Житие святителя Питирима, епископа Тамбовского (1698)

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме Смоленской епархии, население которого отличалось особенной набожностью,твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, которого глубоко чтил в течение всей своей жизни. Кто были родители Прокопия, неизвестно, но нет сомнений, что они, подобно большинству вязьмичей, были людьми благочестивыми. Одно из преданий связывает имена родителей Прокопия с изображенными на Тамбовской иконе Божией Матери предстоящими преподобномученицей Евдокией и преподобным Алексием, человеком Божиим.

Юный Прокопий получил школьное или домашнее образование, и, помимо обычных предметов, изучил иконописание. С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни. Отрок Прокопий посещал церковные службы, имея хороший голос,участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме. Он любил читать книги духовного содержания,приобретал навык к молитве. Будучи в десятилетнем возрасте, ему привелось видеть в самой Вязьме приносимую чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, он был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды.

В XV столетии также был известен святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со воим северным соименником. Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни,освящало все его деяния. Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами.

В возрасте 32-х лет инок Питирим был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив сан архимандрита - редкий в то время. Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы БожиейМатери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого издревле горячо почитают вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид.Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону. Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство тех, кто нес икону, в Вязьме началось брожение. На следующийгод, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы. Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее служение.

1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю 
служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, и 15 февраля 1685 года он был поставлен во епископа патриархом Иоакимом в Московском Успенском соборе. Святитель воспользовался пребыванием в столице для решения вопросов по обеспечению своей епархии материальными средствами. Он знал, что состояние церковных дел Тамбовской епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовноевлияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.

Новый архипастырь начал свою деятельность с богослужения. Он прибыл в Тамбов рано утром 1 марта 1686 года и сразу последовал в храм, где вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров,что вызвало удивление жителейгорода, привыкших видеть в епископе высокое духовное начальство. А святитель Питирим показал всем, что он, прежде всего, православный христианин, в епископском сане призванный нести слово Божие людям. И вся его деятельность всегда была проникнута необычайным смирением и любовью к своей пастве. Перед жителями Тамбова предстал замечательный человек. Доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы. Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том краестарообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых в грехе преступников и бродяг. Главной причиной сильного влияния архипастыря было его кроткое, ласковое обращение, бескорыстная любовь и искреннее желание всем добра.

Святителю Питириму предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Онзанимался обращением язычников к Православию посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил по вяземским обычаям торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручаяград и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери.

Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания. Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логовопреступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (ныне село Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые егопосещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились к Христу.

Уже через год после своего приезда в Тамбовский край святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, проповедника покаяния.

Духовная связь с Вяземским Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи. Благочестивое предание связало с этой обителью событие, напоминающее о добрых отношениях святителя Питирима и святителя Митрофана Воронежского. Когда и как познакомились два епископа, определенно неизвестно. Известно только то, что они вели между собой братскую переписку и были лично знакомы друг с другом. Общение двух архипастырей тем более естественно, что их епархии были не только соседними, но и находились в одинаковом положении. Дружба между архипастырями развивалась, видимо, и потому, что оба они как по жизни, так и по духу, имели много общего. Через переписку они много узнали друг о друге и почувствовали духовное родство. Поэтому святитель Питирим, когда прибыл из Москвы в Тамбов, решил обязательно посетить Воронеж. Об этом факте свидетельствует и одно из черновых писем епископа Питирима, обращенное к святителю Митрофану, к сожалению, не сохранившееся, но упоминающееся в жизнеописаниях святителя Питирима. После посещения святителем Питиримом Воронежского епископа, тот, в ответ, решил посетить своего достойного собрата. Это посещениеознаменовалось выбором и освящением места для новой обители.

Святитель Питирим в своем архипастырском служении находил время для уединения и аскетических подвигов. Он иногда удалялся за пределы Тамбова, в густые леса, и там предавался богомыслию и молитве. Однако уединенные прогулки не давали возможности полностью предаваться молитве, поэтому святитель решил устроить в тихом лесистом месте, найденном им во время путешествий, особую обитель. Эту мысль он рассказал прибывшему гостю – святителю Митрофану, прося его «освидетельствовать и благословить во славу Божию избираемое им место для обители». Таким образом, два великих святителя и друга – оба истинные отшельники и постники – посетили место, где была основана святая обитель. К нимпредание присоединяет третьего спутника, о котором известно только его имя – Иннокентий. Быть может, он был одним из келейников святителя Питирима. Все трое избрали и благословили своей сердечной молитвой место для новой тамбовской обители. С тех пор это место так и стало называться – Трегуляй, а мужская обитель, устроенная здесь – Трегуляевским монастырем. В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он выкопал колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он выкопал близ нового тамбовского собора, в лесной чаще. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой.

