Житие преподобного Илариона, затворника Троекуровского

Преподобный Иларион  Троекуровский родился, как пишут исследователи, между 1755 и 1784 годом в селе «Нижние Рановы Рясы, Зенкино тож», Добринского уезда, позже вошедшего в Раненбургский уезд Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области). Точную дату рождения определить нет возможности, потому что пока не найдена или не сохранилась вовсе запись о его рождении в метрической книге Христо-Рождественской церкви села Зенкино.

На основании же исповедных ведомостей Димитриевской церкви села Троекурово за 1843 год и записи того же храма о смерти и погребении затворника годом его рождения следовало бы считать 1755 или 1756. Однако первый биограф затворника Илариона Федор Захарович Ключарев уже вскоре после кончины подвижника указывал другую дату его появления на свет: «Родился он по изустным преданиям в 1764 году в селе Зенкино».

Из документов архива Оптиной пустыни удалось выяснить, что вопрос о дате его рождения рассматривался еще в 1861 году. Тогда консисторский архивариус Василий Кандидов предоставил «Выправку о летах отца Илариона из духовных росписей Рязанского наместничества Раненбургской округи с. Рановых Ряс церкви Рождества Христова за 1787 г.», где возраст Илариона был указан 13 лет. Так как это была одна из ранних записей, то годом рождения Илариона можно считать 1774 или 1773 год.

Эти свидетельства подтверждаются записью в ревизской сказке однодворцев села Рановых Ряс за 1782 год, где был записан дед Илариона – Авраам Петров, сын Фомин, со всем семейством: «...Авраам Петров, сын Фомин – 58 лет. У него жена Настасья Акиндинова, умерла в 1778 г. У Авраама дети, написанные в последней ревизии: Евсей – 38 лет.Нефед – 33 года...У Нефеда жена Федосья, Павлова дочь. Взята тоя же округи села Бухового у однодворца Павла Лутова, дочь его. У них дети, рожденные после ревизии: Тимофей – 15. Ларион – 8 . Кирилла – месяц. Дочь девка Степанида –12...».

Документы эти хранятся в Государственном архиве Рязанской области. Из записи следует, что преподобный Иларион мог родиться или в 1774, или в 1773 году. Однако, в метрических книгах  села Рановы Рясы за 1773 год «Ларион» не значится, а метрические книги за 1774 год не сохранились, поэтому можно предположить, что подвижник родился в 1774 году, и на момент ревизии 1782 года ему было полных 8 лет.

Итак, в 1774 году в селе Нижние Рановы Рясы (Зенкино) Добринского уезда Рязанской губернии в семье зажиточных государственных крестьян-однодворцев Мефодия Абрамовича Фомина и Феодосии Павловны родился будущий подвижник. Можно предположить, что святой Иларион родился 21 октября, в день памяти преподобного Илариона Великого, в честь которого он был крещен и которого он всегда почитал как своего небесного покровителя.

С ранних лет отрок Иларион отличался кротостью, тихим нравом и любовью к уединению. Однажды, когда отроку было 7 лет, он услышал такой сильный и неожиданный для него звук колокола, благовестивший к заутрене, что в испуге свалился на пол с лавки, на которой спал. А когда опомнился и узнал церковный благовест, то поспешил в храм на службу, во время и после которой «почувствовал в душе своей невыразимое желание угождать Господу».

С тех пор отрок старался удаляться от детских забав и почти все время проводил в доме своего деда по матери Павла Игнатовича, простого и неграмотного человека, но благочестивого, опытного в духовной жизни. С дедом мальчик часто бывал в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах. Дед брал мальчика с собой к каждому богослужению, а дома словом и собственным примером учил посту и молитве. Два калача в неделю с питьевой водой – вот и вся пища, к которой с детства привык Иларион.

Любимым занятием Илариона в детские годы было копать пещеры. И еще с уст его никогда не сходила молитва, которая, по слову преподобного Иоанна Лествичника, есть «пребывание и соединение человека с Богом... утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница (на совр. русском – причина) дарований, невидимое преуспеяние...Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда».

Его дед и наставник умер, когда святому Илариону было 14 лет, и отрок был вынужден вернуться в родительский дом, в котором выглядел отшельником. Через несколько лет его родители, желая привязать юношу к крестьянской домашней жизни и надеясь со временем иметь в нем опору своей старости, задумали его женить. В сохранившихся метрических книгах за 1790 – 1793, 1795 годы сведений о его женитьбе нет, поэтому можно предположить, что бракосочетание состоялось в 1794 году (фамилию жены узнать невозможно, т.к. не сохранились документы).

