Житие священномученика Николая Садовского

Священномученик Николай родился 30 октября 1894 года в семье потомственных  священнослужителей Александра Алексеевича Садовского и его супруги Анны Стефановны (урожд. Поповой) в селе Патриаршее Воронежской губернии (совр. село Донское Задонского района Липецкой области). 31 октября 1894 года он был крещен в Богоявленском храме, где служил его отец.

Родители Николая Садовского происходили из духовного сословия. Отец его, Александр Алексеевич, окончил курс Воронежской Духовной семинарии и состоял штатным диаконом в Богоявленском храме c Патриаршее. Дед Николая по отцу, диакон Алексий Петрович Садовский, служил в храме с. Мокрый Боярок, затем был перемещен в храм с. Яблонево, где и скончался.

Мать Николая, Анна Стефановна, была дочерью протоиерея Стефана Михайловича Попова, служившего в Богоявленском храме села Патриаршее и Анны Васильевны, также происходившей из духовного сословия. Отец Анны Васильевны – дед Николая по матери, диакон Василий Ильич Комаревский, служил в храме села Чертовицкое.

Родители Николая Садовского венчались в Богоявленском храме села Патриаршее, где впоследствии и совершал свое служение диакон Александр Садовский до 1895 года. Здесь в семье Садовских родились Тихон, Вера и Николай. В 1895 году диакон Александр Садовский был рукоположен во иерея к храму в селе Гудовка Задонского уезда Воронежской губернии. Пастырские обязанности отец Александр совмещал с преподаванием Закона Божия в церковно-приходской школе. В семье отца Александра родились Константин, Ольга и Елена.

В село Патриаршее семья Садовских вернулась в 1907 году, когда освобождается место священника в Богоявленской церкви. Отец Александр также состоит законоучителем в местной Земской школе.

Воспитанный благочестивыми родителями, Николай Садовский принимает решение также посвятить свою жизнь церковному служению и в возрасте 16 лет поступает в Воронежскую духовную семинарию. По ее окончании в 1916 году, Николай Александрович состоит псаломщиком в церкви Иоанна Богослова села Лубны (совр. село Каменная Лубна Лебедянского района Липецкой области).

12 октября 1916 года он вступил в брак с Антониной Михайловной Федоровой, дочерью священника местного храма,  Михаила  Ивановича Федорова.  После  скоропостижной кончины отца Михаила Федорова в 1917 году, диакон Николай Садовский был рукоположен во иерея к храму Иоанна Богослова села Лубны.

В этом храме отец Николай совершал свое служение до 1931 года, когда храм был закрыт. У отца Николая отобрали дом, и ему пришлось уехать в село Патриаршее.

Карательные меры советской власти, направленные против служителей Церкви не обошли и отца Николая Садовского. Первый раз он был арестован летом 1932 года, и два с половиной месяца провел в тюрьме.

Об обстоятельствах этого ареста известно из следственного дела священника села Пружинки Павла Владимировича Попова.

Во время одного из допросов, отец Павел, отвечая на вопросы следователя, говорил, что в конце июня – начале июля 1932 года к нему на квартиру в село Пружинки приезжал священник из села Патриаршее Садовский Николай Александрович. Они вместе поехали в село Лебяжье  Добровского района к священнику Воробьевскому П. В., но «нигде никаких политических бесед не вели».

 В определении пом. облпрокурора по Тамбовской области Фунтова говорится, что «священник Садовский Н. А., не желая служить в селе Патриаршем по причине, что там закреплено колхозное строительство на 80%, а в Добровском районе колхозы разваливаются, куда, по его словам он и хочет поступать священником.., он сумел с 12 июня 1932 г. по день ареста провести работу на собраниях в селе Пружинки, провел беседу со священником Воробьевским в селе Лебяжье, и, после подготовительной работы в этом селе проведено сборище с крестьянами.., и 4 дня священником Садовским проведено в селе Голиково Елецкого р-на… Проводимые собрания преследовали целью не только о развале колхозов, но и о существовании Советской власти вообще.

Таким образом, отца Николая обвиняли в том, что его контрреволюционной агитацией было охвачено три района. Видимо, летом 1932 года отец Николай ездил из села в село в поисках более спокойного места служения, такое. Далее в этом документе говорится, что священники Садовский и Воробьевский освобождены  из-под  стражи 14 октября 1932 года.

Отец Николай вышел из тюрьмы в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и, вернувшись в Патриаршее, стал служить в родном селе.

В 1932 году, возможно, состоялось  знакомство  отца Николая с другим будущим священномучеником – Тихоном Архангельским. В жизнеописании сщмч. Тихона и его матушкиисповедницы Хионии есть сведения о том, что после закрытия Троекуровского монастыря и скитания по разным селам и приходам, семья Архангельских весну, лето и осень 1932 года провела в селе Патриаршее.

После первого закрытия Богоявленского храма зимой 1932/1933 гг, Архангельские переехали в село Куймань, где отец Тихон стал настоятелем Троицкой церкви. К празднику Троицы 1933 года Богоявленский храм вернули верующим, и отец Николай продолжал пастырское служение в своем храме до лета 1935 года.

Уже весной 1935 года у Садовских отобрали дом, и отец Николай поселился на квартире у Петунина Павла Дмитриевича, который жил с семьей в доме № 40 по ул. Ленинской, а матушка Антонина уехала в родное село Яблоново. 8 апреля 1935 года отец Николай на квартире у Петунина П.Д. беседовал с политруком Красной Армии, который спросил священник, есть ли Бог. Отец Николай ответил, что Бог есть: тот стал спорить, и разговор перешел на современное положение Церкви, и священник стал перечислять несправедливости, чинимые советской властью, о чем политрук впоследствии донес в НКВД.

