Житие священномученика Михаила Исаева

Памятная доска на стене Христо-Рождественского храма Липецка

Священномученик Михаил Исаев родился 11 января 1875 года в крестьянской семье Василия и Ксении Исаевых в селе Крыловка Чембарского уезда (совр.Белинского района) Пензенской губернии. О его родителях в Государственном архиве Пензенской области сохранились следующие сведения: 29 октября 1871 года в Никольской церкви села Крыловки состоялось венчание крестьянина села Крыловки Василия Семенова Исаева и села Свищевки крестьянской девицы собственницы Ксении Дмитриевны Рязинской, возраст жениха – 17 лет и 9 мес, возраст невесты – 19 лет. А 11 февраля 1873 года в семье Исаевых родился сын Алексий. Других сведений о семье Исаевых не сохранилось.

В селе Крыловка было земское училище, в котором в 1881 году обучались 62 ученика, а учителем состоял окончивший курс Пензенской учительской семинарии Григорий Васильевич Клейменков. С большой долей вероятности можно предположить, что отрок Михаил проходил обучение в земском училище.

Михаил Исаев в 1891 году поступил в Пензенскую учительскую семинарию, где вместе с другими молодыми людьми разных сословий православного вероисповедания изучал Закон Божий, основы педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметику и основы геометрии, российскую и всеобщую историю, географию, основы сельского хозяйства, ремесла (столярное, плотницкое, бочарное и шорное).  24 мая 1894 года Михаил Васильевич Исаев успешно окончил курс Пензенской учительской семинарии.

1 августа того же года он был принят на должность учителя земской школы села Большой Самовец Липецкого уезда Тамбовской губернии, а 1 сентября 1894 года  переведен на ту же должность в село Студенки Липецкого уезда.

12 июня 1899 года в Христо-Рождественской церкви села Студенки состоялось венчание учителя земской школы Михаила Васильевича Исаева и 25-летней дочери дьякона этого храма Софии Ивановны Романовской. В марте 1901 года Михаил Васильевич выдержал экзамен по Синодальной программе на степень диакона и был определен диаконом в храм села Студенки (на место скончавшегося диакона Ивана Васильевича Романовского, отца Софии Ивановны). Хиротонию совершил епископ Тамбовский и Шацкий Георгий (Орлов) 8 апреля 1901 года. С 1901 по 1910 год диакон Михаил Исаев состоял учителем церковно-приходской школы и до своего ареста в 1935

году служил диаконом в Христо-Рождественском храме села Студенки. В справке, которая находится в следственном деле, отец Михаил именуется протодиаконом. По-видимому, он был удостоен этого звания после 1918 года. Семья его к моменту ареста состояла из жены Софии Ивановны и ее сестры Евгении Ивановны. Протодиакон Михаил Исаев проходил по одному делу вместе с епископом Липецким Уаром (Шмариным). Поводом для его ареста 19 мая 1935 года послужил протест прихожан Христо-Рождественского храма против снятия колоколов. На допросах протодиакон Михаил виновным себя не признал. Он был приговорен к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Казахстане в Карлаге. 16 сентября 1937 года протодиакон Михаил вместе с иереем Александром Орловым и другими священнослужителями был арестован повторно за то, что «…находясь на участке Тартаул, организовавшись в группу, проводил среди заключенных Тартаула к/р агитацию». Вот протокол допроса протодиакона Михаила Исаева.

Вопрос: Знаете ли Вы Карасева, Орлова, Бочарова, Кравец и др.?

Ответ: Карасева и Орлова я знаю потому, что жил вместе с ними в одном бараке.

Кравец, Никольского, Самойленко я тоже знаю, как лагерников.

Вопрос: Какие беседы вели с Карасевым и Орловым?

Ответ: С Карасевым и Орловым я беседовал о хозяйственных вопросах, т. к. мы жили в одной комнате.

Вопрос: Знаете ли Вы о том, что на участке Тартаул устраивались богослужения, молебны на речке, на песке? Кто присутствовал и что говорили?

Ответ: Нет, этого я не видел.

Вопрос: Кто устраивал на песке на речке Чурбай-Нура изображение церкви из камней, икон, крестов и т. д. для богослужений?

Ответ: Я не знаю и не видел, кто это строил.

Вопрос: Пели ли Вы с Карасевым песнопения, когда и где?

Ответ: Да, пели, когда ходили на речку и говорили в какой епархии какие напевы поют.

Вопрос: Признаете ли Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении по ст. 58-10,11?

Ответ: Виновным себя в предъявленном обвинении по ст. 58-10,11 я не признаю. Больше по данному делу показать ничего не могу.

Таким образом, на допросах он своей вины не признал и показаний на других не дал.  В следственном деле имеется следующий документ:

«Акт.

3 сентября 1937 года мы, нижеподписавшиеся сотр. III части XII Долинского отделения, в присутствии коменданта участка Тартаул составили настоящий акт. 3 сентября нами было обнаружено изображение церкви, алтарь и маленькие иконы сложили из камней на песке священниками  з/к участка Тартаул, где они устраивали богослужения, молебны. Мною, комендантом … было раскидано камни церкви и икон и неоднократно сам лично разгонял с места богослужения».

В октябре 1937 года было вынесено обвинительное заключение, в котором говорилось: «…находясь на общих основаниях на командировке Тартаул, Исаев Михаил Васильевич входил в к/р группировку церковников, проводившую к/р деятельность. Эта группировка в кустах на берегу реки устроила себе церковь, выложив на берегу изображение алтаря, икон и крестов и в этой церкви и на квартирах членов своей к/р группы систематически устраивались богослужения и молебны, а также беседы, на которых велись к/р разговоры и злобная к/р агитация среди з/к».

Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 31 октября 1937 года протодиакон Михаил Исаев вместе с другими священнослужителями были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор приведен в исполнение 2 ноября 1937 года в 24 часа. Место погребения неизвестно.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил протодиакона Михаила Исаева к лику новомучеников и исповедников Российских.

Память его совершается 20 октября (2 ноября), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, в первое воскресение после 3 (16 октября) в Соборе Казахстанских святых.

Источники

1. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке

2. Метрическая книга Никольской церкви села Крыловка Пензенской губернии. ГАПО. Ф. 182. Оп. 7. Д. 1.

3. Метрическая книга Никольской церкви села Крыловка Пензенской губернии. ГАПО. Ф. 182. Оп. 7. Д. 6.

4. Клировая ведомость Христорождественской церкви села Студенки Липецкого уезда Тамбовской губернии. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2275.

5. ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 25008.

6. Архив ДКНБ по Карагандинской области. Д. 02167.

7. В.Т. Гришанов. Православные храмы, причты и приходы земли Каменской 1800 – 1917 гг. Пенза, 2010.

8. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.