Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Дорогие братья и сестры! В пятое воскресенье по Пасхе Святая Церковь предлагает нам назидательное Евангельское чтение о беседе Спасителя с самарянкой.

Самаряне почитали священными из всех книг Ветхого Завета только Пятикнижие Моисея, поэтому находились в презрении у иудеев подобно еретикам.

Земля самарян располагалась на пути Галилею, куда из Иудеи шествовал Спаситель. Устав в пути, Господь сел у колодца, а Его ученики пошли в близлежащее селение за пищей. В это время к колодцу за водой подошла самарянка. Увидела Странника, она по Его одеянию сделала вывод, что Он из иудейского народа и была очень удивлена, когда Господь попросил у нее напиться воды. Ведь иудеи считали ниже своего достоинства общаться с самарянами.

Еще в большее недоумение привел жену-самарянку ответ Спасителя: «…если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин 4:10). Самарянка не сразу поняла, о какой воде говорит Христос: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?» (Ин 4:11). Господь же говорил о Благодати Божией, которую ветхозаветные пророки называли образно водою жизни.

Это обетование Спасителя о воде живой относится и к каждому из нас. Господь, действительно, даровал нам эту Воду в Святом Крещении, и до сих пор изобильно напаяет ею души, жаждущие правды Божией, в Таинствах Церкви. Велика сила Божественной благодати. Она укрепляет не только нас на борьбу с грехом, но и наших ближних, о чем преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся».

Ведь каждая душа, по слову Тертуллиана, – христианка, и она не может найти покоя, пока не придет к Творцу. Редкий человек не ищет в своей жизни чего-то высшего, истинного, поэтому православные призваны стать светом миру, чтобы увидев их добрую жизнь, окружающие познали Истинного Бога (см. Мф 5:16).

Начиная понимать, что перед ней не простой Человек, самарянка решается спросить Его о вероучительных спорах: где правильно поклоняться Богу – на этой ли горе, где поклонялись отцы их, или в Иерусалиме, как утверждают иудеи? Господь отвечает, что придет время, «когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин 4:23).

Сегодня наступили предреченные Спасителем времена, когда молитва может быть вознесена повсюду: в храме, дома, за каким-либо занятием на работе, в пути. Везде мы можем призывать имя Иисусово, помнить о присутствии Творца. Ибо Царство Божие, по слову Спасителя, открывается ныне в душе человека (см. Лк 17:20).

Теперь важно большее внимание уделять качеству молитвы, которое по существу определяет и качество всей нашей жизни. Чем внимательнее молитва, чем больше в ней смирения и доверия Богу, тем светлее и радостнее у нас на душе. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23), – пишет апостол Павел.

Но мы зачастую останавливаемся на формальном, количественном критерии духовной жизни: «вычитали» положенное правило и успокоились. Посчитали, сколько положили поклонов, сколько раз посетили за месяц храм и, если нас это число удовлетворяет, то считаем, что у нас уже все хорошо, что мы вполне добропорядочные христиане. Но, дорогие, молитва – это не математика.

Апостол Павел призывает: «непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17). Что это значит? Святитель Василий Великий отвечает на это: «Для молитв и псалмопения, как и для многого другого, пригодно всякое время… Таким образом мы достигаем душевной собранности, когда, по вышесказанному, при всяком действии будем у Бога просить успеха в делании, воздавать благодарение Даровавшему деятельную силу и соблюдать цель благоугождения Ему».

Мы не должны ограничивать свое воспоминание о Боге, служение Ему каким-то числом или местом. Вся наша жизнь должна быть живой жертвой Богу: в поступках, словах, в обращенности души к Нему. Стремясь чаще посещать храм, мы не должны оставлять молитву и за его стенами. При этом молитву необходимо растворять милосердием, любовью к ближним, добрыми делами ради Христа.

Прекрасный пример христианского отношения к ближнему нам подают и наши современники. Недавно я услышал о такой трогательной традиции. В Закарпатье, в связи со сложностями трудоустройства, многие мужчины уезжают на заработки за пределы родины: в Европу, в Россию. Их жены остаются дома с детьми. И посмотрите, какую нежную заботу являют они о своих супругах: понимая, что в кочевых условиях работы те не всегда имеют возможность строго соблюдать пост, добрые жены восполняют их недостаток, – постясь кроме среды и пятницы еще один день в неделю – за своих мужей. Так же они увеличивают свое молитвенное правило, желая духовно поддержать кормильца семьи. Эти жены воистину становятся своим мужьям не только спутницами жизни, но и крепкими помощницами на пути спасения.

Священное Писание заповедует нам молиться друг за друга (см. Иак 5:16), потому что молитвой мы призываем на ближних благословение Божие, Его Всесильную помощь. Но молитва Богу должна сопровождаться сокрушением о грехах, смиренным о себе мнением, как свидетельствует о том евангельская притча о мытаре и фарисеи. Ведь Бог открывается кротким сердцам. А кроткое сердце возможно стяжать только покаянием.

Поэтому в беседе с самарянкой, прежде чем открыть ей тайны Царства Божия, Господь говорит ей: «…пойди, позови мужа твоего» (Ин 4:16), подвигая ее к осмыслению жизни. Самарянка со стыдом признается, что мужа не имеет. «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе», – говорит Господь. И жена-самарянка не бежит от Спасителя, но с готовностью слушает обличение, еще более показывает Ему веры после этих слов.  

Святитель Иоанн Златоуст приводит нам самарянку в пример, отмечая, что фарисеи, услышав справедливое обличение Христа, негодуют на Него и замышляют убить, а жена-самарянка еще более удивляется Ему, еще более оказывает твердости. «Мне кажется, что Ты Пророк», – отвечает она и уже ни о чем житейском не спрашивает Его: ни о телесном здравии, ни об имении или богатстве, но тотчас – об основах веры.

Так и мы, вспоминая евангельские события, должны помнить, что Евангелие – это слово Божественной любви к человеку. Мы должны читать его с большим вниманием, применяя прочитанное к своей жизни на пользу спасения души. «Евангелие – это Книга Жизни, поэтому и читать его надо жизнью», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Евангелие – это зеркало души человека. В нем мы можем увидеть все ее изъяны, только остережемся, чтобы вместо своих грехов, не начать разглядывать душевные недуги наших ближних (см. Мф 7:3).

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Таин! Пусть укрепит вас Господь Своей Благодатью, даст силы и мудрость противостоять злу, которого становится все больше в мире по причине оскудения любви. Пусть ничто не сможет отвратить нас от нашего Бога!