Житие преподобномученика Василия (Цветкова) Келецкого

Преподобномученик Василий, в миру Гавриил Георгиевич Цветков, родился 21 марта 1867 года в семье священнослужителя Спасского храма села Лески Рязанского уезда Рязанской губернии Георгия Цветкова. Крестил младенца настоятель Спасской церкви Александр Гиацинтов, дав ему имя Гавриил – в честь архангела Гавриила. Начальное духовное образование Гавриил получил в Рязанском духовном училище, по окончании которого служил с 1884 года почтальоном в Пронской конторе. Однако душа Гавриила Георгиевича не принимала суету мира, и в возрасте двадцати шести лет он решает уйти из мира. 12 мая 1893 года он поступил в Николо-Радовицкий монастырь Егорьевского уезда Рязанской губернии послушником. Этот монастырь имел славную историю. С 1431 года он именовался Акакиевой пустынью, но когда здесь в ХVI веке при игумене Ионе Рогоже явился образ святителя и чудотворца Николая, он стал называться Николо- Радовицким. 12 апреля 1896 года послушник Гавриил принял монашеский постриг с наречением имени в честь ревностного поборника православия – епископа Василия Парийского.

С тех пор его жизнь изменилась и приобрела иной смысл. 28 апреля 1896 года монах Василий (Цветков) был рукоположен в сан иеродиакона. Через год произошло событие, которое должно было оставить след в душе молодого человека, вступившего на путь служения Богу. В июне 1897 года в Николо-Радовицкий монастырь прибыл святитель Мелетий (Якимов), епископ Рязанский и Зарайский. Наместник монастыря, архимандрит Нестор, со всей братией с подобающей честью встретил Преосвященного. «Облаченный в мантию Его Преосвященство вступил в собор, обновленный после бывшего внутри его пожара, когда сгорел весь иконостас, и чудесно уцелела от огня икона Святителя Николая», - писали «Рязанские епархиальные ведомости».

«Поразительно величествен внутренний вид сего собора: величественный иконостас в несколько ярусов, блестящий золотом, художественная живопись, массивность и соразмерность отдельных частей громадного здания, – все это не поддается простому описанию. Какое-то особенное благоговение является при входе в сие святилище».

Так писал очевидец этого события. Богомольцев в монастыре в тот день было около полутора тысяч. Святитель Мелетий посетил келии монахов, разговаривал с некоторыми из них.

14 мая 1899 года иеродиакон Василий был рукоположен святителем Мелетием во иеромонаха, а 4 июня того же года его переместили в Рязанский Троицкий монастырь и утвердили в должности ризничего. В 1902 году он стал казначеем и «за примерно-чинное поведение и усердные труды для обители» был награжден набедренником. «За благочестную иноческую жизнь и особые труды по должности казначея» ему было преподано благословение Священного Синода с выдачей грамоты. Известно, что главное для монаха – молитвенные труды. Прилежным молитвенником был и иеромонах Василий. В 1906 году отец Василий был перемещен в Пронскую Спасо-Преображенскую пустынь, а в 1907 году его возвратили в Троицкий монастырь. Там он был избран членом хозяйственного совета монастыря, что являлось большой ответственностью, так как на основании Указа Святейшего Синода от 28 мая 1892 года «О мерах к благоустройству хозяйственной части в епархиальных мужских монастырях» членами хозяйственного совета выбирались старшие монахи. Состав хозяйственного совета утверждался епархиальным начальством.

В 1910 году иеромонах Василий был утвержден в должности казначея монастыря. В это же время его наградили наперсным крестом, выдаваемым из Святейшего Синода, а 26 июля 1911 года его назначили наместником Троицкого монастыря. Вскоре по Указу Святейшего Синода он стал настоятелем Пронской Спасской пустыни, и 16 августа возведен в сан игумена.  В 1912 году игумена Василия переместили из Рязанской епархии в Астраханский Покрово-Болдинский монастырь. За большие труды во славу Божию награжден орденом святой Анны, а 5 июня 1916 года возведен в сан архимандрита. В этом же году отец Василий по прошению возвратился в Рязанскую епархию – в Данковский Покровский монастырь, где служил до его закрытия. Документы Государственного архива Рязанской области сохранили свидетельства того, как это было.

В августе 1918 года архимандрит Василий, настоятель Данковского Покровского монастыря, писал архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну (Смирнову): «Во вторник первой недели Великого поста, во время богослужения, явились в монастырь двое уполномоченных от совета крестьянских депутатов с телеграммой от Рязанского губернского контролера Назарова, в коей совету предписывается произвести опись всего монастырского имущества и капиталов и принять таковое под свой контроль, и затем поместить в монастырь инвалидов и детей сирот убитых и раненых воинов. Депутатами описаны все прц. бумаги,помещения с количеством всех комнат-келий, домашний инвентарь, скот, экипажи, сбруя и весь продовольственный запас. В субботу 10 марта по предписанию Совета Советов К. и Р. деп. отобрана в монастыре пишущая машина, собственность настоятеля, и передана в землеустроительную управу…». Архимандрит Василий испрашивал совета, как себя вести в случае закрытия монастыря. Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Рязанский и Зарайский, написал резолюцию: «Принять к сведению и подшить к делу об отобрании церковного имущества». Что еще мог сделать архипастырь в этих условиях?

С этого времени архимандрит Василий исполнял свои пастырские обязанности в Димитриевской церкви города Данкова. Потом он вынужден был переходить с одного прихода на другой, так как храмы, один за другим, новые власти закрывали. Служа в разных приходах Рязанской епархии, он везде отдавал людям частицу своей души. Известно, что отец Василий служил в Никольской церкви села Никольского Данковского района, в Успенском храме села Липяги Скопинского района. 5 апреля 1930 года архимандрит Василий был назначен настоятелем Георгиевского храма села Старый Келец Скопинского района. Жители его очень любили и стекались к нему отовсюду, почитали его за святого – об этом поступали «сигналы» в органы НКВД. 26 августа 1937 года отец Василий был арестован за то, что «за весь период революции вел непримиримую борьбу против

Советской власти и партии ВКП(б), направляя свою контрреволюционную деятельность к свержению существующего строя». Пока дело его рассматривалось органами НКВД, отец Василий содержался в Скопинской тюрьме. Затем он был переведен в одну из тюрем НКВД Москвы. 17 сентября 1937 года дело было передано на рассмотрение «тройки» при УНКВД СССР по

Московской области, которая постановлением от 11 октября того же года приговорила его к расстрелу.

17 октября 1937 года приговор в отношении архимандрита Василия был приведен в исполнение на огороженной территории полигона НКВД СССР, вблизи поселка Бутово Ленинского района Московской области. В этот день там было расстреляно 128 человек. Захоронили их там же, в траншеях, вырытых на полигоне.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года архимандрит Василий был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Память преподобномученика Василия совершается 4 (17) октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в 4-ю субботу по Пасхе в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых

Источники

1. Архив Управления ФСБ по Рязанской области, архивно-следственное дело № 11964.

2. ГАРО. Ф. Р 6775. Оп. 1. Д. 75.

3. ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87.

 4. ГАРО. Ф. 1033. Оп. 4. Д. 20.

5. Священник Николай Стаднюк, Т. Т. Телепнева. Покровский монастырь города Данкова. М., 2008.

4. Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Том 1. Рязань, 2002.

5. Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Новомученики исповедники земли Рязанской. ХХ век. Рязань, 2012.

6. Православная энциклопедия. Т. 7.

5. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.