В это время ему могло быть 19 – 20 лет, но, к сожалению, метрические книги за этот год не сохранились, и проверить правильность предполений не представляется возможным. После долгого сопротивления, преподобный все же был вынужден подчиниться родительскому желанию, но с тем лишь условием, стобы ему позволили побывать у киевских святынь.

После венчания с Агафьей Семеновной, дочерью однодворца того же села, подвижник тайно от всех ушел в Киев. Излив сердечную боль перед киевскими святынями и мощами угодников Божиих, через некоторое время, «в веригах и босым», он вернулся к родным.

Желая избегнуть брачной жизни и обычных житейских занятий,  Иларион притворился больным, сказав, что с ним по дороге из Киева случился паралич – отнялась правая рука. Но он всегда вызывался помочь родителям в их заботах. В это трудное время у преподобного Илариона было одно утешение – он ходил учиться грамоте в ближнее село Головинщино к священнику местного храма Трофиму, у которого проводил много времени в духовных беседах.

По воспоминаниям свидетелей, знавших его, святой Иларион после женитьбы 4 года жил в семье. Затем он вознамерился навсегда оставить родительский дом. Вскоре он, буквально исполняя слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37-28), тайно покинул семейное гнездо. Через некоторое время, когда род-

ные прекратили поиски, подвижник отправился странствовать по святым местам, побывав сначала в Троице-Сергиевской Лавре. Затем он направился в Киев. На пути познакомился с будущей старицей Евфимией Григорьевной Поповой из лебедянского села Каликина и предсказал ее дальнейшую судьбу. Побывав затем в Троице-Сергиевой Лавре и других святых обителях, подвижник решил определиться в один из монастырей Рязанской губернии – Духовскую обитель Скопинского уезда или Димитриевскую – Ряжского уезда.

Однако, пребывание преподобного Илариона в монастыре не было долгим. Не прошло и года, как жена его, узнав от богомольцев о местопребывании мужа, решила вернуть его. Она подала прошение в рязанскую полицию с просьбой вернуть домой ее супруга, пребывающего в монастыре. Узнав об этом заранее, Иларион покинул обитель и скрылся в дремучем в то время лесу близ села Каликина.

Здесь его навещала Евфимия Григорьевна Попова, пользовавшаяся его духовными советами и наставлениями и сама помогавшая отшельнику. Именно с Евфимией подвижник обсуждал появившееся у него вскоре сомнение в необходимости продолжать отшельническую жизнь в дремучем лесу и вдали от людей. Видимо, пока он чувствовал, что страсти не до конца побеждены в нем самом, ему нужна жизнь общежительного монастыря.

Евфимия же пробовала отговорить Илариона от дальнейших попыток поступить в общежительную обитель. Однако он остался непреклонен в своем мнении и, вымоливши со слезами согласие своей жены, поступил вскоре в монастырь. Первый биограф преподобного Илариона Ф.З. Ключарев утверждал, что он «был в Саровской пустыни, Трегуляевском, в Свято-Троицком Козловском общежительном монастыре, где и был пострижен в рясофор, откуда непонятно по каким причинам в последствии времени перешел в Раненбургскую Петропавловскую пустынь».

Другие источники называют Скопинский Духов и Ряжеский Димитриевский монастыри. Но одно несомненно: значительный «монастырский» период в жизни преподобного Илариона был связан именно с Петропавловской пустынью близ города Раненбург (ныне город Чаплыгин Липецкой области).

Настоятель монастыря строитель Авраамий знал Илариона как благочестивого человека и с радостью принял его в число братии. В качестве послушания ему было назначено печь просфоры. Жизнь подвижник вел очень строгую, ни с кем не сближался, по кельям не ходил и к себе никого не принимал, все свободное время он посвящал чтению и молитве. За это братия стала считать подвижника гордым и возненавидела его, а настоятель Авраамий полюбил еще более и вскоре постриг Илариона в рясофор с именем Иларий.

Доверяя ему во всем, настоятель не раз посылал инока Илария к благотворителям. Это еще более восстановило против него братию. В довершение всех зол жена Илариона пришла в монастырь и стала требовать, чтобы ее мужа отпустили домой. При этом она нанесла настоятелю и братии тяжкие оскорбления, перебила окна в настоятельской и других келиях.

