Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Понедельник Страстной седмицы

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее богослужение вводит нас в дни Страстной седмицы. Только вчера мы радовались, празднуя Вход Господень во Иерусалим, а сегодня мы сосредоточенно внимаем церковным песнопениям, воспоминая евангельские события, предшествовавшие страданиям Христа, Его распятию и Славному Воскресению.

И нам представляется немного странным, что за стенами храма жизнь идет своим обычным чередом – все те же повседневные заботы, суета. Мало кто соизмеряет свой распорядок дня, внутренний настрой с тем, что сейчас идут святые дни Страстной седмицы, а кто-то может быть даже и не знает об этом.

Так же было и в те дни две тысячи лет назад. Господь восходит на гору Елеонскую, откуда открывается прекрасный вид на Иерусалим, поражавшего современником своим великолепием. Его ученики, мысля о земном, указывают Спасителю на храм, ожидая услышать из Его уст восхищение.

Но Господь вместо этого открывает им скорое уничтожение этой сотворенной руками человека красоты (Мф 24:2). Ученики же, считая, что такой великолепный храм может быть разрушен только катаклизмами, которые наступят при кончине мира, спрашивают: «…скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф 24:2). Они не могли вместить, что Иереусалим может быть разрушен завоевателями уже завтра.

Так и мы, бывает, ждем, когда наступят последние времена, Христово пришествие, ищем знамения в подтверждение этому, но не думаем, что можем сами уже завра предстать на Суд Божий и продолжаем вести нерадивую жизнь, не представляя насколько хрупки наши представления о завтрашнем дне…

Как свидетельствует история, римский полководец Тит в 70–е годы от Рождества Христова захватывает Иерусалим, желая подавить мятежников. Осада Иерусалима, которая длилась почти пять месяцев, была описана еврейским историком Иосифом Флавием в произведении «Иудейская война». Но как не защищали жители Иерусалима свой священный град, римским легионерам все же удалось сломить осаду, от рук которых погибло более миллиона жителей иудейской столицы, около ста тысяч были взяты в плен и проданы в рабство.

Когда Тит вошел в захваченный город, он ужаснулся масштабам кровопролития и той жестокостью, с которой римские легионеры карали восставших жителей. Не пощадили никого: ни детей, ни женщин, ни стариков, ни носящих во чреве.

В ужасе воскликнул Тит: «Господи, Ты знаешь, я не желал этого! Теперь вижу, что я был лишь Твоей карающей десницей!» Тит понял, что чем-то этот город заслужил такой страшной кары. Он не раз предлагал во время осады иудейским вождям сдать город, чтобы сохранить жизнь мирному населению. Но они, будучи уверенными в своей «богоизбранности», продолжали держать осаду, не понимая, что предав распятию Христа, они отвергли своего Бога и уже не заслуживают Его милости.

Иудеи распяли Христа, потому что Он «не оправдал» их надежд. Они ждали от Мессии политических изменений в Иудеи, освобождения евреев от римского рабства, а Господь пришел освободить каждого человека от рабства греху, дать не мировое господство, а Царство Небесное, верующим в Него.

Как это похоже на нашу жизнь – как часто мы испытываем разочарование в вере, когда приход в Церковь не решает вопросы нашего земного благополучия, когда мы не получаем чудесным образом те земные блага, на которые рассчитывали. И в наше сердце закрадывается предательская мысль: «А зачем мне тогда служить Богу, лишать себя тех небольших «удовольствий» жизни, которые мне доступны сейчас, но почему-то считаются греховными? Да и есть ли Бог в самом деле? Ведь если Он Всемогущий, то, что стоит Ему исполнить мои просьбы?»

...Еще вчера иудеи встречали Господа как своего Царя, восклицая Ему: «Осанна!» (см. Мф 21:8). И уже на следующий день они кричали: «Распни Его!» (см. Ин 19:6).

Такая плачевная история повторяется и в жизни многих людей, и в жизни целых империй. Сначала мы с воодушевлением приходим в храм, чувствуем здесь успокоение души, летаем как на крыльях, но потом проходит время, нерадивой жизнью мы теряем благодать, полученную изначально. Не желая трудиться над собой, мы не приносим Богу доброго плода покаяния и начинаем чувствовать внутреннюю усталость, а то и ненависть к православной жизни. Нам уже не хочется идти узким путем, не хочется служить Мессии. И мы были бы рады заглушить голос своей христианской совести, убедить себя, что Бога нет и надо жить «как все».

