Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память преподобного Феодосия Киево-Печерского, сподвижника преподобного Антония. Святые Антоний и Феодосий явились основоположниками монашества на Руси.

Возлюбив христианское благочестие, преподобный Феодосий с юных лет имел горячее намерение посвятить себя иноческой жизни. Мать преподобного противилась благочестивому желанию юноши, и тогда он тайно оставляет родительский дом по Слову Божию: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37).

Дав при постриге святые обеты, преподобный Феодосий стремился жить достойно монашеского звания, являя пример добродетельной жизни по заповедям Христовым.

Подвизались основатели будущей великой Лавры в небольших пещерах, ископанных своими руками. Будучи ближайшим учеником преподобного Антония, Феодосий всячески смирял себя, стараясь во всем услужить братии по слову Апостола: «…в почтительности друг друга предупреждайте»(Рим 12:10).

Однажды в обители не было воды. Тогда преподобный Феодосий взял большой кувшин и сам пошел за водой, не дожидаясь пока это послушание исполнит кто-то нижний по чину. Так во всем следовал он Христовой заповеди: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф 20:26).

В Евангельском чтении, положенном по Уставу Церкви на праздники преподобных, мы слышим такие слова: «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:29-30).

И действительно, святые отцы, пройдя тесным путем покаяния, убеждают нас в истинности этих слов. Бремя заповедей Господних отнюдь не тяжкое, как думают многие, страшась подступить к их исполнению.

«Сам рассуди, – пишет святитель Тихон Задонский, – что тяжелее и что легче: мстить или простить, гневаться или не гневаться, ненавидеть или любить, нетерпеливым или терпеливым быть». И далее говорит: «Если бы мог ты видеть сердце того, кто иго Христово носит! Увидел бы ты в нем рай радости и Царствие Божие, хотя извне, как благовонная роза терниями, бедами и напастями окружается».

И, напротив, нет ничего тягостнее и вреднее греха. Пророк Захария описывает нечестие, сидящее на таланте свинца (см. Зах 5:5-7). Так давит грех на душу человека. Всем нам в той или иной мере знакомо чувство угрызения совести. Как тяжко бывает на душе после совершения неблаговидного поступка, несогласного с заповедями Божиими. Все вокруг может быть хорошо, а душа рвется и терзается, и не находит себе покоя. Пока человек не принесет искреннее раскаяние, он чувствует, будто камень лежит у него на сердце.

Конечно, покаяние не бывает без утруждения своего ветхого человека. Ведь нам нужно переступить свою гордость, сказать человеку, которого мы обидели: «Прости!», а нам бывает порой и в глаза ему стыдно посмотреть. Но иначе невозможно полноценно жить, по-настоящему радоваться жизни.

Чувство совести, по причине ее чистоты после Таинства Крещения, особенно развито у детей. Ребенок не знает еще заповедей, но всегда чувствует, когда поступит плохо. Он тут же старается спрятаться от родителей, трепещет перед ними, понимая, что такой поступок достоин наказания.

В это время родителям нужно не спешить с наказанием, а объяснить детям значение покаяния, исповеди, рассказать о прощении грехов и важности борьбы с греховными наклонностями.

Иначе, когда ребенок вырастет и станет взрослым, он привыкнет заглушать совесть самооправданием, будет пытаться не исправить, а скрыть свои неблаговидные поступки, и может далеко уйти с пути спасения.

Надо стараться хранить в чистоте нашу совесть, которая есть голос Божий в душе человека, предостерегающий от неправильных действий, слов, мыслей. Бывают в жизни случаи, когда мы сомневаемся, как правильно нам поступить. Тогда надо прислушаться к совести, и она всегда безошибочно подскажет.

Во времена Ветхого Завета законом Моисея карались сами дела, нарушавшие Божии Заповеди. В Новом Завете Господь возводит человека к духовному совершенству, заповедуя борьбу с корнем греха – со страстями, действующими в человеке через помыслы, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19).

К сожалению, мы невнимательно относимся к внутренней жизни, не стремимся получить навык различения мыслей. Они к нам приходят, мы им верим, принимаем за свои и совершаем то, что они предлагают, не задумываясь откуда они к нам пришли. Но в зависимости от источника помысла, – от Бога ли он, или от диавола, – различным по своему нравственному характеру будет и наше действие.

