Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского

Дорогие братья и сестры, во второе воскресенье Великого поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского. Святая Церковь не случайно установила его память именно в этот день.

Если в первое воскресенье Великого поста мы празднуем Торжество Православия – торжество Истинной веры над еретическими учениями, то пример жизни святителя Григория Паламы есть торжество Истины в сердце человека, по слову апостола: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).

Григорий Палама происходил из знатного рода, был воспитан при императорском дворе, обладал прекрасными способностями. Но едва достигнув двадцати лет он оставляет роскошную жизнь и удаляется на Гору Афон подвизаться в трудах и молитве, еженедельно проводя пять дней в уединении и безмолвии.

Прославленный в лике святителей, Григорий Палама явился учителем и пламенным защитником исихазма – древней монашеской практики умно-сердечной молитвы, соединенной с очищением сердца от греховных страстей и помыслов.

Совершая память святителя Григория Паламы, мы должны стараться подражать и жизни угодника Божия. Конечно, нам недоступна высота его подвигов молитвы и безмолвия. Но сам образ его трудов может указать нам нужное направление для последующей работы над собой в стремлении хоть несколько приблизиться к исполнению заповеди Божией: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

И время Великого поста – прекрасная возможность для стяжания христианских добродетелей, избавления от греховных наклонностей, отравляющих ядом невоздержания нашу жизнь и жизнь наших близких.

Одним из наиболее распространенных пороков является невоздержание языка: пустословие, празднословие, злословие, клевета. Многие считают эти грехи маловажными: «Ну, подумаешь, не сдержался, вырвалось». Между тем Священное Писание упреждает: «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдишься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37), потому что в слове проявляется сущность человека, состояние его души.

Невозможно нам научиться нерассеянной молитве, покаянию, если мы не постараемся прилежать благочестию в словах и мыслях.

Казалось бы, зачем иметь такое пристальное внимание к приходящим помыслам? Что такое мысль, которую кроме нас никто не видит? Но именно ложные помыслы, принятые нами за истинные, являются началом и источником многих зол, разрушая добрые отношения и любовь между людьми.

Например, как часто, поверив нашедшему помыслу, до конца не разобравшись в ситуации, мы начинаем обижаться и раздражаться на ближних. Того факта, что нам показалось как кто-то на нас «не так посмотрел» бывает достаточно, чтобы припомнить «все обиды», которые нанес нам этот человек, постоянно возвращаясь к ним в уме, нестерпимо мучаясь в душе от гнева и возмущения, осуждения и недовольства.

Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20). Святой Апостол открывает, какие чувства свидетельствуют о пребывании Царства Божия в сердце человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал 5:22). Но такое состояние не дается даром. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12), – сказано в Священном Писании.

Святые отцы на опыте познали, что борьба со страстями будет успешной, если внимательно относиться к своим чувствам и низлагать их на стадии зарождения греховного помысла в душе. Например, нам хочется поделиться возмущением на ближних, но мы смолчали, чтобы не смущать другого, ибо по слову святых отцов, злословие опустошает души людей, как огонь в сухую погоду выжигает траву и деревья. Мы должны остерегаться, чтобы в своей субъективной оценке человека не дойти до осуждения и клеветы, уподобляясь человеконенавистнику диаволу, чтобы на нас не сбылись слова апостола Иакова: «И язык - огонь, прикраса неправды; язык… оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак 3:6).

Следует понимать, что необдуманные, легкомысленные слова и поступки приводят к плачевным следствиям, конфликтам, разрушая отношения между близкими людьми. При этом причиной ссор выступают как правило мелочные поводы, которые пав на почву гордого, гневливого сердца, принимают в душе человека значение чуть ли не мирового масштаба.

Всего бы этого не произошло, если бы мы старались иметь смиренное о себе мнение, почитая других выше себя, ценя в каждом человеке образ и подобие Божие, помня, что за каждого из нас Спаситель пролил Свою Кровь на Кресте.

Когда мы трезвенным взглядом оценим причины наших ссор и конфликтов с ближними, то увидим, как ничтожны были все их причины. Потому и апостол увещевает нас: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил 2:3). В Отечнике есть такой пример. Два монаха долгие годы подвизались вместе и всегда были довольны друг другом. Однажды они задумались, отчего же люди между собой ссорятся. Один предложил: «Давай попробуем поругаться». Предметом ссоры избрали кувшин, поставили его посредине между собой. И первый брат говорит:

– Это мой кувшин!

– Нет мой!

– Все-таки мой!

– Твой? Ну, ладно, забирай.

Так у них и не получилось поссориться.

Будем же всегда иметь этот пример перед глазами, когда нам хочется настоять на своем в ущерб христианской любви, ибо ее потери не стоят все сокровища мира. Постараемся стать чуждыми мелких придирок и требований к окружающим удовлетворить наше жалкое тщеславие, особенно в дни Святой Четыредесятницы, ведущие нас к встрече праздника Светлого Христова Воскресения.

Научимся в покаянное время Великого поста относиться внимательно к своим чувствам, чтобы свет Пасхи Христовой воссиял не только в храме в богослужебных песнопениях, но в каждой душе человеческой, исполняя ее неизреченной радостью о Христе Воскресшем, долготерпением и состраданием к ближнему. Чтобы с чистым сердцем в духовном ликовании мы могли вместе с Церковью воспеть: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением...»

Еще раз поздравляю вас с праздником и молитвами святителя Григория Паламы призываю на вас Божие благословение.