Проповедь Преосвященнейшего епископа Евфимия в пятницу четвертой cедмицы Великого поста

Дорогие братья и сестры, сегодня Господь вновь сподобил нас совершить Литургию Преждеосвященных Даров. За богослужением мы слышали чтение из книги Бытия (Быт 12:1-7), в котором Господь говорит Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1).

Почему Господь обратился с таким повелением к Аврааму? Потому что исполнить его мог только тот, кто имел достаточное мужество души, чтобы вопреки сомнениям немощного естества дать восторжествовать в себе благодати Божией.

По слову святых отцов, Авраам был духа христианского еще до пришествия Христова и явил в своей жизни высоту евангельского совершенства даже прежде, нежели было проповедано Евангелие.

По слову святителя Филарета (Дроздова), Бог с самого начала поступает с Авраамом, как с человеком совершенным, который должен будет послужить примером для всех тех, кого Бог призовет к совершенству в Евангельском благовестии: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф 19:29).

Нелегко было покинуть родные места Аврааму, тем более в таком преклонном возрасте – в 75 лет. Впереди его ждала неизвестность, неустроенность быта в пути. Авраам шел в чуждую страну, даже не зная, куда Промысл Божий ведет его: «в землю, которую Я укажу тебе» – землю, которую праведник узнал только по достижении ее.

Но посмотрите, какое он оказывает послушание Богу: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт 12:4). Так, по одному слову Господа, он оставляет все дорогое, что было в его жизни и пускается в неизведанный путь, пределом которого, как нам известно из Писания стала земля Ханаанская, расположенная на месте современной Палестины.

Такое доверие Богу поставляет Авраама впереди всего богоизбранного народа – Богом Авраама, Исаака и Иакова, – называет Себя Господь (Исх 3:6).

Не случайно во дни Великого поста мы часто слышим за богослужением священную историю Ветхого Завета, ибо все то, что было написано в нем, является прототипом Завета Нового, как вещественное является прообразом духовного.

Наставляя нас на путь покаяния словами молитвы преподобного Ефрема Сирина, в которой мы просим духа целомудрия, смиренномудрия и любви, Святая Церковь через образы ветхозаветных праведников указывает нам путь к обновлению внутреннего человека, призывая к удалению от греховных привычек и страстей, препятствующих стяжанию христианских добродетелей.

Святитель Феофан Затворник, поясняя сегодняшнее чтение книги Бытия, пишет, что слова, сказанные Господом Аврааму, есть образ истинного покаяния, когда верующие искренно берут свой крест и следуют Спасителю. Оставляют они «отца своего» - самость, распиная ее самоотвержением; оставляют «род свой» - личные греховные склонности, распявши их решимостью неуклонно следовать заповедям Господним; оставляют «землю свою» – всю область греховную, становясь чуждыми миру, без боязни не только потерять благосостояние, но и саму жизнь ради Христа.

Нас же зачастую, когда мы только начинаем ходить в храм, пугает необходимость даже небольшого воздержания поста. Мы с большим трудом отказываемся от привычной пищи. Еще сложнее нам хранить воздержание в слове. И представляется практически немыслимым отказаться от развлечений и разного рода увеселений.

Но дорогие, если мы хотим быть с Богом, надо начинать хотя бы с малого учиться жить по-православному, не страшась немощи естества. Как говорили наши предки: «Глаза боятся, а руки делают», – ибо трудящегося укрепляет Господь. А дни Великого поста есть самое благоприятное время для труда над собой.

Назидаясь примером послушания Богу праотца всех верующих Авраама, будем и мы стремиться оказывать послушание заповедям Христовым, не разменивая наше отношение к Богу на удобства и комфорт временной жизни; не разменивая наше сыновство Отцу Небесному на раболепие пороку и греху, удаляющим нас от Бога и разрушающих в корне нашу жизнь.

Если люди стараются избегать человека горделивого, надменного, презирающего других, то каково быть самому таким человеком. Ведь от себя невозможно уйти. А как тяжело бывает на сердце завистливого человека. Единственной «отрадой» жизни этого бедолаги является лишь горькое злорадство, по известной поговорке: «Не то жалко, что корова сдохла, а то, что у соседа жива».

Только в жизни по совести христианской заключается истинное счастье каждой разумной души. Господь дал нам Божественные заповеди, чтобы, следуя им, мы созидали, а не разрушали свою личность, а, следовательно, и свою жизнь.

Время поста – это испытание нас в нашем стремлении служить Богу, а не похоти мира, очес и гордости житейской; прекрасная возможность стать вновь на путь покаяния. Ведь покаяние – это не просто сокрушение о содеянном, но исправление своей жизни, исправление своего грехолюбивого сердца, чтобы вместе с апостолом мы могли сказать: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф 17:4). Такое благодатное состояние почувствовал апостол Петр на Фаворе, находясь рядом со Христом.

Понимаете, если мы не почувствуем, как хорошо нам с Господом, если не преобразиться наше сердце, мы не сможем понести свой спасительный крест. У каждого перед своей голгофой должно быть и восхождение на свой фавор, которое совершается прилежанием к службе, молитве, исполнению Заповедей Божиих, благодарением Бога за Его великие и богатые милости.

Хочу пожелать вам в этот день помощи Божией на жизненном пути. Авраам не знал, куда приведет его Господь, но твердо верил Его слову и оставил без колебаний все, что имел. Мы же знаем, что путем скорбей, испытаний, воздержания поста, утешением молитвы Господь ведет нас к Небесному Отечеству. Не ослабеем же на этом спасительном пути, скорбя не о его трудности, а о своих грехах; находя радость и покой в преданности воле Божией.