Святитель Тихон Задонский. Изречения

О достоинстве души христианской

В истинных христианах, как в храмах одушевленных, любезно обитает Небесный Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Об этом говорит Господь: "кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23).

Что может быть честнее и благороднее той души, в которой Бог Триипостасный любезно и благодатно обитает?

Почетно людям принять царя земного в свой дом, но несравненно почетнее принять в дом души своей Царя Небесного, и иметь Его, живущего в ней. Что блаженнее может быть той души, в которой, как в храме Своем, живет Бог? В ней — рай сладости и радости, в ней — Царство Божие.

О блаженство! О достоинство! О благородство души христианской! Любезное, безначальное, бесконечное, преблагое и несозданное естество — Бог — лучше изволяет жить в святой христианской душе, чем на небе или в ином каком храме.

О, Преблагий и любезный Боже, Творче и Создателю наш! Прииди и посети озлобленные души наши, души, по образу и подобию твоему Тобою сотворенные!

+++

О памяти смертной

Мука вечная ожидает беспечных и нераскаянных грешников! Чего и тебе ожидать, если не встанешь и с сокрушением сердца не будешь каяться? Ныне всякому кающемуся милосердие Божие обещается и дается. Тогда всякое милосердие даваться перестанет. Тогда услышится сказанное слово: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей (Лк 16:25).

Снисходи ныне умом во ад, да не сойдешь потом душой и телом. Память геенны не допустит впасть в геенну.

+++

О пользе памяти смертной. Из слова на праздник Успения Пресвятой Богородицы

...И мы сие примем в ум, и всегда будем помнить о смерти. Это не позволит нам хвалиться благородством, и других, братию свою, презирать. Так как, помня о смерти, будем помнить, что мы – земля, и в землю пойдем. Памятуя о смерти, отвратим руку от лихоимства, воровства, но еще и от своих имений руки требующих наполнять будем, ведая, что все мирское миру останется, а мы как нагими вошли в мир, так нагими и отойдем. Памятуя о смерти, не будем объедением и пьянством мех телесный обременять, но столько пищи и пития будем принимать, чтобы не ослабеть, и трудиться можно было, ожидая, что сами будем снедью червей.

Памятуя о смерти, не пожелаем различных и богатых одежд, ведая, что при погребении одна только рубашка для прикрытия наготы нужна. Памятуя о смерти, не будем доставать зло коварными происками многих сел, деревень, земель, ведая, что после смерти не более трех аршин надобно будет земли.

Итак, памятуя о смерти, великую осторожность будем иметь для избежания козней неприязненных. А когда смерть будем помнить, то на ум придет и Суд Страшный, который по смерти следует, где за слово, дело и помышление худое, истязаны будем. Итак, памятуя о смерти, будем и к Страшному Суду готовиться, и Судию Праведного всякими мерами умилостивлять. Ибо, если, когда нас призывают к человеческому суду, мы готовимся, как на нем поступать, что сказать, чем оправдаться, тем более – к Божию Суду, на котором явлены будут и все помышления наши. От Страшного Суда две дороги лежащие представятся в уме: по одной бедные грешники с плачем, воплем и рыданием бесполезным идут в муку вечную, а по другой блаженные праведники с радостью неизреченною идут в жизнь вечную.

Сих четырех всегдашняя память не попустит нам прельщаться греховной сладостью, по Писанию, в предосторожность нам говорящему: Помни последние твои четыре, и во веки не согрешишь (Сир 7:37). Аминь.