Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дорогие, братья и сестры! Сегодня мы совершаем память Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о котором предсказал пророк Исаия, назвав его: «глас вопиющего в пустыне» (Мф 3:3).

Рождение Иоанна Предтечи было явлением особого Божьего Промышления. Его родители первосвященник Захария и праведная Елисавета находились уже в преклонном возрасте и горько скорбели о неимении детей. Ведь в израильском народе бездетные семьи считались проклятыми Богом, потому что не могли надеяться, что из их рода произойдет Мессия.

Но Господь явил чудо. Архангел Гавриил явился пророку Захарии и возвестил о рождении сына. Захария усомнился в обетовании Божием и был связан немотой. Он не мог произнести ни слова, пока не родился долгожданный сын. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, когда родственники спросили Елисавету, как они назовут сына, она ответила: Иоанн. Родственники стали недоумевать, почему они хотят дать такое имя ребенку при том, что в их роду никого так не называли. Тогда они обратились к пророку Захарии. Он взял дощечку и написал на ней имя: Иоанн. В тот момент уста его развязались и он стал благодарить Бога.

Жизнь Иоанна Предтечи – это жизнь великого аскета, подвижника. Когда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, праведная Елисавета бежала с младенцем в горы. Воины требовали от Захарии указать им место, куда мать скрыла их сына. Он ничего не отвечал им и был убит между храмом и жертвенником, как свидетельствует Священное Писание (см. Мф 23:35).

Праведная Елисавета вскоре умерла, и младенец возрастал один в египетской пустыне до своего явления с проповедью покаяния к израильскому народу. Потому апостол Матфей называет в Евангелии Иоанна Крестителя «гласом вопиющего в пустыне». Крещение Иоанново было крещением покаяния. Крещение с еврейского переводится как омовение. Это не было Крещением в смысле Таинства Церкви, которое мы совершаем сегодня, омывающим человека от первородного греха Божией благодатью. Крещение Иоанново было пробуждением совести, без которого невозможно человеку увидеть и принять Христа.

Совесть – это закон, написанный Богом на скрижалях сердца (ср. 2 Кор 3:3).

Иногда спрашивают: может ли неверующий человек быть хорошим и порядочным? Конечно же, может, потому что совесть есть в сердце каждого человека.

Но для спасения души мало быть просто хорошим и порядочным человеком в житейском понимании. Важно, чтобы наша жизнь соответствовала Евангелию, чтобы совесть наша была отражением не «общечеловеческой морали», а евангельского идеала. И когда мы начнем по нему поверять свою совесть, то увидим, насколько мы преисполнены духовной нечистоты, даже если кажемся внешне вполне порядочными и благочестивыми.

Кроме того, наши христианские обязанности не исчерпываются отношениями с людьми, нам заповедано познавать Бога – своего Творца, познавать, чтобы приблизиться к Нему, полюбить Его, послужить Ему всем сердцем, всею душою, всем разумением (ср. Мф 22:37).

Для того, чтобы постичь Бога мы должны иметь чистое, богопросвещенное сердце (Мф 5:8). Но без изучения Священного Писания, Священного Предания, мы не сможем понять себя, увидеть свое греховное устроение, пятнающее совесть. Как для летчика необходим штурман, для мореплавателя карта навигации, так для христианина необходимы Священное Писание и наследие святых отцов, открывающие путь к Богу, и Таинства Церкви, в которых мы получаем духовные силы и Благодать, чтобы идти этим путем.

Побуждая еврейский народ к покаянию, Иоанн Креститель был сам образцом смирения и соблюдения нравственного закона, о чем мы можем судить по его словам о Спасителе: «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин 1:27).

Только сознавая свое недостоинство можно исполнить служение, к которому мы призваны Богом. Ведь и фарисеи, и законоучители были призваны вести еврейский народ к истинному Богу. Будучи высшим из пророков, иоанн Креститель не обольстился народной славой, не восхотел присвоить себе славы Божией. Увидев Мессию, он указал на Него народу и произнес: «…се, Агнец Божий, вземляй грехи мира». Фарисеи же, впавшие в гордыню, узнав во Христе Мессию, не захотели расстаться со своей духовной властью над народом и вместо славословия Бога научили его кричать: «Распни Его!»

Поэтому, проявляя снисходительность к воинам, находившимся на службе Римской империи и презираемым за то от своих соотечественников, Иоанн Креститель строго обличал людей, пользовавшихся почетом и наделенных властью. Ибо они понимали ее не как ответственность, а как привилегию, употребляя на зло и развращая вверенный Богом народ.

Иоанн Креститель пострадал за Правду Божию, быв усечен мечем. Своей жизнью он явил нам великий пример упования на Бога и служения Ему.

И если нам не хватает ревности идти путем спасения, противиться соблазнам, откроем жития святых, которые оставил нам Господь в укрепление веры, надежды, возгревание любви. В житиях мы можем найти опытный ответ на любой вопрос духовной жизни, только бы у нас было желание найти его.

Основа же духовной жизни – покаяние, что значит – изменение жизни, изменение себя. Эту возможность мы получаем в Таинстве Исповеди, когда Благодать Божия очищает нас от раскаянных грехов. Это не аллегория, а действительное очищение. Что это именно так, мы можем понять по тому облегчению души, которое чувствуем после чистосердечной исповеди. Сколько бы мы ни раскаивались дома, мы не ощутим то состояние, которое бывает после исповеди в храме. Поэтому мы должны прибегать к ней, как только запятнали свою совесть, наложили на нее тяжесть греховных уз. Наша духовная жизнь не должна быть формальной и укладываться в рамки определенного количества посещения храма, которое мы установили «для галочки», потому что православная жизнь – это не экономика, не математика, – это искание Бога и правды Его. Но правду Божию мы должны искать в себе, а не в других. Соответствуем ли мы званию христианина. Ибо сколько мы ни будем возмущаться грехами ближнего, пусть даже справедливо, это никак не приблизит нас к праведности, но только отдалит от нее.

Святые отцы говорят: если ты не знаешь, в чем исповедоваться, исповедуйся в том, в чем осудил другого, ибо если его грех уязвляет твое сердце, то ты сам не свободен от него и не совершил подобный поступок лишь потому, что пока не сложились соответствующие обстоятельства, и Благодать Божия хранила тебя от падения.

Будем же, дорогие братья и сестры, празднуя Рождение Пророка и Предтечи Господня Иоанна, сверять свою жизнь с его и приобретать смиренное о себе мудрование.

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.