Отец Авраамий рапортом пожаловался на Илария Рязанскому преосвященному Амвросию (Яковлеву-Орлину) и получил разрешение на удаление рясофорного монаха Илария из пустыни. В присутствии всей братии отца Илария вывели из кельи на монастырскую площадку, где настоятель, введенный в заблуждение недоброжелателями и раздраженный дерзкими поступками его жены, сорвал с Илария клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всем на него плевать и вытолкать за монастырские ворота.

Вновь оставшись без постоянного местопребывания и вида на жительство, святой Иларион вернулся в свою келью близ села Каликина. В ревизской сказке за 1816 год «Ларион» значится в селе Нижние Рановы Рясы в семействе своей матери с братьями, их женами и детьми. Жена Илариона в ревизии за 1816 год уже не значится, а в ревизии за 1811 год женщины не показаны вообще, поэтому трудно сказать по документам, что стало с его супругой.

Вскоре подвижник перебрался в окрестности села Головинщина, где жил его духовный друг и учитель священник Трофим Иосифович, и поселился в так называемом «Воловом овраге» в 4 верстах от села.

Историк Рязанской Церкви священник Иоанн Добролюбов в «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» писал о том, что в фонде архива Рязанской консистории «существует дело», из которого видно, что в мае 1801 года Данковский протопоп доносил епархиальному начальству, «что близ Алексеевского, Головинщина тож, находятся пустынники и живут в построенных ими келиях, почему, консистория предписала ... пустынников разослать по своим местам, а келии уничтожить, о чем и сообщить в светскую команду». Пока подлинного документа в архиве не найдено. По воспоминаниям некоторых жителей этого села, именно в этот период Иларион Троекуровский жил в овраге и к нему приходили крестьяне за советом в духовной жизни и за помощью в болезнях.

Там, в дремучем лесу, он по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры выкопал себе пещеру в «три покоя», соединенных узкими проходами, в которой молился. Огромный камень служил ему вместо стола. По преданию, в той же пещере поселилась змея, часто лежавшая на этом столе и служившая затворнику напоминанием о змие-искусителе.

Шесть лет прожил преподобный Иларион в этом овраге, молясь день и ночь, изнуряя плоть трудами и постом. Питался редькой, которую выращивал сам, ел ее без хлеба, не очистив; пил дождевую воду, а если дождя долго не было, то много дней терпеливо выносил жажду. В жаркие дни молился в лесу на открытой поляне, кладя по три тысячи земных поклонов. В пещере Иларион совершал молитвенные правила – вечерние, всенощные и утренние, а на Божественную литургию ходил в храм села Головинщина.

Внешний вид угодника Божьего был аскетический. На все времена года вся его одежда была – длинная рубаха из холста и легкий белый халат. Ходил босой, отчего ноги были в глубоких трещинах и в крови.

Однажды во время Великого поста подвижник в церкви упал в обморок, потому что 18 дней ничего не ел. Когда его приводили в чувство, увидели на нем тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки, из-за которой все тело у него было в ранах (чугунный крест с вериг и чугунный «Страстной» образ Божией Матери, что носил угодник Божий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впоследствии в Троекуровской обители). На его постели из дубовых сучьев видны были следы крови. Господь сподобил Своего угодника великих духовных дарований. Враг же рода человеческого возненавидел святого Илариона еще больше.

И ночью, и днем нападал он на подвижника – то в виде хищных зверей или гадов, то в виде разбойников; иногда являлся в виде громадного змия, готового пожрать труженика Христова, а иногда подымал в пещере страшный шум и крик. Но преподобный молитвой и крестом разрушал все его козни. Первое время в своих пещерах он проживал совершенно один.

У него был петух вместо часов и змея, которая ему не вредила. Но скоро слава о святой жизни подвижника и его благодатных дарованиях, особенно о даре духовного прозрения, распространилась далеко, и к нему начали стекаться ищущие спасения души или утешения и облегчения в житейских скорбях. Явились и желающие под руководством преподобного Илариона потрудиться в его пещерах. Таким образом, вокруг подвижника со временем образовалось небольшое общежитие. Святой учил их церковному пению и вместе с ними совершал обычные дневные и ночные правила.

Но это небольшое братство страдало от постоянного недостатка воды. Подвижник, сам до тех пор терпеливо выносивший жажду, обратился к Господу с горячей молитвой, давши при этом обет не вкушать воды, пока прошение его не будет услышано.

