и лютой ненависти ко Христу. Я знал таких… Они умирали очень тяжелой, мучительной смертью. Безрадостно складывалась и жизнь их детей, внуков, потому что любой нераскаянный грех, а тем более грех богопротивления ложится тяжким бременем на потомков.

Надеюсь, что, восстанавливая разрушенные храмы, мы реализуем возможность хоть в малом исправить последствия страшного преступления наших предков. Быть может, Господь примет эти труды как милостыню за их души и сколько-нибудь облегчит их посмертную участь, а наш народ помилует и приведет к покаянию.

– Владыка, а видны ли плоды: откликаются ли сердца человеческие на ту Благодать, которая разливается по окрестностям храмов, в которых возрождается литургическая жизнь?

– А посмотрите: во всех храмах нашей епархии есть кому служить, и умножается число прихожан, желающих присоединиться к соборной молитве. Сегодня мы продолжаем рукополагать многих молодых людей, которые устремляютя служить Богу в священническом сане. Ради Христа некоторые из них оставляют карьеру, мирскую перспективу. Причем, имея большую ревность и благоговение ко Господу, к Богослужению, очень многие готовы ехать в самые отдаленные села.

И это действительно радует! Ведь важно не только церковные стены возвести, но возродить саму литургическую жизнь, чтобы люди в храмах прославляли Бога, участвовали в Таинствах, чтобы с амвона шла проповедь Евангелия. Иными словами, чтобы с возрождением храма возрождались к жизни во Христе и человеческие души. Над этим мы трудимся…


Казанский храм села Невежеколодезное

Возрождение Богоявленского храма села Казино

С Высокопреосвященнейшим митрополитом Никоном
беседовала монахиня Матрона (Швайдак), главный редактор
официального сайта Липецкой митрополии