Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Сегодня мы совершаем память великого святого – святителя Григория Богослова, которого наравне со святителями Иоанном Златоустом и Василием Великим именуют вселенским отцом и учителем Церкви.

Исаак Сирин восхищался даром слова и глубиной познаний святителя, за которые он, вторым после любимого ученика Христова – Иоанна, был назван Богословом.

В послании к Коринфянам апостол Павел пишет, что «…каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания» (1 Кор 12:7-8).

В четвертом веке, когда родился святитель Григорий произошел перелом в отношениях императорской власти и Церкви. Святой Константин Великий подписал Миланский эдикт, согласно которому прекратились гонения на христиан.

С разрешением свободного исповедания Христовой веры многие ученые люди – философы, ораторы устремились креститься, но некоторые из них не оставили своего человеческого мудрования. И с освобождением Церкви от внешних оков началось ее опустошение еретиками. Если первые века христианства требовали от верующего готовности к подвигу мученичества, то теперь важно было, не поддавшись соблазну лжеименитого разума, устоять в истинной вере.

В борьбе с еретическими учениями и потребовался проповеднический дар святителя Григория, прекрасно владевшего как богословскими познаниями, так и ораторским искусством, изучившего за время учебы в Афинах дохристианскую философию и красноречие.

Но в отличие от святителя Иоанна Златоуста, на проповеди которого собирался в собор весь Константинополь, Григорий Богослов предпочитал писание трудов в молитвенном уединении.

Лишь по настоянию отца он оставляет пустынножительство, где подвизался вместе с Василием Великим, и принимает священный сан.

Вскоре святитель Василий Великий поставляет святого Григория епископом города Сасима. По смерти же Константинопольского патриарха Валента в 378 году, Антиохийский Собор приглашает святителя Григория на Патриарший престол.

Высокое положение Патриарха, предполагавшее тесные отношения с императорским домом, требовавшее большой дипломатии, очень тяготило Григория, сторонившегося политики. Воздавая должное почтение власти, он продолжал оставаться любителем безмолвия. Поэтому, когда во время Второго Вселенского Собора возникли споры о его пребывании на Первосвятительской кафедре, Святитель решил пожертвовать собою для мира Церкви, сказав: «Я не радовался, когда восходил на престол, и теперь охотно схожу с него».

Отказавшись от Константинопольской кафедры, подвижник удалился в родительское имение, где посвятил жизнь молитве и трудам на благо Церкви, оставив богатейшее духовное наследие, которым мы назидаемся до сих пор и в богословских трудах, и в богослужебных текстах.

Назидательна для нас и сама жизнь святого, в первую очередь тем, что во главу угла он поставил служение Богу. Он мог бы оставаться на Константинопольской кафедре, потому что у него было много сторонников, быть первым епископом Константинопольской Церкви, но он отказывается от этого, понимая, что больше принесет пользы Святой Церкви своими богословскими трудами, а не административной деятельностью. Презрев суетную славу мира, он искал лишь единого на потребу, ибо в Святом Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26).

Назидаясь примером служения Богу святых подвижников, в то же время мы видим, что они не чуждались необходимых трудов, направленных на исполнение своих обязанностей как членов общества. Так, святитель Григорий в молодости изучал науки, доступные тому времени; будучи назначенным на епископскую кафедру, достойно исполнял административные функции, связанные с этим служением, хотя и тяготился ими.

В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова приводится интересная притча. Жили два брата. Они вместе трудились, вместе молились. Однажды старший брат говорит: «Меня ничего житейское уже не интересует. Пойду в пустыню и буду непрестанно пребывать в молитве». Младший брат долго отговаривал его, но ничего не преуспел. А надо отметить, что в Египетской пустыни сильные перепады температур – днем очень жарко, а ночью – холодно. И этот брат так замерз, что прибежал домой. Стучится в дверь: «Брат, открой! Я замерз, пусти меня!», а тот отвечает: «Я тебя не знаю. Мой старший брат – Ангел. Ему уже ничего не надо кроме молитвы». «Пусти, пожалуйста! Это я», – продолжает умолять незадачливый брат. «Уходи, я тебя не знаю», – непреклонно отвечал другой, желая лучше вразумить брата, что не нужно о себе высоко мнить и брать на себя непосильный подвиг.

Поэтому нам, дорогие, надо честно нести свои обязанности и по отношению к ближним, заботясь о пропитании семьи, поддерживая родителей, и по отношению к своей душе, не теряя устремления к Господу, стараясь каждое дело начинать, сопровождать и заканчивать молитвой, призывая Божие благословение.

Может быть, у нас недостаточно времени, чтобы прочитать положенное молитвенное правило, но мы всегда можем осенить своих детей крестным знамением, провожая их, например, в школу. И на них будет пребывать родительское благословение.

Таким образом, молясь и трудясь, мы выполняем и свои мирские обязанности, и обязанности по отношению к Творцу.

Хочу пожелать вам в этот день, чтобы молитвами святителя Григория Богослова, Господь вразумлял и поддерживал вас на жизненном пути, во всех трудных обстоятельствах, которые мы должны учиться принимать как от руки Божией. Тогда в нашей душе мы будем ощущать умиротворение от молитвы, которое сможем передать и своим близким, чтобы и у них возникло стремление наполнить свою жизнь смыслом вечных ценностей, а не суетой повседневности.

Будем же, каждый из нас, кто в каком служении призван Богом (см. 1 Кор 7:16), всем укладом жизни стремиться к Нему – Единому Источнику истинного блага, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.