На этой молитве в лесу он заснул от усталости и, проснувшись на заре, увидел недалеко от себя куст прекрасных цветов. На этом месте он и стал рыть колодец, в котором вскоре явилась обильная чистая вода. Источник целебной воды существует до сих пор в Воловом овраге.

Однажды, возвращаясь ночью во время сильной вьюги от отца Трофима в свои пещеры, угодник Божий сбился с дороги, ослабел и упал без памяти в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в свои сани и привез к отцу Трофиму. Священник счел его мертвым и не решился внести в дом. Пока он колебался, преподобный Иларион еще около часа пролежал на морозе.

Наконец отец Трофим решился, – внесли замерзшего подвижника в дом и начали оттирать. После долгих усилий замерзший открыл глаза и едва слышно попросил священника отслужить молебен Божией Матери перед иконой «Целительница». По окончании молебна, когда отец Трофим поднес к нему крест, Иларион быстро встал, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, не говоря ни слова, поспешно вышел и скрылся.

На другой день утром святой уже молился за Божественной литургией в Головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и ничуть не обмороженный. В знак благодарности Господу за избавление от смерти Иларион решил остальное время жизни своей провести в безвыходном затворе. Но ему не пришлось исполнить свое намерение.

Обстоятельства заставляли угодника божиего время от времени покидать пещеры в Воловом овраге. Где только ни побывал Иларион Троекуровский, когда иногда уходил из своего Волового оврага! Среди людей он испытывал различные гонения, которые претерпевал с великим смирением, помня слова гонимого людьми Подвигоположника Христа: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16,33).

Так, однажды один из квартальных надзирателей в городе Ельце, увидев святого Илариона в странном наряде, приказал его арестовать. Преподобный побежал от преследователей к реке и, перекрестив себя и воду, пошел по ней «яко по суху». Такова была сила его духа, и преследователи были поражены, увидев это. Также он на продолжительное время отправлялся и в довольно отдаленные места. Доходил подвижник и до любимого им Киева.

Однажды, возвращаясь оттуда в село Головинщино, преподобный Иларион заболел и добрался только до Коренной пустыни близ Курска. Настоятель обители отец Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, предложил ему постричься в мантию. Так подвижник был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Илариона Великого.

Около 1800 года пещеры в Воловом овраге посетила благочестивая девица Дарья Кутукова из села Пиково Раненбургского уезда Рязанской губернии, впоследствии основательница Казанского девичьего монастыря в селе Сезенове Лебедянского уезда. Святой Иларион стал духовным руководителем преподобной Дарии.  Подвижник имел тесную духовную связь и общение с иеросхимонахом Агапитом, старцем одного из главных духовных центров не только Воронежской епархии, но и всей России – Тихоно-Задонского Богородицкого монастыря.

До своего затворничества преподобный Иларион нередко посещал эту обитель. Именно в ней произошла встреча старца Илариона с другим подвижником – затворником Иоанном Сезеновским. В Задонске он повстречал и будущего подвижника Раненбургской пустыни – иеросхимонаха Нафанаила, которому святой Иларион сказал: «Схимник! Будет...».

Однажды старца обвинили в безнравственности. Иларион был арестован, пещеры закрыты. Сначала преподобного Илариона заключили в острог, а потом подвергли 6-месячной епитимии (с весны по осень) в Раненбургском Петропавловском монастыре. Настоятель монастыря иеромонах Паисий и братия встретили Божьего угодника дружелюбно, так как слава о его добродетельной жизни утвердилась прочно – наказание для Илариона стало скорее отдыхом от пещерной жизни. Пещеры, когда он вернулся, были уже разрушены. Разрушена была и его лесная келья близ села Каликина.

Преподобный вынужден был искать новое местопребывание. Он 2 месяца жил в селе Каликине в доме одного из крестьян, где в послушании у него была будущая старица Евфимия Григорьевна Попова, которая впоследствии часто рассказывала окружающим замечательные случаи, свидетельствующие о святости жизни старца Илариона. Затем подвижник переселился в церковную караулку в селе Головинщине. Примерно в 1807 году к нему обратился помещик соседнего села Карповки князь Михаил Александрович Долгоруков, полям которого грозила засуха, с просьбой помолиться Господу о ниспослании дождя.

