Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Богомладенец Иисус в сороковой день по рождении был принесен Пресвятой Богородицей в Иерусалимский храм, где его встречает праведный Симеон, которого Святая Церковь именует Богоприимцем. Духом Святым ему было открыто, Кто есть сей Младенец.

Как повествует церковная история, праведный Симеон был одним из семидесяти толковников, переводивших, по приглашению египетского царя Птоломея II, Ветхий Завет на греческий язык. При переводе книги пророка Исаии его смутили слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Праведный муж усомнился, как Дева может родить, и хотел ножом соскоблить это слово как ошибочно употребленное, чтобы исправить его на слово «Жена». Но ему явился Ангел Господень и, удержав руку старца, сказал: «Ты не умрешь, пока не увидишь исполнение пророчества».

С того времени праведный Симеон более двухсот лет ожидал пришествия Обетованного Мессии.

Однажды, ведомый Духом Святым, он пришел в Иерусалимский храм в тот самый день, когда Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Богомладенца, чтобы по иудейскому закону представить Его пред Господом и принести положенную жертву.

Приняв на свои руки Младенца Христа, старец произнес пророческие слова, которые поныне поются за каждым всенощным бдением: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Такими были слова радости праведного Симеона Богоприимца, дождавшегося великого момента пришествия в мир Сына Божия. И если пророка Моисея, видевшего на горе Синай сияние славы Божией, Святая Церковь именует Боговидцем, то праведный Симеон, державший на руках воплотившегося Бога Слова, сподобился именования Богоприимца.

У святителя Феофана Затворника есть замечательные слова о празднике Сретения Господня: «В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых».

Чему еще учит нас этот праздник? Прежде всего, послушанию – Богомладенец приносится в сороковой день от рождения в храм для посвящения Богу во исполнение Закона, не имея нужды приносить за Себя жертву как не имеющего греха.

В те времена, по обычаю иудейскому, в качестве жертвы для храма приносились птицы и животные, поскольку не каждый человек имел возможность сделать денежное пожертвование. Бедные люди, к которым относились и Божия Матери с праведным Иосифом, могли принести в жертву птиц. Но уже в Ветхом Завете Господь обращается к нам словами пророка Амоса: «Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших» (Ам 5:22). Какая же жертва приятна Богу? «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – отвечает в своем псалме царь Давид (Пс 50:19). 

Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь сегодня к молодежи, напоминает, что христиане призваны стать «солью земли», остерегаясь потерять ее силу, заключенную в действенном исполнении Слова Божия, без которого человек не принесет никакой пользы, ни себе, ни окружающим (см. Мф 5:13).

Но чтобы стать этой «солью», необходимо ответить всей своей жизнью на призыв Божественной любви: «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч 23:26). И сердце надо стараться принести Господу с самых юных дней, пока не закоренели в нем страсти и пороки, пока податливо оно к слышанию Слова Божия, к делам любви и милосердия. Поэтому очень благоразумно поступают родители, которые по традиции приносят своих младенцев в храм для посвящения их Богу в Таинстве Крещения.

Удивительная тайна происходит, когда дарует Господь новую жизнь. Непостижимым образом формируется человеческий организм в утробе матери, которая с нетерпением ожидает появление чада на свет, размышляет, каким будет цвет его глаз, волос, переживает о том, родится ли он здоровый. Все это находится в руках Божиих и не зависит от воли родителей.

Но от их воли зависит нечто более важное – как будет формироваться душа ребенка. И благочестивые матери, ожидая рождения младенца, стараются больше проводить времени в молитве, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы благодать Божия пребывала на ребенке еще до его появления на свет, чтобы родившись, он стал благословением Божиим семье, а не наказанием за грехи.

О том же, как велик подвиг материнства, тонко подмечено в одной восточной мудрости, гласящей, что если ты в своих ладонях изжаришь для матери над огнем яичницу, знай, что ты все равно ничего не сделал для нее. Но более, чем люди, прославляет этот подвиг Сам Господь в Священном Писании, обещая женщине вечную жизнь за дарование младенцу жизни земной и воспитании его для жизни вечной: «Спасется же чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» (1 Тим 2:15).

Еще раз поздравляю вас с этим великим праздником и хочу пожелать, чтобы встреча с Богом, произошедшая однажды в нашем сердце, побудила нас искать каждодневной встречи с Творцом как в домашней молитве, так и в храме, где Господь осязательно присутствует в Таинах Тела и Крови Христовой, благодатью Святого Духа во всех Таинствах Церкви. Здесь, соединяясь со Спасителем в Таинстве Евхаристии, мы поистине становимся Церковью Божией – Телом Христовым; объединяемся в соборной молитве, и молитва более сильных духом поднимает к престолу Божию молитвы немощных в вере.