Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

 

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память святых отцов I Вселенского Собора, осудившего ересь Ария, не признававшего Божество Господа нашего Иисуса Христа.

Благодаря подвигу исповедничества святых отцов и учителей Церкви Благодать Святого Духа до сих пор пребывает в Православной Церкви. Веруя, что главой Церкви является Сам Христос, управляющий Ею Благодатью Святого Духа, участники Вселенских Соборов выносили решения по вопросам веры, предваряя их словами: «Угодно Духу Святому и нам» (Деян 15: 28), что указывает на их богодухновенность.

Удивительное дело, как легковерны отказываются некоторые люди, внимая частным мнениям лжеучителей и пренебрегая духовным опытом соборного разума Церкви Христовой.

Еретикам же мало того, что они сами отпали от истинной Лозы – Христа (см.: Ин 15:5), так они пытаются еще и других ввергнуть в погибель. Так, Арий увлек за собой самого императора, многих военачальников и даже представителей духовенства, забывших, что о Божественной ипостаси Спасителя свидетельствует само Евангелие. И сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельские строки «…да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3), показывающие, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек.

Много иных еретических лжеучений, препятствующих делу спасения человека, возникало на протяжении двухтысячелетней истории христианства в лоне самой Церкви, носителем которых зачастую являлись Ее видные иерархи. Но высшая власть земной инстанции Церкви принадлежит не отдельному человеку, а Церковному собору, на котором избирается Патриарх, через которые Церковью управляет Сам Господь. Поэтому соборность Церкви мы исповедуем как один из основополагающих догматов веры: «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». 

Но как раньше, так и сейчас, находятся люди, настолько помраченные гордыней, что свое частное мнение ставят выше соборного богодухновенного разума Церкви, становясь родоначальниками различных еретических учений. Такого человека невозможно убедить в его неправоте. Они не останавливаются также на личном отпадении от Церкви Христовой, но пытаются похитить в погибель Ее легковерных овец.

Святые отцы упреждают нас быть осторожными в богословских суждениях, всегда опираясь в них на учение Вселенских соборов, которые Господь поставил как ограду чистоты веры, дав обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Господь хранит Свою Церковь не только от нападения людей, поддавшихся лжеименитому разуму, но и от самих злоухищрений ада.

Неслучайно святые отцы I Вселенского собора прославляются Церковью в первое воскресенье после праздника Вознесения Господня, в преддверии праздника Святой Троицы – Дня Пятидесятницы. Они мужественно выдержали первый натиск на Церковь еретического лжеучения, утвердив правое исповедание веры не только на словах, но явив верность Христу и в своей жизни. Одни из них претерпели гонения, другие – мученическую кончину, но остались непреклонны в хранении чистоты Православия.

Сам Господь засвидетельствовал их правоту, показав лживость арианского учения. Священномученику Петру, архиепископу Александрийскому, было видение Господа Иисуса Христа в образе двенадцатилетнего юноши, имеющего лицо ярче солнца. Он был одет в белый хитон, разодранный сверху донизу; придерживая его на груди руками, Спаситель закрывал Свою наготу. Когда святой муж увидал все это, то его объял ужас и трепет, и он в молитве вопросил: «Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?» Господь же отвечал: «Арий безумный разодрал Мне, так как он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью».

Плачевен бывает конец ересиархов, ибо, отпав от Истины, они сами лишают себя Божией Благодати и защиты, как сказал еще Премудрый Соломон: «В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху» (Прем 1:4). Сознательно отступив от Бога, человек помрачается разумом, становясь игрушкой и посмешищем в руках диавола.

Свидетельством этому является сама их жизнь, далекая не только от духовного, но и от нравственного идеала христианства. Зачастую за внешней праведностью скрывается весьма разнузданная жизнь, предавшись которой, они уже не могут вернуться к Богу, ослепленные прелестью, против которой как от страшной заразы нас упреждают святые отцы, указывая, что зачатки этого зла есть в душе каждого человека. И настоящая беда, по слову Игнатия Брянчанинова, случается, когда человек перестает признавать свою подверженность ей, ибо тогда он перестает с ней бороться и полностью попадает в сети человекоубийцы диавола.

О действии богоборческого духа в нас мы можем судить по различным помыслам, всеивающим в нашу душу смущение, подозрительность в отношении ближних, злобность, обидчивость и другие страстные движения сердца. Старец Паисий в слове о борьбе с помыслами говорит, что Господь стучится в сердце человеку, а диавол – в голову, навязывая богопротивные мысли.

Избавиться от его насилия мы можем только в Таинстве Исповеди, открывая пред Богом свою греховную немощь, от которой Господь освобождает нас Своей Благодатью и дает силы дальше противостоять греху.

Дорогие, будем стараться изучать свою веру, переданную нам святыми апостолами, святыми отцами и учителями Церкви. Ведь, чтобы твердо держаться истины христианского учения, необходимо понимать, в чем она заключается. Иногда спросишь человека: «Како веруеши?» «Ну, вот просто верю, что Бог есть и все», – довольно часто приходится слышать в ответ. Дорогие, этого мало. Апостол пишет: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2:19). Наша же вера должна быть, во-первых, разумной, – основанной на знаниях догматов – в Кого и во что мы верим, а во-вторых, деятельной в проявлении любви к Богу и ближним. Тогда никто не сможет склонить нас к еретическому учению, потому что мы будем твердо стоять на камне веры и сразу обнаружим обман. Потому-то и увлекают наших людей, крещенных в Православной Церкви, в различные секты и лжеучения, что они не позаботились узнать об основах своей веры.

Еще раз поздравляю всех с праздником, причастников с принятием Святых Христовых Таин, дабы они вам были во исцеление души и тела, и призываю на вас Божие благословение.