Святой Иларион обещал исполнить просьбу князя, и в тот же день полил дождь. М.А. Долгоруков решил дать покой для подвижника в своем имении в селе Карповке. У храма в честь «Иверской» иконы Божией Матери князь поставил удобную келью и поселил в ней старца, а княгиня собственноручно обила сукном все стены кельи угодника Божия. Старец жил там несколько лет. К этому времени относится предсказание преподобного Илариона об исходе войны 1812 года.

Многие помещики, жившие по соседству с князем Долгоруковым, приезжали к подвижнику – это время за советом: куда уезжать от надвигающихся полчищ Наполеона. Тот отвечал, что супостат посрамится, «пусть он взял Москву –на деревне остановится». Пророческие слова сбылись в точности.

В Карповке отца Илариона часто посещала Дария Кутукова, уже вышедшая из монастыря и подобно своему духовному наставнику часто переходившая с места на место. Наконец, для нее выстроили келью близ храма в селе Головинщине, где благочестивая девица по благословению преподобного Илариона занималась печением просфор для храмов окрестных сел.

Дария Кутукова в декабре 1817 года поехала на говение в Тихоно-Задонский монастырь. Собираясь возвращаться домой, она подошла к иеросхимонаху Агапиту за просфорой для Илариона. У отца Агапита пребывал в это время юродивый Иоанн. Старец Агапит попросил Дарию отвести юродивого Иоанна к старцу Илариону. Когда Иоанн прибыл к Илариону, тот, провидев Духом Святым, смиренно сказал: «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить...».

В то время одному из духовно близких святому Илариону людей, князю Федору Несвицкому, владельцу села Сезеново, во сне явился некий младенец, который обратился к нему и сказал: «Возьми меня к себе на руки и дай место для молитвы, я – Иоанн многострадальный». Младенец попросил поселить его в бане. Увидев вскоре юродивого Иоанна, князь узнал в нем того младенца. Когда же князь рассказал о своем сне старцу Илариону, тот посоветовал князю не противиться вше Божией и дать Иоанну приют в бане. Позднее князь построил для Иоанна келью.

И впоследствии святой Иларион не оставлял своим попечением затворника Иоанна Сезеновского, помогал ему в устроении храма, а впоследствии и Сезеновской женской обители. Окормлял старец Иларион и многих монахинь Иоанно-Казанского Сезеновского девичьего монастыря.

После смерти князя М. А. Долгорукова управляющий имением и дворовые старались сделать невозможным дальнейшее пребывание старца в селе Карповке. Они писали молодому князю в Москву ложные доносы, настраивали наследника против подвижника.

Когда же молодой князь встретился со святым Иларионом, то понял всю нелепость клеветы на того, просил его молитв и благословения; уезжая из имения, приказал своим людям оберегать старца от неприятностей. Однако ненавистники Илариона стали еще больше досаждать ему, пытаясь выжить из имения...

Святой Иларион решил смиренно удалиться от притеснителей и в 1819 году принял приглашение соседних владельцев Сухановых, перебраться в их имение. Подвижник переехал в село Колычево. Пять лет подвизался старец, не имея постоянного приюта, переходя от одного помещика к другому. В этот период он составил свое духовное завещание – документальное свидетельство глубочайшего смирения старца: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Боже жизни, у Которого мертвых нет. Все бо нисходящие во гроб к Тебе текут и у Тебя собираются в невидимом мире, – (Тебе живи суть, где тянут веки), куда вход нам неизбежен. Боже праведный? У Тебя мерило наших дел. Ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к исходу от сей маловременной жизни – предстать на вечное пребывание. И возвращаюсь в землю, от нея же взят бых. Разсудил я все свои тленныя вещи предоставить тленным же людям. Молю и прошу, по кончине дней моих, раздать все мое беднейшее имение самобеднейшим, да нестяжание мое видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей прощаю всех. Убогим архигрешник Иларион – отшельник. Писано от Рождества во плоти Бога Слова 1822 лета мая 28 дня пребывания моего – иже везде».

К этому времени здоровье угодника Божьего было сильно подорвано: обострился ревматизм. Он стал думать о постоянном пристанище. Многие из окрестных помещиков были рады приютить у себя подвижника. Святой Иларион принял приглашение благочестивого владельца села Троекурово Лебедянского уезда Тамбовской губернии Ивана Ивановича Раевского, который посвятил свою жизнь благотворительности и храмоздательству.

