Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в понедельник первой седмицы Великого поста

Сегодня мы встали на поприще Великого поста – особого времени, отведенного для нас Святой Церковью для сугубого покаянного делания, пересмотра всей своей жизни. Сами песнопения великопостных богослужений указывают нам направление духовного труда, молитвы. «Покаяния отверзи ми двери» испрашиваем мы у Господа в эти святые дни, ибо покаяние есть начало нашего исправления, отверзающее двери Царствия Божия.

Но что является началом самого покаяния? «Начало мудрости - страх Господень», – читаем мы в Священном Писании (Притч. 1:7). Как говорит святитель Амвросий Медиоланский, «если кто боится Бога, тот уклоняется от заблуждений и направляет стези свои на путь добродетели. Если же кто не боится Бога, то не может отказаться от греха».

Теряя страх Божий, мы забываем о неизбежной ответственности за свои поступки, начинаем расслабляться и погружаться во всевозможные грехи и страсти. Ненависть же ко греху, проистекающая из страха Божия, является внутренним механизмом самосохранения души, чувствующей при приближении греховных помыслов леденящее дыхание смерти. Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. В нем все было прекрасно и гармонично, пока преступление Заповеди не исторгло наших прародителей из этого благодатного состояния.

С тех пор истинным смыслом жизни каждого человека является стремление вернуть первозданную красоту души. И посмотрите, как Господу дорого даже малое наше устремление к Нему. Искупив грехопадение Адама, открывшее власть греху и диаволу над человеком, Господь призвал нас к еще большей славе, чем имели наши прародители, даровав нам не только возможность молиться Ему, но и теснейшим образом соединяться с Ним, вкушая Тело и Кровь Христову.

Есть люди, которые считают, что им не нужна Церковь, что они могут усилием воли победить грех и быть «хорошими людьми». Но это не так. Совершенный грех есть лишь верхушка айсберга, вся глыба которого сокрыта от посторонних глаз. Она заключается в помыслах сердца, о которых Господь сказал: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления»(Мф. 15:19). У преподобного Марка Подвижника есть такие слова, «где образы помыслов возникают и остаются, там происходит сосложение, то есть ответ души и ее внимание, а это уже начало греха». А преподобный Макарий Великий упреждает: «Как вода течет в трубе; так и грех — в сердце и помыслах. Отвергающие это обличаются и осмеиваются самим грехом, когда восторжествует над ними; потому что зло старается утаиться и скрыться в мысли человека».

Поэтому сопротивляться греху возможно только при помощи благодати Божией, но от человека при этом требуется решимость противостоять соблазну. Так, принимая монашеский постриг, мы отвечали на вопрос: «Претерпиши ли всякую скорбь иноческого жития Царствия ради Божия» – «Ей, Богу содействующу, честный отче», показывая тем самым и свое желание претерпеть, и упование на помощь Божию в даровании терпения.

Марк Подвижник учит, что дело покаяния совершается тремя добродетелями: очищением помыслов, непрестанною молитвою и терпением постигающих нас скорбей. Очищая помыслы, мы обрубаем корень греха, в молитве мы испрашиваем помощь Божию на борьбу с ним, терпением мы побеждаем скорби, понимая, что они есть следствие преступления заповедей Божиих, и попущены Господом по Его великому милосердию ради спасения нашей души.

Очищение помыслов есть высшая ступень покаяния, приводящая нас к смирению. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29), – обращается  к нам Господь со страниц Святого Евангелия. Смирение есть мать всякого любомудрия, – говорит святитель Иоанн Златоуст. Но если, приступая к воздержанию, мы борем самих себя, то приступая к смиренномудрию, мы бываем боримы нечистой силой, которое, по мысли Григория Синаита, Господь попускает, чтобы мы не впали в духовную прелесть, приняв мнение о своем смирении за само смирение. Но если нам удастся стяжать эту добродетель, тогда диавол уже не сможет нам повредить, потому что кротость противоположна гордости. Кто не имеет гордости, тот не дает места диаволу в своем сердце.

Хочу пожелать всем в начале поста не ослабевать в покаянном делании. Пусть пост телесный послужит нам вспоможением в воздержании духовном, чтобы наши чувства и желания стали бы согласны с Заповедями Божиими. Непослушанием и невоздержанием наши прародители потеряли блаженство рая, послушанием же Церкви и воздержанием мы надеемся улучить Царствие Божие.

Ради этого великого воздаяния постараемся вести внимательную жизнь, пребывая умом у подножия Голгофского Креста, да поможет нам Господь очистить внутренняя своя (ср.: Мф 23:26) и предстать на Страшном суде Христове со светлыми светильниками веры, исполнеными елея благодати (см. Мф 25:1-13). А для этого в нашей земной жизни мы должны сами стать тем светильником, о котором Господь говорит: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:15).

Ведь если мы не потщимся здесь бороться с грехами, удаляющими нас от Бога, то в будущем веке будет уже поздно. Дверь покаяния затворит Господь. И для одних воскресение на Страшном суде станет в радость вечную, а для других – в муку вечную.

Будем же спасаться каждый, кто в каком состоянии призван (см. 1 Кор. 7:16): монах – в монашеском, семейный – в семейном, каждый неся свой крест до своей Голгофы, с которой только открывается Небо.