25 июля 1935 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в Липецкую тюрьму. Отец Николай обвинялся еще и в том, что 16 июля 1935 года, во время технического осмотра церкви «на предмет ее годности», «оказывал  противодействие в работе комиссии РИК».

Он отказался подписывать акт, с помощью которого власти намеревались закрыть храм. Незадолго до этого отец Николай обращался к местным властям с просьбой разрешить ремонт церковного здания, поврежденного  изнутри при первом закрытии, и ожидал, что комиссия составит акт в пользу верующих. Но заключение комиссии говорило о невозможности дальнейшего использования данного помещения в качестве церковного. Священник смял и бросил под ноги акт, а трех рабочих, составивших эту «комиссию», выпроводил из храма.

Материалы дела были переданы на рассмотрение Специальной Коллегии Воронежского областного суда, и отец Николай был переведен из Липецкой тюрьмы в Воронежскую. 23 октября 1935 года состоялось закрытое заседание суда, который приговорил священника к восьми годам тюремного заключения.

Наказание иерей Николай Садовский отбывал на Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД Дальневосточного (ныне Хабаровского) края.

После ареста отца Николая его матушка Антонина Михайловна скиталась, скрываясь от властей, так как и ей постоянно угрожали арестом. Жила матушка Антонина, в основном, у родственников мужа, так как родители ее умерли, братьев и сестер не было, да и детей Бог не дал. Она имела среднее духовное образование, в свое время окончила Воронежское Епархиальное училище.

Матушка Антонина очень любила церковную службу и, пока отца Николай служил в храме, – сначала в селе Лубны, затем в Патриаршем, – пела на клиросе.

В феврале 1938 года оперуполномоченный 3-го отдела  Дальневосточных лагерей допросил тех заключенных, кто готов подписать  лжесвядетельства против архиереев и других обвиняемых Допрошенный комендант зоны показал: «Отбывая меру уголовного наказания при  Средне-Бельском лагпункте Дальлага НКВД и выполняя обязанность коменданта зоны с июня 1937 года, мне приходится наблюдать за лагернымнае к выводу, что все заключенные указанной выше зоны, смыкаясь между собой на почве единства воззрений, сплотились в определенные контрреволюционные группировки… Контрреволюционная деятельность выражается в том, что они, будучи почти все отнесены к группе инвалидов, дезорганизуют производство. Кроме этого… открыто собираются группами в палатке и совершают религиозные обряды, поют молитвы… Некоторые заключенные из представителей Православной Церкви имеют большую переписку с внешним миром и очень часто получают из разных городов Советского Союза крупные посылки, которыми делятся с остальными священнослужителями… Попы по воскресеньям надевают подрясники и производят чтение молитв…В контрреволюционную группу входят следующие лица: Гагалюк А. М., Панкеев А. А. – бывшие архиереи, Садовский Н. А., Богоявленский Г. А. и другие…».

Таким образом, в феврале 1938 года против  архиепископа Онуфрия (Гагалюка), епископа Антония (Панкеева), священников Николая Садовского, Георгия Богоявленского и др. было начато новое «дело».

В контрреволюционной деятельности никто виновным себя не признал. 17 марта 1938 года тройка при УНКВД СССР по Хабаровскому краю приговорила всех к расстрелу. 1 июня 1938 года отец Нико-лай Садовский вместе с архиепископом Онуфрием, епископом Антонием и другими священно- и церковнослужителями принял мученическую кончину в тюрьме города Благовещенска и погребены в общей безвестной могиле. А матушка Антонина Михайловна Садовская 12 ноября 1942 года была арестована в доме Евдокии Петуниной в селе Патриаршем вместе с тремя верующими женщинами.

Антонина  Михайловна обвинялась в том, что «явля ется руководителем нелегальных сборищ церковников, на которых участники сборищ проводили контрреволюционную агитацию». По материалам следственного дела видно, что в это время матушка Антонина  еще не знала, что отца Николая уже нет в живых. На допросах она говорила, что муж  ее – священник-миссионер, осужден за  веру на 8 лет. Что касается «контрреволюционной агитации», то матушка Антонина на тех же допросах, не боясь, утверждала, что советская власть зря закрыла церкви, – надо было дать верующим веровать и молиться, а нашествие Гитлера – гнев Божий на русский народ за вероотступничество.

19 апреля 1943 года Военный Трибунал Воронежской области осудил А.М. Садовскую и других членов «контрреволюционной группы церковников» на «10 лет лишения свободы с конфискацией имущества».

В 1953 году она вернулась из мест заключения и проживала в городе Задонске, пела в храме на клиросе. Скончалась 22 января 1978 года.

Священник Николай Садовский вместе с другими пострадавшими за веру были прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

30 августа 2013 г. на территории Благовещенской тюрьмы (ныне СИЗО) была освящена часовня в память Новомучеников и исповедников Российских, на которой  будет установлена мемориальная доска с именами пострадавших здесь святых. А на месте Средне-Бельского лагпункта находится женский монастырь и строится монастырский храм Албазинской иконы Божией Матери.

Память священномученика Николая совершается 19 мая (1 июня), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви  Русской, 4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) сентября в Соборе  Липецких святых.

Источник: «Собор святых Липецкой земли». 
Сборник житий Липецких и Елецких святых 
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов,
А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013.