И.И. Раевский приказал выдавать старцу ежегодно 50 рублей серебром. Это содержание было нужно ему только первое время. Позже к преподобному стали во множестве приходить и приезжать посетители, и он не только смог на собранные средства содержать келейных, но и помогал многим бедным людям, которые к нему обращались.

В селе Троекурово подвижник поселился в приготовленной для него трехкомнатной келье. Две комнаты занимал сам старец, а в третьей пребывал его келейник. Ф.З. Ключарев так описал келью Илариона: «Меблирована небольшим журнальным столиком, односпальною кроватью с двумя белыми подушками и тюфяком, покрытым белою же простынею...». Не желая развлекаться помыслами, келью подвижник покидал лишь для богослужения в храме.

С большинством посетителей общался только через келейника. Ежедневное молитвенное правило старец Иларион совершал с 1 часа ночи до полудня, прерывая его ранней литургией, которую служили в сельском храме. Святых Христовых Таин он приобщался часто, в последние годы – каждую неделю.

На службе в храме всегда становился в алтаре на правой стороне. Один из келейников преподобного Илариона, Спиридон, рассказывал, как они со старцем на литургии в Светлое Христовое Bоскресенье приобщались Святых Христовых Таин. Келейник вдруг увидел, как от старца исходили, подобно молнии, лучи. Когда они вернулись в келью, избранник Божий спросил: «Спиридон, ты видел что-нибудь в церкви?».

Келейник сказал, что видел исходящие от него лучи. Иларион же сказал ему, что видел «Госпожу неописанной красоты в белом, как снег, платке, опоясанную голубой лентой и в венце с блестящими камнями». Вечернее правило старца продолжалось с 3 часов до 9 вечера. Свободное от молитв время он посвящал чтению духовных книг и общению с посетителями. Келейникам говорил, что монаху подобает спать не более 4 часов в сутки. Желая и келейников приучить к бодрствованию, он имел обыкновение будить их в 12-м часу ночи и посылать за водой на реку или к колодцу.

Пищу преподобный вкушал только по воскресениям и четвергам, во все двунадесятые праздники (обыкновенно щи или суп из чечевицы, без рыбы, а в постные дни и без растительного масла). В остальное время довольствовался частью антидора и чашкой кофейного напитка. В Великий пост он ежедневно пил по стакану сока из конопляного семени «для умягчения груди и свободы голоса», как он говорил; редко, в месяц раза три, он просил подать ему маленькую чашечку кофе, вливал в нее три ложечки миндального молока. Лет за 10 до кончины старец и эту трапезу оставил, питаясь только антидором и девятичинной просфорой.

Когда Бог ему посылал что-то из съестного, то он раздавал сестрам общины или отсылал в богадельню. Строгость духовной жизни и высота подвигов старца Илариона придали его лицу, по свидетельству современников, «святолепное» выражение. Наружность его поражала своим благообразием.

Среднего роста, со впалой грудью, изможденный от постоянного поста, он имел тонкие черты лица, нос с небольшой горбинкой и темноголубые глаза, излучающие любовь. Лицо – худое, прозрачное и необыкновенно белое. На губах часто была светлая улыбка.

Очевидцы говорили, что подвижник походил на Ангела Божия. Будучи уже старцем, он казался юным – его озаряла редкая красота души. В конце жизни, лет за 6 до смерти, преподобный Иларион лишился зрения. Слава о благодатных дарованиях подвижника широко распространилась по окрестным селениям, уездам и губерниям, привлекая в келью старца много людей, как простых, так и знатных.

Бывали у него и Тамбовские епископы Арсений (Москвин) и Николай (Доброхотов), беседовали с ним по духовным вопросам. Епископ Арсений благословил святому Илариону приготовленный старцем для себя склеп и сам посоветовал ему то, что подвижник уже давно предсказывал – устроить женскую общину (преподобный Иларион сразу по прибытию в село Троекурово пожелал устроить женскую обитель).

Иларион подарил епископу Арсению четки, пророчески желая ему повышения, что в скором времени и произошло. Впоследствии, в бытность владыки Арсения митрополитом Киевским, уже после кончины преподобного Илариона, троекуровские монахини были приняты им. Во время обеда митрополит вспоминал свое посещение затворника: «Батюшка ваш – великий старец – прозорливый; я его чту как угодника Божия, он мне предсказал, что я буду митрополитом. Верую Господу, что вы спасетесь за его святыми молитвами».

