Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста

Дорогие братия и сестры, сегодня мы собрались, чтобы в молитвах и песнопениях прославить великого святого, отца и учителя Церкви – святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, одной из величайших заслуг которого является составление чинопоследования Божественной литургии, за которой мы приносим Богу Бескровную Жертву, причащаемся Бессмертных и Животворящих Христовых Таин.

Святитель Иоанн был очень талантливым человеком, обладая выдающимися ораторскими способностями и глубокими философскими познаниями, он мог бы достичь больших высот в светской карьере, но он избрал целью своей жизни – служение Богу.

Его проповеди были настолько яркими, понятными, убедительными, что на них собиралось множество народа. Господь дал ему такое разумение Божественных истин, что он мог сходу истолковать любое место Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. Часто святитель Иоанн говорил назидательное слово и о духовном смысле христианских праздников.

Находясь постоянно в окружении людей, он продолжал вести аскетический образ жизни, начало которому положил еще до принятия священного сана. Пребывая четыре года в пустыни в полном уединении, он посвящал все время внутреннему подвигу молитвы и изучения Священного Писания, отрываясь лишь на малое время для занятия рукоделием.

Приняв против своего желания, по настоянию народа и духовенства, сан архиепископа Константинопольского во времена правления императора Аркадия, он вынужден был оставить любимую пустыню и жить вблизи императорского двора, растлевающей роскоши которого он стремился всячески избегать.

Здесь святитель Иоанн воочию увидел, как велика разница между богатыми и бедными, между роскошью и вопиющей нищетой. В своих проповедях он пламенно выступал против господствующих в обществе пороков, притеснения богатыми бедных, праздности и развращенности императорского двора. Конечно, его обличительное слово вызывало ярость и раздражение привыкших жить в неправде, ибо как говорится в Священном Писании: «Всякий делающий злое ненавидит свет и не приходит к свету, да не откроются злые дела его» (ср.: Ин 3:19).

Особенно ополчилась на угодника Божия императрица Евдоксия, которой недоброжелатели святителя донесли, что в одной из своих проповедей он сравнил ее с Иродиадой, по вине которой был усечен мечем Иоанн Креститель. После этого она искала способы, чтобы избавиться от Иоанна Златоуста. Тем более, что в этом несправедливом желании ее поддерживали знатные вельможи, считавшие, что Константинопольский архиепископ, уклоняясь от императорских застолий, выказывает им тем самым свое пренебрежение.

На самом же деле святитель пренебрегал не людьми, но самой роскошью, удаляющей человека от Бога. Кроме того, подвизаясь в уединении чрезмерными подвигами, святитель Иоанн подорвал свое здоровье, и физически не смог бы выдержать того изобилия пищи, которое подавалось на трапезах царского двора.

Но все это было лишь предлогом, чтобы убрать неугодного епископа, бесстрашно клеймившего общественные пороки, за которые сильных мира осуждала и сама совесть. Наконец, клеветники добились своей цели. Святителя Иоанна отстраняют от кафедры и отправляют в ссылку в далекую Армению. Не суждено было подвижнику, слабому здоровьем, доехать до назначенного места. В Каманах со словами на устах, которыми он подвел итог всей своей жизни: «Слава Богу за все», святитель Иоанн предает свою чистую душу Господу.

Последние слова святителя являются для нас прекрасным примером исполнения апостольского завета: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол 5:16-18). Ничто так не преклоняет на милость Бога, как благодарность, и ничто так не подвигает на гнев Божий, как малодушие. Вспомним, что именно из-за роптавших не смог Моисей привести всех из плена египетского в землю обетованную.

Своим ропотом мы разрушаем свой внутренний мир, из-за нашей неблагодарности расстраиваются наши дела, так как на них не пребывает благословение Божие, сопутствующее людям с благодарным сердцем.

В то же время, если мы пребываем в благодарении, Господь устраивает нам во благо все обстоятельства жизни, подает мирное и радостное устроение духа.

