Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю 6-я по Пасхе, о слепом, праздник апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его называют также Апостолом Любви. Самый молодой из апостолов, святой Иоанн со всей горячностью юного сердца был предан Христу, стараясь всегда находиться рядом с Ним. Неслучайно мы обращаемся к нему в молитвах и песнопениях «наперстниче и друг Христов». Этого звания он заслужил своей глубокой верой и чистотой жизни. В отличие от других апостолов, Иоанн не оставил своего Божественного Учителя во время крестных страданий. Он находился рядом и поддерживал в скорби Божию Матерь.

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали, как Господь усыновил его с Креста Пресвятой Богородице, а через него вручил и всех нас покрову Своей Пречистой Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин 19:26-27).

Еще до распятия Спасителя среди апостолов Христовых сложилось мнение, что этот ученик не умрет (см. Ин 21:20-23). И, действительно, он не умер обычной смертью, не был он также казнен подобно другим апостолом. Иоанн Богослов дожил до преклонного возраста – свыше ста лет. Когда исполнилось время его отшествия ко Господу, он попросил своих учеников ископать могилу в виде креста, лег в нее, накрыв голову платом, и повелел себя закопать. Со слезами исполнили ученики его желание, не посмев ослушаться.

Спустя время, другие ученики узнали об этом и раскопали могилу, но тела святого старца там не обнаружили. Каждый год из могилы Иоанна Богослова в день его кончины исходил тонкий прах. Верующие собирали его и исцелялись им.

Воистину это был Апостол Любви. Евангелие, переданное любимым учеником Христовым, особенно исполнено духом Божественной любви. Именно поэтому апостола Иоанна изображают с символом возвышенности Благовестия, начертанного его рукой, – орлом. Как орел выше других птиц парит в небе, так любовь выше всех других добродетелей (см. 1 Кор 13:13).

Последним заветом святого апостола своим ученикам были слова: «Дети любите друг друга». Сам Господь сказал: «… возлюби Господа Бога твоего … и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (см. МФ 22:37-40).

Казалось бы так просто и так легко жить по заповеди Божией. «Любить легко и сладко», – пишет святитель Тихон. Но отчего же в нашей жизни так мало этого светлого чувства? Отчего зачастую так горьки плоды нашей «любви»?

Этому есть несколько причин. Первая заключается в том, что любовь есть венец добродетелей и чтобы стяжать любовь Христову надо много потрудиться над очищением своего сердца. Опыт святых отцов свидетельствует о том, что стяжанию любви – нрава Христова – должна быть посвящена вся наша жизнь, потому что истинная любовь, – это совсем не то естественное чувство расположенности к чему-либо, которые мы питаем по природе от рождения.

Истинная любовь имеет духовное происхождение. Она преображает всего человека. Приобретение евангельской любви есть главный смысл и назначение всей нашей жизни. При этом надо помнить, что человек не сможет научиться любить Бога, пока не возлюбит ближнего. «…кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?», – говорит в послании Иоанн Богослов (1 Ин 4:20).

Сегодня праздник евангелиста Иоанна совпал с Неделей о слепом. В шестое воскресение по Пасхе Святая Церковь предлагает нам слышание Евангельского чтения об исцелении слепого Спасителем. Господь подошел к этому человеку, сотворил брение из плюновения, помазал ему глаза и повелел пойти умыться в купальне Силоам.

Может возникнуть вопрос: почему Господь так «сложно» исцеляет человека, когда мог сотворить чудо лишь одним словом? Дело в том, что Бог может действовать в человеке настолько, насколько человек имеет веру Ему. И, прежде чем сотворить чудо, Спаситель укрепил веру человека, чтобы он мог принять исцеление и понять, Кто есть истинный Податель здравия.

Сегодняшнее Евангельское чтение разрешает еще один важный вопрос: что является причиной болезни? «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?», – спросили ученики Христа (Ин 9:2). Похожим вопросом часто задаемся и мы: за что нам послана та или иная болезнь?

«Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3). Из этого мы видим, что болезни попускаются Господом не как наказание, а как великое благодеяние человеку – ради исцеления его души от греха, самый тяжелый из которых – неверие в Бога. Слепой от рождения живет и не знает, что есть свет, неверующий в Бога – слеп духовно. И это еще страшнее, потому что он не знает истинного смысла жизни человека, не знает, что после смерти последует вечное воздаяние. Устраивая только свои земные дела, он незаметно для себя приближается к погибели души.

Что может просветить такого человека? Только свет Евангельской истины, который передали нам ближайшие ученики Христовы. Только в свете Евангелия мы можем увидеть свою душевную слепоту, познать свое нравственное несовершенство. Евангелие откроет нам глаза на многие вещи, которые мы превратно понимали и были от этого несчастны. Например, мы привыкли сегодня много говорить о любви, но, увы, чаще всего то, что мы именуем «любовью», является на деле лишь постыдной страстью, пристрастием к чему или кому-либо.

Все мы слышали поговорку «От любви до ненависти один шаг». Эти слова сказаны не о любви, а о страсти. А от одной страсти до другой, действительно, один шаг. Любовь же, как мы знаем из Священного Писания «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… Любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:4-5,8).

Почему важно отличать истинную любовь от страсти? Потому что страсть, ложно принятая за благо, наносит большой вред человеку, заводит его в жизненный тупик. Сегодня гораздо чаще, чем раньше, можно услышать страшные известия о том, что молодой юноша или девушка покончили с собой по причине неразделенной любви. Дорогие, да разве это любовь? Это страстное желание, во что бы то ни стало обладать предметом вожделения.

Избежать таких непоправимых ошибок нам поможет внимательное чтение Евангелия с толкованием святых отцов. Но к чтению мы должны прилагать старание жить по Евангелию, чтобы стяжать любовь Христову, которая наполняет жизнь высшим смыслом, созидает личность, а не разрушает ее.

Будем же, дорогие братья и сестры стремиться ходить во свете истинном, любить Бога и ради него каждого человека, окружающего нас.