Православный пост: как соблюдать его правильно. Интервью с викарием Липецкой епархией Преосвященнейшим епископом Усманским Евфимием

- Владыка, что такое пост в Православной Церкви?

- Православный пост - это время особого покаяния и внимательного отношения к внутреннему состоянию нашей души, время, в которое мы призваны Святой Церковью более глубоко задуматься над своей жизнью, пересмотреть наши нравственные ценности и приоритеты в свете христианских заповедей.

Цель поста заключается в оздоровлении нашей души. Здесь можно провести аналогию: человек, имеющий хронические болезни постоянно подлечивается, пьет лекарства, соблюдает советы врача, но раз или два в год лечащий врач направляет его в больницу или в санаторий, где он практически все время посвящает поправке своего здоровья. То же самое происходит и с нами во время поста, когда мы стараемся всецело уделить внимание исцелению нашей души от греховной скверны.

- Когда в Церкви была установлена традиция поста?

- Эта традиция имеет очень глубокие корни. Ведь по существу первая заповедь о посте была дана Богом нашим прародителям еще в Раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт 2:16).

Из Священного Писания мы знаем, что постились люди и в ветхозаветное время, когда просили милости у Бога. Например, Неневитяне после проповеди пророка Ионы, не только сами постились в слезах покаяния, но даже наложили пост на домашних животных. И, мы помним, что Господь принял их покаяние.

В новозаветное время пример пощения нам оставил Сам Спаситель. Постилась Пресвятая Богородица. Постились все угодники Божии, желая утрудить свою плоть ради спасения души.

- Великий пост всегда проходит в Церкви с особой торжественностью. В чем его особенность?

- Великий пост установлен в напоминание сорокадневного пребывания Спасителя в Заиорданской пустыне перед началом Искупительного Подвига, который Он завершил на Голгофе. Поэтому все песнопения и молитвословия Великого поста помогают проникнуться нам особым покаянным чувством, ибо за наши грехи пролил Свою Кровь на Кресте Спаситель. И наше воздержание есть малая жертва, которую мы можем принести Богу в благодарность за Его страдания.

Как мы можем пресыщаться пищей, когда вспоминаем, что Господу на Кресте был предложен уксус, как можем предаваться развлечениям и удовольствиям, вспоминая о плаче Пресвятой Богородицы, когда ко Кресту пригвождали Ее Сына.

Можно и такой привести пример, когда человек хоронит кого-то из своих близких, его совершенно не радует изобилие поминального стола, с которого он едва что-то вкусит. А мы Великим постом скорбим об умерщвлении грехами нашей собственной души. Именно об этом напоминают нам слова Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, который мы читаем в первую неделю поста.

Укореняя в себе покаянное чувство, чаще исповедуясь, причащаясь Святых Христовых Таин, каждая душа постепенно освобождается от бремени грехов и начинает уже понемногу ощущать духовное утешение, радость. И еще более стараемся воздерживаться – теперь уже, чтобы не потерять полученную благодать. Как невеста не думает о пище, когда в белом платье ждет жениха, так и душа человека не желает обременять себя яствами, когда ждет праздник Пасхи Христовой.

- В чем же заключается спасительное покаяние?

- Слово «покаяние» в переводе с греческого «метано́йя» значит «перемену ума», т.е. исправление жизни, стремление соизмерять каждый свой поступок, мысль, желание с заповедями Божиими. Покаяние ставит целью жизни угождение Богу, а не своему сластолюбию, гордости и тщеславию. Исцеляет человека от греха благодать Божия, но Господь не насилует волю человека. Он ждет нашего свободного волеизьявления, когда мы придем к Врачу наших душ и скажем: «Господи, я болен. Исцели меня!»

- Но все же, каким образом воздержание в пище может влиять на наше духовное состояние? Ведь апостол говорит, что «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8).

- Да, пища сама по себе не приближает и не удаляет нас от Бога. Нас приближает к Богу покаяние, послушание Его святым заповедям, а удаляют от Него страсти, а в первую очередь сластолюбие (стремление к услаждению чем-либо), на борьбу с которым мы устремляемся, входя в пост: мы отказываем себе во всем, чем привыкли услаждаться: будь то вкусная еда, зрелища или общение с человеком, которым привыкли услаждаться.

Пленение души сластолюбием святые отцы сравнивали с нарушением второй заповеди «Не сотвори себе кумира» (см. Исх 20:4). Как один из видов идолопоклонства, сластолюбие лежит в корне многих страстей: чревоугодия, пьянства, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости, обидчивости и др.