Об этом свидетельствует и пример из Патерика. Один подвижник Афонской обители всегда имел радостное лицо и пребывал в благодушном настроении, всегда благодаря Бога. Однажды его собрат споткнулся на ступенях и сильно ушибся. Поднявшись в гневе и ярости, он вдруг увидел идущего к нему этого монаха, который увидев, что произошло, улыбнулся и произнес: «Слава Богу!» Эта святая радость передалась и упавшему. Куда только делись гнев и раздражение: «Да и правда, слава Богу!» – воскликнул он, и вместо чувства боли и досады его душу наполнила радость.

Так и мы, если начнем благодарить Бога, будем всегда довольны и благополучны, даже при самых тяжелых испытаниях. А неблагодарному человеку ничем нельзя угодить. Находясь в неге и изобилии всех материальных благ, он все равно будет роптать, что у него все плохо, потому что на нашем восприятии жизни в первую очередь отражается состояние нашей души.

Прославляя святителя Иоанна, будем помнить и о том, что сей светильник Христовой веры пострадал из-за клеветы человеческой. Поэтому хотелось бы в день его памяти особенно пожелать вам избегать всяческого злословия, ибо от злого языка, по слову святых Отцов, погибло людей больше, чем от меча.

Постараемся научиться контролировать свою речь, говорить обдуманно, помня, что за каждое праздное слово нам надлежит дать ответ (ср.: Мф 12:36). А праздных слов в нашей жизни много. Ведь зачастую мы клевещем даже не из злого чувства, а по легкомыслию, как говорится в русской поговорке: «не дослышал, так доврал». Мы должны всячески избегать этого, чтобы клевета не вернулась к нам бумерангом. А о том, как ее тяжело переносить, говорит в своем псалме сам царь Давид: «Пс 118:134». Поэтому будем стремиться жить в соответствии с евангельской заповедью: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).

И жизнь святителя Иоанна Златоуста пусть станет для нас примером, как следует обращаться с даром слова, употребляя его на пользу ближним и прославление Бога, о чем свидетельствуют двадцать пять томов, проповедей и обращений святителя, исполненных глубокого назидательного смысла, дошедшие до наших дней. Поэтому будем чаще обращаться к нему в молитвах, прося помочь и нам посвятить данные Богом таланты на прославление Отца Небесного (см. Мф. 5:16).

А какое великое дерзновение пред Богом имеет святитель Иоанн видно из жития святителя Кирилла Александрийского. Дядя Кирилла был епископом Александрии и, по попущению Божию, участвовал в воздвигнутых гонениях на Иоанна Златоуста. После смерти обоих, Кирилла избрали на Александрийскую кафедру и он, по сложившейся неблагочестивой традиции, не поминал святителя Иоанна в молитвах, пока однажды не было ему Божественного откровения. Находясь в дремоте, он увидел Божию Мать на небесах и в порыве благоговейного чувства хотел приблизиться и поклониться Ей, как вдруг ему преградил путь святитель Иоанн. Кирилл весьма огорчился и думал, что бы это значило, на что Иоанн Златоуст ответил: «Ты же меня не поминаешь, не молишься за меня, не почитаешь как святого». Пробудившись от сна, Кирилл понял, как сильно ошибался, осуждая угодника Божия. Поэтому будем сторониться и такого греха как осуждение.

Если нельзя отменить неумолимое действие законов физики, данных Богом сотворенной природе, то тем более мы не избежим наказания за нарушение Божественных заповедей, данных человеку. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, люби Господа Бога твоего, слушая глас Его и прилепляйся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих», – говорит Господь (ср.: Втор 30:19-20). Из этого видно, что все трудности нашей жизни проистекают от нас самих, от нежелания следовать духовным законам вечных ценностей.

Еще раз поздравляю с праздником и молитвами святителя Иоанна призываю на вас Божие благословение.