То же происходит и с целыми народами. Отказавшись от духовного идеала, терпит крах даже самое, казалось бы, крепкое государство. Упадок нравов привел к гибели могущественной Римской империи, равной которой тогда не было в мире. Еще большее разорение переживает прекрасная Византия, тем большее, что она предала не просто героический идеал, подобно Риму, а православную веру. Византийская империя имела огромные территории, некоторые правители отдаленных краев государства жили богаче, чем сам Византийский император, но не довольствовались этим. Византия пала от роскоши, ценой которой было забвение заповедей Божиих, рабство греху и пороку.

…Спаситель открыл апостолам лишь признаки последних времен, но не дату всеобщей кончины мира или Апостасии (см Мф 24:3–34). По Своему милосердию Господь дает человеку шанс отсрочить это время. Насколько быстро завершится земная история, зависит от нас. Христос придет судить мир, когда беззакония преумножатся настолько, что люди будут смеяться над добродетелью и восхищаться пороком. Такие времена приближались неоднократно, но ради покаяния народа и молитв подвижников Господь продлял еще жизнь земли.

Приближались «последние времена» и в начале прошлого века, приведшие к революции в нашей стране, свержению Государя – Помазанника Божия, уничтожению православного духовенства, верующих мирян. О том, что конец мира близок упреждали в те годы такие светильники веры, как Иоанн Кронштадтский, старец Анатолий Оптинский. Видны были признаки приближающейся апостасии и каждой вдумчивой христианской душе.

В середине XIX века в Оптиной пустыни подвизался монах Николай. Происходил он из турок. Во время войны на Балканах он попал в плен и оказался в Белгородской области вместе с другими военнопленными. В своих воспоминаниях он пишет: «Я очень полюбил русских людей, стал восхищаться ими, потому что они имели большую преданность и верность Отечеству, истинную любовь к Богу, высоко ценили семейные идеалы и другие христианские добродетели». Наблюдая русскую жизнь, он решил принять православие, за что по возвращении на родину в Турцию чуть не погиб от рук своего тестя-муллы. Его заключили в темницу, жестоко обращались, пытаясь вынудить отречься от Христа. Чудом ему удалось бежать.

В 70-е годы XIX столетия он возвращается в Россию, но уже не узнает ее. С горестью делает он запись в своем дневнике: «Что произошло со страной за двадцать лет?» Дворянство и интеллигенция заразили своим вольнодумством средний класс, простолюдинов. Стали предавать насмешке семейные ценности, святость брака. Появились в обиходе богоборческие, богохульные слова. Вместо светлой веры стали процветать циничные нигилизм, неверие.

Все это стало причиной кровавых революционных событий в нашей стране. Но сегодня Господь вновь дает нам шанс изменить судьбу. Мы, православные, веруем в Промысл Божий, но не являемся фаталистами, сторонниками слепого рока, зная, что наша жизнь, это процесс взаимодействия воли Божией и воли человеческой. Если человек покается, Господь не только отлагает Свой суд о нем, но помогает Своей благодатью изменить порочную жизнь на добродетельную. Но если человек в своей гордыни пойдет против Бога, бесстрашно нарушая Его святые заповеди, то придется ему пожать горький плод своеволия.

В святые дни Страстной седмицы хочу пожелать вам, чтобы мы не были той бесплодной смоковницей, о которой воспоминалось за сегодняшним богослужением, но стали бы смоковницей, приносящей духовный плод покаяния. Чтобы соками христианских добродетелей мы питали бы и своих детей, которые быстрее всего воспринимают не слова, но образ жизни, образ мысли. Вырастая, дети сами становятся продолжателями нашей христианской традиции, христианской жизни.

Постараемся же покаянием и исправлением жизни стяжать благие плоды духа (см. Гал 5:22–23), чтобы укреплять в вере своих близких и тех из окружающих нас людей, кто еще не познал Бога и колеблется на пути спасения. Для них наша жизнь должна послужить поддержкой и примером истинной веры, чтобы видя наши добрые дела, люди прославляли Отца Небесного.