Часто бывал у старца Илариона послушник Задонского монастыря Михаил, которого старец особенно любил. Впоследствии Михаил принял монашеский постриг с именем Зосима и стал наместником Задонского монастыря.

С преподобным Иларионом Троекуровским связана и другая золотая ветвь духовности, процветшая в Оптиной пустыни. В 1839 году к старцу Илариону обратился за советом Александр Михайлович Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский, искавший монашеской жизни. Старец Иларион посоветовал ему идти прямо в Оптину и прибавил: «Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает».

Именно старцу Илариону принадлежат слова: «Иди в Оптину – и станешь опытным». Необходимо отметить, что когда к святому Илариону обращались за советом монашествующие, то затворник чаще всего отказывался их принимать, отсылая к своим духовникам и наставникам. Когда некоторые ревнители просили благословения у преподобного носить вериги, он советовал им лучше стяжать смирение, терпение и другие добродетели, так как видимые подвиги без этих духовных побед над самим собой в душе неопытного подвижника способны породить только пагубное самомнение.

Преподобный Иларион принимал посетителей, невзирая на их знатность и состояние, руководствуясь лишь важностью и неотложностью их нужд. Интересен один из случаев, связанный с посещением старца прославленным русским полководцем Николаем Николаевичем Муравьевым- Карским, жившим на покое в имении своей жены в селе Скорняково Задонского уезда. Вызванный в армию после начала Русско-Турецкой войны и посланный командовать войсками на Кавказ, Н.Н. Муравьев заехал в село Троекурово к старцу Илариону. Попросил доложить о себе келейника Спиридона.

Старец долгое время отказывал генералу во встрече. Наконец, по разрешению затворника генерал вошел в келью и смиренно упал к ногам святого, который и сам ответил генералу земным поклоном.  Подняв друг друга, они обнялись, поцеловались, заплакали и «начался меж ними дружественный, сладостный разговор». При расставании старец сказал Муравьеву:«Соблюди пост и победишь врага». Приняв благословение преподобного Илариона, будущий покоритель Карса попросил его святых молитв и, растроганный, вышел, чтобы тут же отправиться в дальний путь.

Однако, находились люди, подстрекаемые врагом рода человеческого, клеветавшие на подвижника и распускавшие о нем самые нелепые слухи, писавшие на него доносы, что неоднократно приводило к недоразумениям с полицией. Впоследствии, чтобы избежать этого, святой Иларион по просьбам своих почитателей и при содействии помещицы Анны Ивановны Кузьминой приписался к мещанскому обществу города Лебедяни, а местный купец Федор Алексеевич Саков ежегодно платил за старца казенные подати и мирские повинности.

В ревизской сказке Раненбургского уезда за 1834 год отмечено, что в 1826 году Иларион считался выбывшим из села Зенкино и из хозяйства «в мещанство, в Тамбовскую губернию в город Лебедянь». К концу своей подвижнической жизни преподобный Иларион настолько ослабел, что не мог ходить в храм, редко принимал посетителей, еду ему готовили раз в месяц. Питался просфорой и антидором со святой водой. За 6 недель до смерти прозрел, хотя последние 6 лет был слепым.

За 40 дней до кончины уже не вставал со своего диванчика и жизнь поддерживал несколькими глотками воды в день, за которой посылал келейника к головинщинскому колодцу. Предчувствуя кончину, преподобный Иларион просил ускорить постройку храма в общине. За три дня до кончины он попросил святой воды из Тюшевского колодца в честь иконы «Живоносный Источник».

Когда ему принесли эту воду, он перекрестился, проглотил 2 ложечки святой воды, третью отстранил своей рукой и поблагодарил за любовь. После этого он уже ничего не вкушал.

Перед самым упокоением старца в Троекурово приезжал Федор Захарович Ключарев. Преподобный Иларион велел ему заботиться о Троекуровской обители, а самому посоветовал отправиться в Оптину пустынь, где есть хорошие старцы, которые и научат, что предпринять для жизни духовной.

Совет старца исполнился в точности – богатый тульский помещик Ф. З. Ключарев впоследствии стал насельником Оптиной пустыни и жизнеописателем многих подвижников Христовых - затворника Задонского Георгия и других.

Последние дни жизни старец Иларион не принимал никого, кроме своего духовника, сестер Голдобиных и самых близких из послушниц. Последнюю исповедь перед кончиной принял друг подвижника Троекуровского священник села Губина Никандр Тимофеевич Андреев.