Святитель Питирим обновил и многие старые обители епархии, а также основал в Тамбове новый женский Вознесенский монастырь, поставив его игуменьей свою родную сестру – монахиню Екатерину. При его содействии был построенвеличественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения. Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией,святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды, в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!». Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима. Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. 

И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери архипастырь-подвижник отошел ко Господу. Согласно исследованию С. Н. Введенского, кончина святителя Питирима наступила 28 июля 1697 года. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Его кончина была большим горем для всей Тамбовской земли. Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.

Исключительная роль в подготовке прославления святителя Питирима принадлежит управлявшему тогда Тамбовской епархией архиепископу Кириллу (Смирнову), будущему митрополиту Казанскому, исповеднику и новомученику Церкви Русской. Канонизация в синодальную эпоху была сопряжена со многими трудностями. Вопрос о прославлении святителя мог растянуться на долгие годы. Для успешного прохождения дела через синодальную канцелярию, а затем для достойной подготовки канонизации потребовались значительные усилия со стороны преосвященного Кирилла. В мае 1912 года, в ответ на ходатайство владыки Кирилла, Святейший Синод поручил ему «образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода». В январе 1913 года владыка направил результаты деятельности комиссии (засвидетельствованные описания 34 чудотворений, совершившихся по молитвам святителя Питирима) в Святейший Синод. В январе 1914 года владыкой Кириллом было получено Деяние Святейшего Синода от 25 января 1914 года, в котором говорилось, что «воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу… благоволившему явить нового светильника Церкви Российской как новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому… торжественное прославление святителя Питирима совершить 28 июля 1914 года, в день памяти его».

В мае 1914 года был получен указ Его Императорского Величества о разрешении архиепископу Кириллу, «при предстоящем прославлении святителя Питирима, изнести честные его останки и положить их в особый гроб и раку, для благоговейного поклонения верующих». Торжество прославления святителя Питирима готовилось тщательно и масштабно. Спасо-Преображенский кафедральный собор был расписан искусными живописцами. На одной из фресок были изображены святые, которые к началу ХХ века были канонизированы на территории Центрального Черноземья и так или иначе были связаны с историей Тамбовского края – святители Митрофан Воронежский, Иоасаф Белгородский, Питирим Тамбовский, Тихон Задонский и преподобный Серафим Саровский. По мысли архиепископа Кирилла, для большей торжественности и величественности такого события следовало организовать грандиозный большой мужской хор, состоящий из клириков Тамбовской епархии. Причем песнопения должны были исполняться знаменным распевом. Были выписаны из патриаршего архива ноты XVII века – времен святителя Питирима и устроен хор из диаконов и псаломщиков епархии – более 200 человек.

Торжества возглавил уроженец Тамбовской епархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В них приняло участие до 50 тысяч человек. За время торжеств было отмечено несколько случаев исцелений у раки святителя и на его колодце. Одним из следствий прославления святителя Питирима стало определение Святейшего Синода о присвоении Липецкому духовному училищу наименование «Питиримовское».

После Октябрьской революции мощи свт. Питирима находились в запаснике музея. В год 1000-летия Крещения Руси по ходатайству Преосвященного Евгения, епископа Тамбовского и Мичуринского, они были переданы Русской Православной Церкви и находятся в Покровском кафедральном соборе.

Память святителя Питирима совершается 28 июля (10 августа), в воскресенье перед 28 июля (10 августа) в Соборе Смоленских святых, 28 июля (10 августа) в соборе Тамбовских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

Источники
1. Подвижники Тамбовского края (XVII-XIX) века. Тамбов, 1903. 
2. Н. Молчанов. «Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского». Тамбов, 1914 год.
3. В. Кученкова. Святыни Тамбовской епархии. Издательский отдел Московского Патриархата,1993.
4. Тамбовские и Пюхтицкие духовные светильники. Сост. С. Девятова, О. Тульская. М.: Артос-Медиа, 2008.
5. А. В. Журавский. Во имя правды и достоинства Церкви. Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.
6. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2006.
7. Феодосий, еп. Тамбовский и Мичуринский. Святитель Митрофан Воронежский и его духовная связь с Тамбовской землей // Воронежский епархиальный вестник. 2007 – №1 (76).
8. С. Н. Введенский. Святитель Питирим, второй еп. Тамбовский // Тамбовские епархиальные ведомости, 1899 – №. 51 – 52.

Источник: «Собор святых Липецкой земли». Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.