Православие в Карелии и Салминские торжества. П. Шмарин //Церковные ведомости 1912 г., 13 октября, № 41.

Отрывок из статьи:

«Салма – центральный пункт приладожской пограничной  Карелии. Здесь имеются два больших лесопильных завода, работающих круглый год. Большие реки – Киркоеги и Тулема  - впадающие здесь в Ладогу, служат хорошим водным путем для сплава леса из внутренней Карелии к берегам озера. Салминская пристань с ранней весны и до глубокой осени представляет из себя большой оживленный муравейник. Рейд ее загроможден большими морскими судами, которые нагружаются различным лесным материалом и потом отправляются по Ладоге и реке Неве в Петербург и заграницу. Неподалеку от пристани, где останавливаются пассажирские пароходы, на высокой горе, красуется величественный в старинном русском стиле, каменный с двумя приделами храм святителя Николая Чудотворца. Храму скоро исполнится 100 лет. Он выстроен графиней Орловой-Чесменской в бывшем ее родном имении – «Тулема». Салминский православный приход имеет до десяти тысяч прихожан и раскидан в разные стороны на десятки (до 90) верст, соприкасаясь с пограничной Олонецкой волостью.  История его далеко уходит в глубь веков. К Салминской Николаевской церкви имеются приписные церкви в деревнях: Питкяранта, Маншила и Оружьярви, при каждой с отдельным причтом, содержимом на казенные средства… При Салминской церкви находятся два священника штатных и один сверхштатный, и два псаломщика, из которых один в сане диакона.

Финны изо всех сил стараются «офиннить» салминских кареляков, которые до сих пор являются теми же русскими, ничем не отличаясь от последних даже по своей внешности. С этой целью финны избрали Салму пунктом колонизации. Они во множестве переселяются сюда, открывают различные торговые предприятия, стараются захватить в свои цепкие лапы общинные и административные должности; тянут сюда за собой чистокровных своих собратьев – лютеран рабочих, которые своей дикостью, разгулом и бесшабашностью вносят полнейшую деморализацию в простую, чистую и опрятную карельскую среду, живущую пока по старинной святой простоте. Во всем Салминском приходе открыто 15 финских школ, где учителя, питомцы Сердобольской учительской семинарии, ярые «финноманы», ведут упорную борьбу против всего русского, не считаясь ни с историей, ни с современными запросами карельского народа, для которого русский язык («хлебный», как они сами называют его) так же необходим, как рыбам вода и птицам воздух.

В виду этого и со стороны русских борцов за свое национально-православное дело так же обращено особое внимание на Салму. В особенности много внимания и трудов уделяет ей синодальный карельский миссионер (он же и председатель Карельского братства) архимандрит Киприан».