Старец преставился 5 ноября 1853 года в полночь, прожив в селе Троекурово 29 лет. Его тело 4 дня лежало без внешних изменений при чтении Псалтири. С раннего утра до позднего вечера служились панихиды об упокоении его души. Из кельи тело Затворника было вынесено самим помещиком В. А. Раевским, племянником И.И. Раевского, пригласившего Илариона в Троекурово. Приехавших и пришедших проститься со святым старцем было по некоторым сведениям 4000, по другим – до 10 тысяч человек.

9 ноября были совершены заупокойная Божественная литургия и чин погребения наместником Лебедянского Троицкого монастыря игуменом Сергием при участии благочинного и 10 священников. Разрешительную молитву над старцем прочел духовник почившего священник Симеон Песков.

Когда он хотел вложить грамоту в руку преподобного Илариона, то рука усопшего как бы сама разжалась и взяла эту молитву. Отец Симеон рассказал об этом некоторым своим близким, тем более, что многие заметили его изменившееся лицо, когда он вкладывал грамоту в руку старца. После кончины честные останки старца Божия в простом деревянном, им самим приготовленном гробе, сокрыты были в ископанной им же пещере в ограде Димитриевской церкви, над которой устроена была деревянная часовня.

Позднее троекуровским помещиком Владимиром Артемьевичем Раевским, племянником Ивана Ивановича Раевского и наследником его имения, на месте часовни была поставлена деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. День кончины старца Илариона всегда очень почитался не только жителями Лебедянского уезда. К этому дню к месту его погребения собиралось большое число людей из Тамбовской и из соседних губерний.

В годы гонений на Русскую Православную Церковь продолжалось народное почитание затворника Илариона. В 1993 году было положено начало возрождению Троекуровской обители –местные жители создали приходскую общину при Михайло-Архангельском храме, который более других сохранился на территории обители.

Рака с мощами преподобного Илариона Троекуровского в восстановленном храме Димитрия Солунского в Свято-Димитриевском Троекуровском женском монастыре с.Троекурово Лебедянского района, 2014 год

13 июля 1999 года состоялось обретение честных мощей преподобного Илариона Троекуровского Затворника. Честные мощи его были перенесены в Михайло-Архангельский храм, где они покоятся в специально устроенной раке и вновь являют чудеса чудотворений и исцелений. Преподобный Иларион почитается в лике местночтимых святых в Соборах Липецких, Воронежских, Тамбовских и Рязанских святых.

Комиссия по канонизации святых Липецкой митрополии готовит материалы для общецерковного прославления преподобного Илариона Троекуровского.

Память 5 (18) ноября (на Тамбовской и Воронежской земле), 30 июня (3 июля) – обретение мощей (на Рязанской земле), 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых, 28 июля (10 августа) в Соборе Тамбовских святых, 4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

 

Источники

1. Ключарев Ф. З. Сказание о жизни и подвигах старца Илариона, основателя Владимирской Троекуровской женской общины. ОР РГБ. Ф. 214. к. 325. е. х. 1.

2. Памятные записки о прозорливости и предведении в Бозе скончавшегося старца отца Илариона. ОР ГРБ. Ф. 214. к. 325.оп. 2. е. х. 8.

3. Старческие советы некоторых Отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX веков. Москва, 1913. Репринт.

4. А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Жизнеописание затворника Илариона и история Троекуровской обители. Липецк, 2008.

5. Жизнь и подвиги Затворника старца Илариона, основателя Свято-Димитриевского-Иларионовского женского монастыря с акафистом. Издание Троекуровского Свято-Димитриевского женского монастыря, 2010.

6. Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника, старца Илариона Мефодьевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010.

7. А. И. Гамаюнов, А. Ю. Клоков, А. А. Найденов. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть 1. Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2009.

8. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.

9. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Часть I. Ноябрь. М., 1910.

10. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911.

11. Подвижники Тамбовского края (XVII – XIX) века. Тамбов, 1903.

12. Тамбовские и Пюхтицкие духовные светильники. Сост. С. Девятова, О. Тульская. М.: Артос-Медиа, 2008.

13. Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Книга 1. Воронеж, 2003.

14. Подвижники Тамбовского края (XVII – XIX) века. Тамбов, 1903.

15. Тамбовские и Пюхтицкие духовные светильники. Сост. С. Девятова, О. Тульская. М.: Артос-Медиа, 2008.


По книге «Собор святых Липецкой земли».
Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов,
А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013.