К тому же пост является небольшим испытанием человеку на проверку его решимости следовать в Вечность узким путем Христовым (см. Мф 7:13). Соблюдая пост, мы можем проверить свое отношение к Богу – насколько мы готовы пожертвовать привычным комфортом жизни ради искания главного – спасения души.

- Владыка, как найти меру благоразумного воздержания, с каким помыслом мы должны к нему приступать?

- Действительно очень важно, с каким помыслом о себе мы начинаем поститься и ради чего усиливаем воздержание. Известна такая история: молодая инокиня, взяв на себя неумеренное воздержание, по истечении времени крайне ослабела и однажды потеряла сознание. Думая, что она умирает, сестры спросили, не пригласить ли к ней священника для напутствия святыми Таинствами перед переходом в Вечность. Но к всеобщему удивлению в ответ она прошептала: «Лучше принесите мне немного хлеба поесть», - в критический для своей жизни момент она думала уже не о Боге, но о хлебе... Такое бедственное состояние свидетельствует о неправильных целях, а возможно и о гордостном помысле, с которым постилась инокиня. Поэтому эта ошибка принесла ее душе и телу такие печальные плоды.

Как пример богоугодного постничества, можно вспомнить случай из жизни праведного Иоанна Кронштадтского. Однажды он сильно заболел, его жизнь была под угрозой, и врачи предложили ему укрепить силы мясным бульоном. На что угодник Божий ответил: «Я напишу своей маме, если она благословит нарушить пост, то я буду есть бульон». Мать прислала ему ответ, что не благословляет нарушать пост. Как вы думаете – он умер? Нет, в скором времени он выздоровел, потому что, испросив родительское благословение, отсек свою волю, безропотно, с благодарением терпел недуг ради Христа, уповал на Него и тем прославил своего Спасителя. Своим смирением он стяжал от Господа Всевосполняющую и Всепокрывающую Благодать Святаго Духа, которая подняла его с одра смертельной болезни и освятила душу.

Поэтому всегда нужно помнить, что постясь, мы воюем не с плотью, а с мучающими нас страстями, а потому иметь смиренное о себе мнение, уповать на Господа, изучать Предание Церкви и пользоваться советом духовно опытных наставников. Святоотеческий подход к воздержанию поможет нам избирать ту благоразумную меру ограничения в пище, которая позволит нам сохранять силы для труда, молитвы, посещения храма, служения ближним.

- Владыка, скажите, пожалуйста, несколько слов о том, с каким расположением сердца и с какой целью нужно приступать к посту?

- Наши усилия во время поста принесут благой плод лишь в том случае, когда целью нашего постничества станет смиренное ограничение себя ради Христа, ради искоренения страстей и стяжания добродетелей Христовых. Тогда, по благодати Божией обретая Его свойства, преобразится сердце человека. Любые другие мотивы, с которыми порой люди приступают к посту: ради подвига или, ради диеты, например, -не имеют ничего общего с постом, поскольку лишены духовной сути, а значит, не принесут и благого плода.

- Владыка, что посоветуете тем, кто начал постится впервые?

- Помимо соблюдения телесного поста нужно помнить о духовном: основой поста является покаяние, поэтому стараться чаще посещать великопостные богослужения, принимать участие в Таинствах Исповеди и Причащения, стараться вникать в слова молитв. Очень хорошо Великим постом посетить пассию - службу Страстям Христовым, которая совершается вечером в воскресные дни. Это очень красивое, проникновенное богослужение. Хорошо бы уделять больше внимания духовному чтению, чтобы получше осознать, что есть добро, а что зло - это настраивает душу к переосмыслению своей жизни, покаянию и непринужденному выбору спасительного пути Христова.

- В одной из проповедей Вы сказали, что верующие с радостью ждут Великий пост. Почему?

- Потому что любой христианский пост есть приуготовление души к обновлению и преображению во Христе Иисусе, что приносит сердцу человека настоящую радость. А Великий пост - это предвкушение самого великого торжества - Пасхи Христовой. И хотя, по слову Иоанна Златоуста, в пасхальные дни призваны к духовной радости все, верующие по опыту знают: чем внимательнее проходим мы пост, тем светлее и возвышеннее переживание Светлого Христова Воскресения.

- Владыка, что пожелаете православным в начале Великого поста?

- Отвечу словами апостола Павла: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол 5:16-18). Потому что жить в ладу со своей христианской совестью – это свидетельство обретаемого свойства души, когда истинная радость усиливается молитвой и благодарением Бога. А Великим постом мы имеем прекрасную возможность положить начало жизни по-Божьи, в чем да поможет нам Господь.

С Преосвященнейшим епископом Евфимием беседовала
кандидат философских наук Валентина Швайдак
lipetsk.ru