Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский жил в XIV веке. С ранних лет он возлюбил Господа, поставив себе единственной целью во всем угождать Ему. Не желал преподобный ни славы, ни почета. Ничто из того, что зовется «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин 2:16) не привлекало боголюбивого юношу.

Водимый благочестивым желанием послужить Богу молитвой и воздержанием, вселился он в непроходимые Радонежские леса, претерпевая жестокие страхования от демонов, силящихся сбить с избранного пути молодого подвижника. Мы знаем, что диавол никогда не оставит в покое человека, подвизающегося ради спасения души. Но преподобный Сергий имел такую решимость и доверие Богу, что победил все козни нечистой силы и посрамил врага спасения.

Вскоре слава о его подвижнической жизни разошлась по городам и весям. Вокруг него стали собираться братия, желавшие также послужить Богу в преподобии. Но никто из числа этой небольшой общинки не мог представить, что на месте небольшого деревянного храма и нескольких келий, выстроенных их собственными руками, со временем будет воздвигнута величественная Свято-Троицкая Сергиева Лавра, которая станет духовным центром Святой Руси и, подобно могучему маяку, будет освящать путь спасения многим тысячам душ, преданных Богу.

Сегодня в стенах Лавры располагается не только монастырь, но и духовная школа, духовная академия, где черпают знания и постигают богословскую науку будущие священники, регенты, иконописцы. Таковы плоды «молитвенного сеяния» Преподобного.

Избегая почета, Сергий Радонежский был прославлен Господом за добродетельную жизнь, смирение, любовь еще при жизни. На нем сбылись слова апостола Павла: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона»(Гал 22:23).

Что значит: «На таковых нет закона»? Святитель Иоанн Златоуст пишет: «…кто может научить того, кто сам в себе имеет все, и совершеннейшим учителем мудрости – любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, делающая добро действием Духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, Апостол и здесь с удивительною мудростию отвергает закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже мудрости, подаемой Духом».

Стяжав мудрость, нисходящую свыше, преподобный Сергий явился объединителем православного народа. Простой монах, живший в нищете и безвестности становится печальником за всю землю русскую. К нему за благословением едет великий князь Димитрий Донской накануне Куликовой битвы. Его молитвенному предстательству вверяет он победу. К нему нескончаемым потоком идут богатые и бедные, простецы и вельможи, счастливые и скорбящие. Что желают они получить от Преподобного? Желают получить самое важное знание – как жить богоугодно, как душу спасать.

Мало кто достигает такого ведения. Мы многое знаем из того, что происходит в окружающем мире и имеет весьма малое к нам отношение, но очень мало знаем из того, что происходит в нашей душе. Поэтому во все времена боголюбцы стремились к святым подвижникам, чтобы они пролили свет Христов на греховную темноту души. И чем больше таких людей, тем лучше и добрее становится наше общество. Ведь в нем действуют те же страсти, что и в отдельном человеке. И чем чище, нравственнее живет каждый из нас, тем чище и нравственнее становятся социальные взаимоотношения.

Прославляя преподобного Сергия, мы должны стараться подражать его богоугодному житию, его трудам во спасении души своей и ближних. Много препятствий встретим мы на своем пути, но пусть они не смущают нас. Постараемся скромно и тихо нести окружающим любовь Христову, нести с упованием на Бога. Каждый христианин призван проповедовать милосердного Отца Небесного, проповедовать, прежде всего, своей жизнью. А если нас не слушают вспомним, что говорит Господь: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (Мф 10:14). «Слушают или не слушают нас — мы должны проповедовать, – поясняет эти слова праведный Иоанн Кронштадтский. – Мы делаем свое дело; если нас не слушают, на неслушающих — Судия праведный, Который в день Суда строго взыщет с них, а мы получим мзду по своему труду».

Делая же дело Божие, не будем ждать награды здесь, не будем подсчитывать сколько должны нам облагодетельстванные нами люди. Постараемся стать достойными чадами Нового Завета, в котором любовь возвышается над законом, в котором мы призваны быть «совершенными, как совершен Отец наш Небесный» (ср. Мф 5:48).

По мысли святителя Илария Пиктавийского Господь доказал, что все совершенствуется добротой. Закон требовал любить ближнего, но позволял ненавидеть врага. Вера же предписывает любить врагов. Она не только сдерживает от отмщения гнев, но смягчает его, претворяя в любовь к обидчику. Вера призывает нас не только стать наследниками Божиими, но и подражать Христу, утвердившему нас для совершенной жизни согласием доброты ко всем, потому что нам следует подражать совершенному Отцу на небесах. И жизнь преподобного Сергия – лучший пример тому, что «невозможное человеку возможно Богу» (Лк 18:27).

Много было великих преподобных в истории Православной Церкви, мы с любовью почитаем их память, но Сергий Радонежский особенно близок нам. И сегодня, совершая ему молебен, мы сливаемся с соборной молитвой, которая возносится сейчас в Лавре у его святых мощей. После своей смерти он продолжает нас объединять любовью.

Поздравляю всех тех, кто носит имя этого великого святого, всех, кто в день его памяти сподобился стать причастником Святых Тела и Крови Христовых. Пусть молитвами преподобного Сергия Господь даст нам крепость душевных и телесных сил идти путем исполнения заповедей Божиих, чтобы приобретая дары Духа Святого, мы полюбили всем сердцем добродетель и руководствовались в своих поступках любовью и милосердием, возвышаясь над минимальными нравственными требованиями закона, ибо Господь желает нас видеть сынами, а не рабами, или наемниками.