Житие священноисповедника Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского

Будущий святитель-исповедник, в миру Александр Лаврентьевич Преображенский, родился в 1854 году в селе Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии  в семье сельского священника Лаврентия Ивановича Преображенского и его матушки Анны. В семье Преображенских родились восемь детей. Отец Лаврентий в селе был всеми уважаемым пастырем, в своем благочинии являлся духовником и исполнял должность наблюдателя за сельскими школами. В его доме сохранялась атмосфера теплой братской любви всех членов семьи друг к другу. Несмотря на сравнительно большой приход, семья священника была обеспечена очень скудно. Как и большинство сельского духовенства, отец Лаврентий жил в основном за счет хозяйства, которое вел сам: и пахал, и сеял, и убирал, и молотил. С раннего детства молодое поколение семьи по мере сил и возраста помогало во всех работах. Начальным обучением своих детец батюшка занимался сам.

Отец Лаврентий много читал, у него была значительная по тогдашним представлениям библиотека, включавшая, кроме духовной, и светскую литературу: сочинения Пушкина, Гоголя, «Историю государства Российского» Карамзина. Воспитанный родителями в благочестии, Александр Преображенский высоко ставил служение Церкви в священном сане. По окончании Веневского духовного училища ему представилась возможность получить серьезное светское образование. Вопреки уговорам близких, чувствуя тягу к церковному служению, он поступил в Тульскую духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали привитым ему в семье традициям церковного благочестия, и горячее желание его служить в священном сане охладело. Промыслом Божьим постигшая болезнь, а затем кончина отца, способствовали тому, что, как лучший ученик, он получает направление в Московскую духовную академию и поступает туда. В стенах лавры преподобного Сергия к нему вновь возвращается юношеское желание стать священником.

Блестяще окончив академию со степенью кандидата богословия, он в 1881 году назначается на должность преподавателя латинского языка в Раненбургское духовное училище (современный Чаплыгин Липецкой области), и также исполняет обязанности члена правления училища. В 1882 году его перевели в Скопинское духовное училище.

Александр Преображенский вступил в брак, но, не прожив и года счастливой семейной жизни, он потерял супругу и новорожденного младенца. Убитый горем, он понимает, что избранный им жизненный путь, — не его, твердо решает оставить мир и принять монашество.

В 1885 году после пострижения он был рукоположен в священный сан. Иеромонах Агафангел последовательно назначается на должность инспектора Томской семинарии с возведением в сан игумена, ректором Иркутской семинарии с возведением в сан архимандрита.

В возрасте 35 лет Господь призвал его к архиерейскому служению – состоялась его хиротония во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 по 1897 год епископ Агафангел управлял Тобольской и Сибирской епархией, затем Рижской и Митавской. В 1910 году назначается архиепископом Виленским и Литовским. Важнейшими сторонами деятельности владыки Агафангела были церковное просвещение и Евхаристическая жизнь. По поручению Святейшего Синода он составил отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Церкви. Трудился святитель Агафангел и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности, занимался благотворительностью. По свидетельству современников, «счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, уважение к чужому мнению — вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним».

С 1913 года он назначается на Ярославскую кафедру и вскоре возводится в сан митрополита. Принимал активное участие в работе Поместного Собора 1917-1918 гг. С 1918 года митрополит Агафангел — член Высшего Церковного управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне. После убийства в 1918 году священномученика митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), Собор на своем закрытом заседании вынес экстренное постановление о том, чтобы на случай болезни, смерти и невозможности Патриарха исполнять свои обязанности, предложить ему избрать несколько блюстителей Патриаршего Престола, которые в порядке старшинства будут ему преемствовать. После кончины Патриарха Тихона это постановление послужило спасительным средством для сохранения канонического преемства Первосвятительского служения. Одним из таких кандидатов был митрополит Агафангел.

В мае 1922 года Патриарх Тихон был привлечен к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. В связи с этим Патриарх, ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, постановил временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления назначить митрополита Ярославского Агафангела. Власти немедленно привлекли к судебной ответственности владыку за антисоветскую деятельность, а это означало, что Церковь может лишиться законного управления, тем более что к власти стремились обновленцы. В этих условиях митрополит Агафангел, в качестве заместителя Патриарха, обратился с посланием к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви. Он призвал епископат управлять епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами и обычным церковным правом, по совести и архиерейской присяге впредь до восстановления высшей церковной власти.

Такое послание вызвало у властей беспокойство. Митрополит был арестован и вскоре выслан в Нарымский край. По окончании срока ссылки, в августе 1925 года, митрополит Агафангел вернулся в Ярославль. Как второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола, он попытался возглавить церковное управление, но под давлением обстоятельств и ради церковного мира добровольно от этого отказался.

Святитель Агафангел до конца жизни старался служить делу церковного единения. Было ясно, что от внутрицерковных разногласий более всего выигрывали безбожники, в частности органы ОГПУ. Тюрьма, ссылка, нестроения и назреващие расколы окончательно сокрушили здоровье святителя. Оказалось, что трудности тюремного заключения и ссылки переносимы легче, чем те внутренние скорби, которые обрушились на него. Угрозы расколов и смятений, опасение послужить им каким-либо своим действием или словом, сделать что-либо к соблазну верующих —это ощущалось тяжелее, чем гонения от безбожников и ссылка.

Переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье святителя Агафангела, сердечные приступы участились. 30 января 1928 года он совершил свое последнее богослужение в Ярославском Свято-Духовом храме. Утром 16 октября 1928 года митрополит Агафангел мирно почил о Господе.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил его к лику новомучеников и исповедников Российских.

Память священноисповедника Агафангела совершается 3 (16) октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, 18 ноября (1 декабря) в Соборе святых Эстонской земли.

 

Источники:

1. Ради мира церковного: Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника. М., Изд-во ПСТГУ, 2005.

2. Православная энциклопедия. Т. 1.

3. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2. Тверь, 2001.

4. Моя жизнь-Христос, и смерть-приобретение. Новомученики исповедники земли Рязанской. ХХ век. Рязань, 2012.

5. Мазырин А., иер. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х – 1930-х годах. М., Изд-во ПСТГУ, 2006.

6. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 2917-1943. Сост. М. Е. Губонин. М., ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994.

7. А. Ю. Клоков, А.А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Чаплыгин.

8. Мазырин А., свящ. Подвиг святительского служения в эпоху гонений.