Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти святителя Тарасия, Патриарха Константинопольского

Дорогие братья и сестры, наверное, многие из вас обратили внимание, что богослужения Великого поста включают в себя много чтений из Ветхого Завета. Это имеет глубокий смысл. Ведя верующих к радости Воскресения Христова, Святая Церковь пытается пробудить в человеке покаянное чувство, чему служит и частое обращение к книгам Ветхого Завета.

Сегодня за богослужением мы слышали чтение из книги Бытия (Быт 5:32 – 6:8). Господь обращается к людям во времена Ноя. «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт 6:3). Далее в тексте открывается, что люди стали «плотью», потому что «сыны Божии» стали брать в жены «дочерей человеческих» (см. Быт 6:4). Некоторые ошибочно полагали, что сынами Божиими здесь именуются ангелы, которые вступали в союз с людьми. Но по толкованию святителя Кирилла Александрийского, преподобного Ефрема Сирина и других Отцов Церкви, сынами Божиими именуются здесь благочестивые потомки Сифа, а «дочерями человеков» назывались потомки Каина, которые были внешне красивы, но подвержены многим страстям и порокам, предаваясь похоти плоти.

Святитель Феофан Затворник, размышляя над словами «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть»(Быт. 6, 3), – поясняет, что личность человеческая объединяет в себе две противоположности: дух и плоть. Характер каждой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется: либо дух подчиняет себе плоть, либо плоть подчиняет дух. При этом надо иметь в виду, что «Бог не пребывает там, где царит плоть». Поэтому так важно для нас воздержание поста, которым мы покоряем плоть духу, ограничивая трудами и молитвами ее хотения в пище, сне, развлечениях.

Великий пост учит нас внутреннему сосредоточению. «…бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна», – говорит Спаситель своим ученикам в Гефсиманском саду, заповедуя чрез них и всем нам стремление к постоянному трезвению, бодрствованию над собой – не удалились ли мы от заповедей Божиих, не стали ли смешивать святыню души – страх Божий с похотями плоти, со сладострастием, пленяющим душу страстями и пороками.

В первые три дня Страстной седмицы поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни, зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас!»

Бодрствование духа зависит от силы покаянного чувства. Искреннее покаяние помогает стяжать нам свойство Христово – смирение: «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»(Мф 11:29).

Как же научиться нам спасительному смирению? Такой вопрос задал один вельможа двум инокам. На это один из них, чтобы лучше объяснить, спросил его:

– Кем являешься ты в Газе?

– Здесь я первый человек.

– А если ты поедешь в Антиохию?

– Там я буду в числе средних по знатности и богатству.

– А если в Кесарию?

– Там – подобным простолюдину.

– А если приедешь в Константинополь к императорскому двору?

– Там я буду последний из рабов.

– Вот так помышляй и на молитве, что ты пред Господом есть последний из Его рабов, а все остальные лучше тебя. Тогда далеко отбежит от тебя гордость и тщеславие и приблизится любезное смирение.

При этом, дорогие братья и сестры, мы должны всей душой стремиться не только называться рабами Божиими, но и быть таковыми по расположению духа, помня, что Господь искупил нас из рабства греха Своею Честною Кровию.