Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в предпразднство Богоявления, день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Дорогие братья и сестры, сегодня мы молитвенно совершаем память преподобного Серафима Саровского. Думаю, среди нас нет человека, которому не было бы знакомо его житие. У многих в доме находится его святая икона, с которой на нас взирает согбенный старец с лучезарным лицом.

Из жизнеописания преподобного Серафима мы помним, что он ко всем обращался пасхальным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!» – настолько его сердце было преисполнено той пасхальной радости, которую мы в полноте переживаем лишь в праздничные дни Святой Пасхи.

Откуда же черпал он такую радость духа о Воскресшем Христе? Мы помним, что радость Воскресения последовала после Голгофы, так и пасхальная радость наполняет сердце человека, когда он с любовью к Богу и ближним, терпеливо несет свой крест.

Проповедник напомнил нам сегодня слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6:2). Таким путем шли все подвижники, читая жития которых, нам при поверхностном понимании представляется, что это такие хорошие, приветливые люди, которые не испытывали никаких внутренних тягот, что им было  очень легко и радостно жить.

Но когда мы решимся сами стать на этот путь – понести тяготы ближнего, не на слове, а на деле, то поймем как это тяжело.

Из церковной истории мы знаем о подвиге мучеников, которые явили свою верность Богу пролитием крови ради Христа. Но у нас есть и святые, прославленные в чине преподобных. Они не проливали видимо кровь, но их внутренний подвиг духовной брани и молитвы за людей сродни мученичеству. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Молиться за людей – это кровь проливать». А бороться со своими страстями есть распинать своего ветхого человека.

Мы желаем по смерти наследовать жизнь вечную, восхищаемся смирением святых, но как мало следуем их примеру. Стоит только в повседневной жизни нам встретиться с малейшим недоброжелательством окружающих: кто-то сказал нам обидное слово, кто-то толкнул, кто-то не уступил, как все наше благостное настроение улетучивается. Мы спешим скорее излить на «обидчика» свое возмущение, ответить ему тем же. Мало того, мы передаем свое внутреннее возмущение другим, проливая в сердцах наших ближних яд греха осуждения, забывая, что причиной наших постоянных конфликтов с ближними является наше упрямство, наша гордость, наше нежелание исполнить закон Христов о любви к ближнему.

«Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Гал 6:2), – увещевает апостол. А мы вместо этого враждуем с нашими ближними из-за каждой мелочи, забывая, что однажды все наши земные хлопоты и попечения останутся позади, а впереди предстанет вечность, о которой мы так мало радели.

Закон Христов состоит в том, что мы должны носить тяготы друг друга, то есть терпеть недостатки ближнего, и не просто терпеть, а покрывать их любовью. Этому нам надо учиться в первую очередь.

Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша, вдруг не сьешь». Подвижники, которые прошли трудный путь смирения самого себя ради исполнения заповеди Божией, оставили нам руководство к духовной жизни, советуя начинать борьбу с гневом, как и любой христианский подвиг, – с малого – для начала научиться просто молчать, не отвечая оскорблением на оскорбление, не жаловаться на обидчика другим.

И пример Серафима Саровского должен воодушевлять нас снисходить к немощи ближнего, покрывать его любовью. Ведь только любовь может изменить человека.

Древний патерик передает нам назидательное предание о Макарии Великом. Однажды он шел со своим учеником по пустыне. Ученик, будучи моложе и крепче, обогнал старца и, встретив языческого жреца, несущего бревно, вместо приветствия сказал: «Куда бревно тащишь, демон?» Жреца это очень оскорбило, и в порыве ярости он избил молодого монаха до полусмерти, оставив его лежать на дороге. Затем ему встретился преподобный Макарий, который обратился к язычнику с такими словами: «Трудишься все, добрый человек?» Жрецу так приятно было слово старца и весь его благостный облик, что он, узнав о его вере, и сам захотел стать христианином. Так доброе слово может и злого человека сделать добрым, а злое слово, напротив, делает злым и доброго человека.

Поэтому хотел бы пожелать вам чаще вспоминать этот пример, чтобы не спешить со словами и поступками. Надо не обвинять человека в грехе против себя, но молиться Богу об изменении нашего сердца. Ведь жизнь меняется к лучшему не от того, что принимают новые гуманные законы, проводят грандиозные реформы, меняют руководителей, а от нашего покаяния, которое влияет не только на нашу жизнь, но и на состояние всего общества.

В подтверждение этому имеется интересный пример. В одном византийском городе умер епископ. Назначают на кафедру нового архиерея. Приехав на место служения, тот стал думать о себе высоко, что он, мол, такой угодный Богу, поэтому его поставили на эту кафедру. И был ему глас с Неба: «Эти люди много согрешили, и Я не нашел никого хуже тебя, чтобы их наказать». Поэтому благочестие руководителей напрямую зависит от нашего благочестия и покаяния – пошлет ли нам Господь начальника в благословение, или наказание.

Еще раз поздравляю вас с праздником и желаю, молитвами преподобного Серафима Саровского, чтобы в ваших сердцах, в вашей жизни, в вашем окружении всегда царили мир и любовь Христовы. Ибо где любовь, там и Господь.