Житие преподобномученика Феодора (Никитина)

Преподобномученик Феодор родился 19 сентября 1877 года (по другим источникам в 1873 году) году в крестьянской семье Василия Григорьевича Никитина в селе Солдатском Орловской губернии (совр. Тербунский район Липецкой области). Семья Никитиных славилась на селе своей религиозностью, поэтому было неудивительно, что Федор Никитин избрал для себя монашеский путь и в 1907 году поступил послушником в Задонский мужской монастырь, где принял монашеский постриг. Согласно показаниям свидетеля в следственном деле, отец Феодор «заведывал всеми экономиями монастыря». В 1916 году его отправили на Первую мировую войну. После возвращения с войны, ввиду разорения обители, жил на родине – в селе Солдатском. Занимался хлебопашеством вместе со своими родными. В 1923 году был лишен избирательных прав. Отец Феодор вместе со своими родными по религиозным убеждениям не вступали в колхоз, а занимались крестьянским трудом как единоличники. Был осужден в 1928 году и отбывал наказание в течение года. Весной 1930 года его хозяйство, совместное с зятем Харитоновым, было конфисковано как «кулацкое», из своего дома отец Феодор был выселен и постоянного места жительства не имел. Весной 1931 года за свое антисоветское настроение инок Федор вместе со своими родными был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь в Сибири. Виновным себя не признал. Из показаний на допросе:

«Виновным себя в предъявленном обвинении не признаю... В Бога верую крепко до сих пор и готов умереть за Бога и Христа. Мероприятия Соввласти я не разделяю, т.к. все они направлены на уничтожение веры в Бога, уничтожение религии, храмов Божиих и Святых мест. Все то, что происходит сейчас, – и сама Советская власть, – есть лишь Богом данное наказание. В Святом Писании сказано: «Настанет время: пойдет народ на народ, появятся лжепророки, придет Антихрист». Все эти слова сбываются, такие времена действительно наступили. Нам, грешникам, нужно больше молиться Богу, просить у Него прощения. Как сказано в Писании, всякий грешник,– но раскаявшийся, получит прощение, услышит Господь нашу молитву, простит людей, и смутных времен – Советской власти – не будет. В колхозе я не состою и по своим убеждениям никогда туда не пойду, там учат безбожию. Наверное, так говорил я и другим гражданам – ни один верующий туда не должен идти и предаваться соблазнам лжепророков. Никаких специальных сборов я не собирал и сам никуда на сборы не ходил, а беседовал с людьми на улице, около церкви. После раскулачивания с 1930 г. постоянного жилья не имею. Хожу по дворам, проповедую Слово Божие, и это я не считаю преступлением перед Богом, – а как называет это Советская власть – мне безразлично...». Отец Феодор был приговорен к 10 годам заключения.

Лист из протокола допроса

В 1936 году отец Федор был досрочно освобожден по состоянию здоровья и отправлен в административную ссылку в село Колбаны Грязнухинского района Западно-Сибирского края. Здесь он работал в храме сторожем, выполнял поручения благочинного – ходил по приходам и «собирал добровольные пожертвования на содержание патриархии». 17 ноября 1936 года инок Феодор был арестован и обвинен в «участии в контрреволюционной повстанческой организации», возглавляемой Барнаульским архиепископом Иаковом. По этому делу были арестованы архиепископ Иаков, 6 священников и миряне. Следствие продолжалось несколько месяцев. Материалы его составляют пять томов по нескольку сотен листов в каждом. Арестованных подвергали мучительным допросам и издевательствам, но они держались мужественно и с достоинством. Отец Феодор виновным себя не признал и никого не оговорил.

Из протокола допроса:

– «Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной повстанческой организации. Что вы можете показать об этом? – спросил следователь.

– В этом себя виновным не признаю.

– Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника организации.

– Никаким участником организации я не был и дать показания по этому вопросу не могу.

– Вы продолжаете говорить неправду. Вам известен Даниил Носков, благочинный Смоленского района?

– Даниила Носкова я знаю. Познакомился с ним в селе Точилино Смоленского района, куда он устроился священником в 1933 году после освобождения из ссылки. Когда я стоял в церкви, ко мне подошел Носков и, увидев на мне сиблаговскую одежду, стал спрашивать, откуда я. На вопрос Носкова я ответил, что из Орловской губернии, в Сибири отбывал наказание. Носков на это мне сказал, что и он был в Сиблаге, освобожден недавно. С тех пор мы с ним изредка встречались.

– Дайте показания о политической настроенности Даниила Носкова.

– О политических настроениях Носкова дать показаний не могу, так как о них не знаю.

– Вы говорите неправду. Вам хорошо были известны антисоветские настроения Носкова, он сам вам рассказывал, за что был осужден, где отбывал наказание. Предлагаем не запираться, а дать правдивые показания.

– О том, что Носков был осужден Тройкой ОГПУ, я знал из его рассказов, но не знал, за что его судили. На политические темы мы с ним не говорили, и дать показания по этому вопросу я не могу.

– Вы опять говорите неправду. Следствию известно, что вы у Носкова были не один раз и имели разговоры антисоветского характера. Настаиваем на даче правдивых показаний.