Святые отцы учат различать помыслы. Мысли от Бога приносят в душу покой. Мысли от противника, напротив, смущают ее.

Святой Иоанн Кронштадтский, размышляя над словами Святого Евангелия о благом иге Христовом, пишет: «Иго Мое благо — то есть сердцу человеческому присутствие Мое бывает благо; значит, когда чувствуешь в сердце зло, то это — иго диавола; и бремя Мое легко — то есть сердцу человеческому от Меня легко; значит, когда сердцу тяжело от стремительного приступа к нему зла, то это — бремя диавола».

Сила воздействия на нас различных помыслов зависит от почвы нашего сердца, к чему она более чувствительна – к святому, или греховному, страстному. Например, когда с нами поступили несправедливо, то у нас в сердце появляется обида, а с ней приходят навязчивые помыслы, что надо было сказать и как ответить обидчику. Избавиться от этого мучения можно только прибегнув к врачеванию в Таинстве Исповеди, которое Господь установил, чтобы мы могли противостоять Божией благодатью диавольскому действию в нас, в наших сердцах, в наших помыслах.

Совершая память преподобного Феодосия, мы вспоминаем его святое житие, о котором в тропаре праздника поется: «…украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах, яко безплотен, пребывал еси». И кому-то может показаться, что святым было очень легко спасаться, что им не приходилось бороться подобно нам с немощью, чревоугодием, унынием, рассеянностью на молитве и прочим. Но это не так. Напротив, их борение было еще более трудным и напряженным, поэтому многие подвижники принимали монашество, чтобы полностью посвятить себя деланию покаяния и молитвы. Иноческий путь, по рассуждению святых отцов более удобный для стяжания христианских добродетелей, но не менее ублажается и благочестивая семейная жизнь. Неслучайно семья названа малой Церковью.

У одного старца спросили, какой путь выше: монашеский или семейный? Вместо ответа он привел притчу. Два человека вышли из селения в город. Один пошел по хорошей, протоптанной дороге, а второй по извилистой тропинке, поросшей травой и кустарником. Они оба пошли в город, но каждый своим путем. И в конечном итоге они оба придут в этот город. Так и человек, выбирая жизненный путь, должен ставить его конечной целью спасение души. И монашествующий, и семейный, каждый несет свой крест, каждый преодолевает трудности: внутренние и внешние ради достижения Царства Божия. И каждый должен твердо и мужественно нести свой крест, не сворачивая с избранного пути.

В народе есть такое выражение «Смотреть лестно, а жить тесно». Со стороны нам кажется, что другие живут лучше, легче, чем мы. Но это только на поверхностный взгляд. Господь каждому дает возможность спастись, подвигая человека к покаянию различными обстоятельствами жизни, скорбями, испытаниями, без которых мы не сможем преодолеть своего ветхого человека и приблизиться к Богу покаянием. Как вчера, так и сегодня звучит призыв Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф 7:13). Эти слова являются главным критерием верности избранного пути.

Святая Церковь установила память святых, чтобы на примере их жизни показать достижимость Евангельского идеала, чтобы укрепить нас в решимости следовать Христовым заповедям, укрепить в доверии Божию Промыслу о нас. Читая жития святых подвижников, мы можем убедиться, как близок Господь к призывающим Его, как скоро Он помогает выйти из любой, казалось бы, самой безвыходной ситуации. Вопрос остается только в нашем отношении к Богу – доверим ли мы Ему свою жизнь, будем ли благодарны Творцу, Который так печется о человеке, что без воли Его и волос с головы нашей не падает (см. Мф 10:29). Тем более не попустит Он искушение или скорбь, превосходящую силу человеческую, а попустив ее, подаст и Свою благовременную помощь, так что среди самих скорбей и испытаний, мы на себе познаем, –воистину иго Господне благо и бремя Его легко.

Хочу поблагодарить вас за радость совместного молитвенного и евхаристического общения, поздравить причастников с принятием Святых Христовых Таин, чтобы они были вам во исцеление души и тела.