Паломничество всех русских школ Финляндской Карелии на Валаам в мае 1912 г.

Статья свщмч. Уара (Шмарина) в бытность его священнического служения в Карелии

В конце нынешнего 1911-12 учебных годов все русские школы Финляндской Карелии, министерские и братские совершили грандиозное паломничество в Святую Валаамскую обитель, эту историческую колыбель и непоколебимую твердыню Православия на нашем далеком севере. Нынешнее паломничество было выдающимся по количеству учащихся именно чисто-русских школ (до 1000 человек), и по той торжественности, с какой оно было обставлено.

Инициатором и вдохновителем этого школьного паломничества, как и всегда, был Синодальный Карельский миссионер, архимандрит Киприан (Шнитников), который нашел сердечный отзвук и содействие в лице Директора русских учебных заведений по Великому Княжеству Финляндскому В. Н. Смольянинова.

Всего в паломничестве участвовало 34 школы, из коих 21 – министерские и 13 – Карельского братства и вообще духовного ведомства.

Перед вступлением в трудное путешествие был отслужен напутственный молебен.

Школьники с учителями разместились на двух пароходах «Карьяла» и «София».

Если наш несравненный поэт в прозе Н. В. Гоголь, восхищался красотою красавца Днепра в тихую летнюю ночь, то каждый, кому приходилось бывать, и, в особенности, плавать по могучей и безбрежной Ладоге в теплый, ясный и тихий летний день, каким был день 25 мая, не мог также не восхищаться необыкновенной северной водной красотой, прибрежными, причудливыми гигантами – скалами, окаймленными как на Валааме, вековыми деревьями… В воздухе не шелохнется… Зеркальная поверхность озера, как бы нарочно заснувшая от постоянных ужасных волн и смятений, дабы не испугать юных паломников и дать им возможность насладиться своей дивной красотой, отражая в глубинах своих небесное светило, ослепляла своим ярким блеском. Хищные морские чайки парили над этой зеркальной поверхностью, жадно и зорко высматривая себе добычу. Вдалеке, в туманных очертаниях виднелась Святая обитель, закинутая среди пучин морских. Туда, в эту туманную даль, настойчиво вперяли свои взоры юные головки, в особенности те из них, кого Господь сподоблял и направлял на Валаам впервые. А таковых было большинство не только учащихся, но и учащих.

Но вот пароходы приблизились к Николаевскому скиту, находящемся на маленьком островке, при входе в глубокий залив. Священники облачились в священные одежды. Начался молебен. С громадной соборной колокольни раздавался приветственно и торжественно звон колоколов. На пристани поджидал крестный ход, во главе с отцом наместником монастыря. Здесь же находился и архимандрит Киприан.

Два крестных хода, наш и монастырский, соединившись вместе направились в собор.

25 мая в высокоторжественный день рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны, предполагалось утром отслужить в верхнем соборе торжественную литургию, при пении, по возможности, всех учащихся.

Божественную литургию правил архимандрит Киприан, в сослужении 12 приезжих священников.

Тысячеголосый хор потрясал величественные своды обширного верхнего собора. Подъем религиозного чувства был необыкновенный.

 Ясно было, какой труд, какая любовь и самоотвержение вложены были в святое дело воспитания и образования этих карельских деток.

После окончания литургии монастырский пароход «Сергий» взял на буксир три громадные баржи, приспособленные для многолюдных переездов, на которых разместились 1000 человек паломников.

Первая остановка была около красивой церкви – Воскресенский скит. Этот храм устроен в миниатюре по образу Гроба Господня в Иерусалиме. По уставу в этом скиту круглый год поется пасхальная служба, поэтому и молебен состоял из победоносных и оживленных пасхальных песнопений. Потом все ученики по очереди проходили в храм и прикладывались к Гробу Господню, где иеродиаконы окропляли их святой водой…

Следующая остановка была в скиту «Гефсимания». Он расположен близ глубокой небольшой бухты, над которой грозно склонились исполинские, отвесные скалы, покрытые вековым лесом.

На следующий день баржи с паломниками взял на буксир небольшой, но очень красивый пароходик «Николай» и отправился к скиту «Всех Святых».

Здесь на прекрасной лужайке, священник Петр Шмарин сказал пространную речь, обращенную ко всем работникам на ниве карельской, убеждая их теснее сплотиться между собою в местные ячейки и отделения Православного Карельского Братства, дабы успешнее и целесообразнее бороться с финно-лютеранским засильем в православной Карелии.

К 4-м часам вечера в обитель прибыл из г. Сердоболя Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский, вместе с другими высокопоставленными гостями.

В воскресение 27 мая в 8 часов утра началась Божественная литургия, которую совершил Владыка Сергий в сослужении 24-х священников и 6-и диаконов. В конце литургии Владыка сказал слово на Евангельское повествование о призвании учеников Христовых на их апостольское служение, в котором прозвучала мысль о необходимости для нас, как последователей Христовых, религиозно-нравственного воспитания и самосовершенствования, чтобы мы, взрослые, во всем подавали добрый и полезный пример окружающим нас малым детям.

В заключение нам хочется высказать несколько общих мыслей о той религиозно-просветительской и культурной роли, которую, в продолжении многих веков, выполняет Валаамская святая обитель на нашем далеком севере. Можно смело сказать, что, если бы шведам удалось когда-нибудь в конец сокрушить эту чудную обитель, то давно уже здесь не было бы и самого православия; карельский народ потерял бы, с течением времени, драгоценное наследие и достояние своих отцов – святую православную веру, - этот «источник воды живой», он уже давно бы, находясь в неблагоприятных исторических условиях, олютеранился, обезличился, обездушился, стал бы «рекою безводной»…Теперь - не то! Хранимый молитвами своих просветителей препп. Сергия и Германа, он таит в себе благодатные и живительные силы, которые всегда во всякие времена года, влекут его под сень чудной Валаамской обители. Там он находит для себя и нравственно-религиозную и даже материальную поддержку. Там он начинает познавать и ценить настоящий труд во всех его проявлениях. Не будет преувеличением сказать, что Валаам был и будет «пестуном» православного карельского народа.

К сожалении, в Финляндии нет подобной же женской обители, если не считать Линтульскую, слишком удаленную от центра православной Карелии.

Источник:

Паломничество всех русских школ Финляндской Карелии на Валаам в мае 1912 г. // Финляндская газ. - 1912 г. – 8 июля (№ 98); 10 июля (№ 99); 12 июля (№ 100). – Подпись: Шмарин П. свящ.