– К Носкову я заходил по церковным делам, разговора с ним на антисоветские темы не имел.

– Вы все время врете и отвиливаете от прямых ответов на поставленные перед вами вопросы. Носков является одним из руководителей организации, о чем он дал показания. Настойчиво требуем от вас дать правдивые показания.

– Я даю правдивые показания, и участником организации я себя не считаю.

– Вам предъявляются показания Носкова, где он прямо говорит, что он вас использовал для связи между участниками организации, посылая с записками. Будете ли вы и далее отрицать свое участие в организации?

– Показания Носкова подтверждаю в том, что он меня действительно посылал в ряд приходов к священникам с распоряжением от архиерея, в котором говорилось, чтобы собрать пожертвования на содержание патриархии.

– К кому вы ходили с записками от Носкова?

– Ходил к священнику Николаю Пальмову, к священнику Михаилу, ныне почившему, к священнику Ивану Можирину и другим священникам, фамилий которых не помню. У Пальмова я ночевал.

– Перечисленные вами лица являются активными участниками организации. К ним вы ходили от Носкова с определенной целью, узнать их настроения и доложить потом об этом Носкову.

– Нет, Носков отправлял меня по приходам, не давая задания узнавать настроения. Когда же я вернулся, обойдя приходы, то Носков спросил меня, кто и как принял архиерейский указ и кто как живет.

– Значит Носков посылал вас не только с указом от архиерея собрать пожертвования, а и узнать настроения священников?

– Нет, такого задания он мне не давал.

– Зачем же он тогда спрашивал у вас, кто как настроен?

– Он как благочинный должен был знать, как относятся к нему священники, входящие в его благочиние.

– Вы говорите неправду. Носков хотел через вас узнать о настроениях священников, которых потом он мог бы привлечь в организацию. Вам он дал задание обойти район как участнику организации.

– Это я отрицаю, участником организации я не был.

– Вы являетесь активным участником контрреволюционной повстанческой организации. Дайте показания, кем и когда вы были вовлечены в организацию.

– Ни в какой организации я не состоял и меня никто в нее не вербовал.

– Вы говорите неправду. В организации вы принимали активное участие.

– О своем участии в организации я показаний дать не могу, так как никакой организации я не знаю.

– Даниил Носков является руководителем повстанческой организации в Смоленском районе. Вас же, как участника организации, Носков использовал для контрреволюционной работы, посылая с письмами и записками по районам к участникам организации.

– Это я отрицаю. Носков давал мне поручения ходить по приходам не с записками, а с указом от архиерея собрать добровольные пожертвования на содержание патриархии.

– Носков, посылая вас по району, дал поручение собирать сведения о настроениях среди населения. Не отрицайте этого, а дайте правдивые показания.

– Носков мне не давал такого поручения, но, когда я, обойдя район, возвратился к нему, то он интересовался, как кто принял указ архиерея.

– На прошлом допросе вы сказали, что Носков спрашивал вас и о настроениях среди населения. Почему же вы сейчас даете противоречивые показания?

– Противоречий в своих показаниях я не нахожу, я говорил, что он спрашивал,  как живут люди, но это я не считаю, что он интересовался настроениями населения, так как это у каждого человека первый вопрос при встрече.

– Вы говорите опять неправду. Носков вас прямо спрашивал, какие настроения среди населения, и вы ему рассказали, что вам удалось узнать, обойдя район.

- Я еще раз повторяю, что заданий мне Носков никаких не давал, но когда я вернулся из района, он меня стал спрашивать, где и как живут люди. Видя по селам, что часть крестьян жалуется на свое плохое житье в колхозах, что не хватает хлеба, а часть хвалит свою жизнь, я так и рассказал Носкову, который мне на это ничего не сказал.

– Все же вы неискренни. Носков признал себя руководителем организации в Смоленском районе и дал показания по этому вопросу. Вы же, являясь участником организации, выполняя его установки, ходили к участникам организации с письмами и выявляли настроения среди крестьян.

– Я участником организации не являлся и виновным себя в этом не признаю».

3 июля 1937 года Сталин подписал распоряжение о массовых расстрелах и о проведении дел приговариваемых к расстрелу административным порядком через Тройки. 25 июля 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Иакова (Маскаева), инока Феодора  (Никитина), и других к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 июля 1937 года.

Место расстрела и погребения инока Феодора и других казненных вместе с ним остается неизвестным. В ходе следствия арестованных по данному делу перемещали из Бийска в Барнаул, где на территории ранее изъятого у церкви Богородице-Казанского женского монастыря в 1925 году сделали тюрьму № 1 НКВД (сейчас — Следственный изолятор ФБУ ИЗ22/1 УФСИН России по Алтайскому краю). Вероятно, расстрел состоялся там.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил монаха Феодора и пострадавших с ним к лику новомучеников и исповедников Российских.

Память совершается 16 (29) июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

 

Источники

1. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. Тверь. Изд-во Булат»,2001.

2. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке

3. ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 22472.

4.ГААК. ПФ из отдела спецдокументов. Д. 7818. Т. 5