Сирийская командировка. Интервью иерея Илии Азарина журналу Московской Патриархии (№6, июнь 2016)

О пастырском служении в условиях, приближенных к боевым

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Благодатное небо» липецкогогарнизона священник Илия Азарин почти два месяца окормлял российских военных на авиабазе «Хмеймим» ВКС РФ в сирийской Латакии. Решение поехать туда он принял, когда узнал о гибели подполковника Олега Пешкова, который служил в Липецком авиацентре. Об особенностях служения военного священника в боевых условиях он рассказал нашему журналу.

— Отец Илия, как сегодня вы оцениваете свою командировку в Сирию, что удалось сделать из намеченного?
— Я удовлетворен, так как выполнил поставленные задачи: организоватьпоходный храм на авиабазе и духовно, молитвенно поддержать наших ребят.Вместе с военными мы оперативно обустроили храм — палатку, которая оказалась недостаточной по площади. На рождественское богослужение в нее не поместились все солдаты, желающие помолиться, многие даже стоялиснаружи. Еще одну праздничную службу я провел на Крещение. Тогда все желающие смогли окунуться в крещенскую купель, роль которой выполняли два больших... РДВ-5000 (резервуар для питьевой воды. — Прим. ред.). Также по инициативе заместителя командующего группировкой по работе с личнымсоставом полковника Андрея Казакевича мы совершили воздушный крестный ход на вертолете, облетев и освятив российскую военную базу. Когда я оказался в Сирии во второй раз — в марте, палаточный храм,где служили на Рождество и Крещение, перенесли в другое место, он не был готов к богослужению. Кроме того, за это время на базе возвели еще и деревянную часовню, в которой необходимо было продолжить отделочные работы: провести электричество, покрасить полы, развесить иконы. Иконы прислал настоятель Кронштадтского Никольского морского собора архимандрит Алексий (Ганьжин). Утварь и облачения пришли от Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами. Понятно, что практически все работы по благоустройству храма приходилось делать самому, так как в зоне боевых действий нет выходных, там у каждого военнослужащего своя задача. Добавьте к этому тот факт, что вокруг самые разные люди: кого-то я до этого времени не знал, были и те (хоть и немного), кого мое присутствие раздражало. В таких условиях в течение месяца нужно так наладить работу, чтобы устранить все проблемы к приезду следующего священника. Слава Богу, мне это удалось.

— Широко известно выражение,что в окопах нет атеистов. Чувствовали, что таммолитва особенная, отличная от молитвы в мирной жизни?
— В Сирии каждый военнослужащий понимает, что может погибнуть в любую минуту. 
Все хорошо чувствуют, что под Богом ходят. Поэтому на каждом богослужении мы молились, чтобы все вернулись домой живыми и здоровыми. И, конечно, в таких случаях слова молитвы воспринимаются и переживаются по-особенному. Как? Чтобы ответить на этот вопрос, надо самому там побывать и пережить такой опыт.

— Храм был открыт всегда?
— Да. Каждый желающий мог в любое время поставить свечи, помолиться. В моеотсутствие летчики, спецназ и технический персонал сами собирались на чтение утренних и вечерних молитв. В храме всегда можно было взять себе иконы, молитву «Живый в помощи», молитвословы. Я проводил службы в праздники и календарные выходные, на них обычно было 20–25 человек. Меня не всегда можно было застать в храме. Я постоянно вылетал туда, где требовалось мое присутствие как священника: в Пальмиру, Кесаб, Латакию, Тартус. Бывало, что поздно вечером ко мне в модуль, где я жил, приходили военнослужащие, которым была нужна не только духовная, но и психологическая поддержка. Это и понятно: необстрелянному человеку очень непросто приспособиться к войне, да еще в чужой стране. И я поддерживал наших ребят, как мог. Говорил, чтобы они не расслаблялись, смотрели в оба и в Бога верили, потому что в Нем сила, как Суворов сказал.Если требовалось, я служил молебны или панихиды.Например, на Рождество, уже после ночной службы, пришло человек двадцать, которые во время праздничной службы выполняли боевые задачи, и попросили отслужить молебен. И всё, что я пел и читал, они повторяли за мной. Были очень организованны, собранны.

— Длительное нахождение в незнакомой воюющей стране — смертельно опасная реальность... 
Для вас лично это было стрессом?
— Нет. Перед поездкой в ноябре я прошел сборы штатных военных священников Западного военного округа в Санкт-Петербурге. Поэтому чувствовал себя психологически подкованным.

— Какая яркая история вам запомнилась?
— Одновременное крещение сорока двух наших солдат. И все они нормально и осознанно подошли к своему крещению. Это чудо! Потому что они задумались не только о своей жизни, но и о спасении своей души.Попав в такие экстремальные условия, каждый нормальный человек размышляет, что будет с его душой,если он не крещеный. Религиозные чувства на войне обостряются вне зависимости от того, летчик это, пехотинец или артиллерист. Каждый раз перед крещением я проводил огласительную беседу,чтобы понять, насколько серьезно, осмысленно их решение. За две командировки я крестил шестьдесят шесть человек. И был только один случай, когда я был вынужден отказать в крещении. Этот человек слишком гордо и безответственно отнесся к своей душе. Кроме того, по моей просьбе военные психологи помогли провести мониторинг религиозной обстановки в группировке. И оказалось, что более 60% всех военнослужащих считают себя верующими.Еще одна история, которая глубоко осталась в моей памяти, показала,что присутствие священника на войне очень важно. Однажды мне позвонили прямо из окружения: «Помолитесь, батюшка, нас обстреливают». Слава Богу, они все вернулись живые и здоровые.

Беседовал Алексей Реутский

С 17 апреля по 17 мая 2016 г. обязанности военного священника в Сирии выполнял клирик храма Симеона Столпника протоиерей Дмитрий Солонин. Сейчас эти обязанности выполняет клирик храма свв. Кирилла и Мефодия г. Воронеж иерей Игорь Зайкин.

Иерей Илия Азарин — помощник начальника Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний им. В. Чкалова (Липецк). Родился в 1979 г. После школы окончил строительный техникум, затем Воронежскую духовную семинарию. Рукоположен в диаконы в 2004 г., в священники — в 2011 г. Служил в храме Прпмц. Евдокии, затем в храме Николая Мирликийского г. Липецка. В настоящее время настоятель храма в честь иконы «Благодатное небо» на территории Военного городка.