Память священномученика Измаила Базилевского молитвенно почтили в Скорняково

Опубликовано 17.11.2017 15:43

17 ноября 2017 года, в день памяти священномученика Измаила Базилевского, в Михаило-Архангельском храме села Скорняково Задонского района, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Задонского церковного округа в сослужении настоятеля храма иеромонаха Севастиана (Черкасова) и духовенства благочиния.

На богослужении присутствовали родственники священномученика, приехавшие из Воронежа.

Накануне праздника на стене храма у центрального входа была установлена мемориальная доска.

Отец Измаил служил в Михаило-Архангельском храме села в 1923—1930 годах. После закрытия церкви переехал в Воронеж. Там был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. 4 ноября 1941 года приговорен на сессии Карагандинского Облсуда при Карлаге НКВД к высшей мере наказания. 17 ноября приговор был приведен в исполнение…

В 2000 году священник Измаил Базилевский (Измаил Карагандинский) был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике священномучеников.

Спустя шесть лет началось возрождение храма, помнившего горячие молитвы преданного Богу служителя.

Каждый год 17 ноября, в день памяти священномученика Измаила, его потомки приезжают на праздничное богослужение в Скорняково.

Рассказывает Анна Борисовна Болхоева, правнучка священномученика

– Священомученик Измаил – мой двоюродный прадедушка. Он младший брат моего прадедушки, тоже священника. У них был еще один брат – священник Григорий Николаевич, которого расстреляли. 

У Измаила Николаевича были дети Александр и Александра. Александр воевал, был ранен, а его жене и дочке в Воронеж пришло письмо, что он убит. Жена вышла замуж второй раз. После войны Александр уехал в Ригу, а его бывшая жена с новой семьей на Украину.

Александр женился в Риге на Клеопатре Ланцевой, но детей у них не было, работал на ВЭФе.

– Вы как-то поддерживали с ними отношения?

– Александр с женой приезжали в Воронеж, мы ездили к ним в Ригу. Помню, что он избегал разговоров о вере.

Александра, в замужестве Гахович, жила в Воронеже. У нее была дочь Нина, по мужу – Зайцева. Она работала учительницей английского в школе. Мы ходили к ним в гости. Детей у них не было. Больше о прямых потомках отца Измаила мы не знаем.

– Как вы узнали о прославлении священномученика Измаила?

– Это было давно и подробности не сохранились в памяти. Помню, что почувствовала радость и скорбь одновременно. В нашей семье любое напоминание о репрессиях, о невозможности узнать места захоронений наших родственников все еще вызывают душевную боль.

– Как сложилась судьба вашего дедушки?

– Мой дедушка, Базилевский Борис Павлович, тоже был репрессирован, хотя и не был священником, а был агрономом-экономистом, доказывающем в научных публикациях, что всеобщая коллективизация не принесет экономического роста стране. За это он был осужден на 10 лет концлагеря, потом имел поражение в правах – не мог жить в больших городах.

Семья скиталась, каждый раз он получал назначение в другое хозяйство агрономом. Мама родилась после его освобождения. Ей пришлось за годы учебы сменить семь школ. В Воронеж удалось вернуться только после реабилитации.

– В вашей семье знали о репрессированных родственниках?

– Да, о них никогда не забывали. Нам, детям, рассказывали о разных случаях из их жизни, не скрывали даже того, что их расстреляли, но о том, кто расстрелял – не говорили. Поэтому, маленькая, я думала, что это сделали немцы во время оккупации. 

– Вам в детстве интересны были такие рассказы?

– Меня очень интересовала жизнь священников, и дедушка мне немножко рассказывал, пока бабушка не слышала, но о своих злоключениях не говорил никогда.

– А вопросы веры поднимались в беседах?

– Темы веры в семье были табуированы. Когда я в детстве задавала такие вопросы, мне всегда отвечали: «Вырастишь – во всем сама разберешься!» 

– Открытие храма в Скорняково как-то повлияло на вашу жизнь?

– У нас много родственников в разных городах, мы стараемся поддерживать отношения. И то, что в Скорняково открылся храм, где служил отец Измаил, объединило нас еще больше.

– Можете вспомнить первое посещение храма?

– Впервые мы приехали туда 17 ноября 2012 года и встретились там с родственниками из Москвы, с которыми раньше виделись очень редко.

Храм находился еще в стадии реставрации, в нем было очень холодно.

Московские родственники, семья Евгения Ивановича Евенко, заказала в мастерской икону священномученика Измаила и подарила ее дочери Елизавете Замысловой, которая передала икону храму вместе с серебрянной ложкой, принадлежавшей отцу Измаилу.  

Позже передали храму часы, принадлежавшие Измаилу Николаевичу, которые сохранила племянница его невестки. 

– Почему вы решили передать памятные вещи именно в храм?

Храм в Скорняково – это важное для нас родовое место, где чувствуется связь времен, где мы молимся об усопших родственниках, могилы которых неизвестны, обращаемся к священномученику с молитвой о помощи.

– Сохранился ли дом в Воронеже, где жил отец Измаил после закрытия прихода?

– Это уникально, потому что Воронеж был почти полностью разрушен в года Великой Отечественной войны, но многоквартирный дом по адресу: улица Первомайская, 10, где в квартире №6 проживал с семьей Измаил Николаевич, сохранился. Здесь он был арестован и больше обратно не вернулся.

– Это место отмечено как памятное?

– Тихон Александрович Базилевский хотел, чтобы на этом доме была установлена табличка «Последний адрес». Мы с мамой собрали и отправили все документы кроме одного – справку из архива о том, что Измаил Николаевич был арестован именно здесь.

Такую бумагу маме отказались выдать, потому что она не могла юридически доказать свое родство. Мы очень расстроились. Но потом мама нашла выход. Она обратилась в отдел культуры с просьбой разрешить установить памятную доску на доме. Александр Тихонович Базилевский вызвался финансировать изготовление этой доски, нашлись добровольцы, которые прикрепили ее к зданию.

На открытие памятной доски собрались не только воронежские родственники и наши друзья, но приехали родственники из Москвы и по благословению Владыки Никона приехал иеромонах Севастиан.

Так, 16 апреля 2016 года на доме появилась памятная доска. 

– Как восприняли это событие жильцы дома?

– К тому моменту в доме почти не осталось жителей, потому что он был признан аварийным. В марте 2017 года дом собирались снести.

– Удалось отстоять?

– Никто не верил в то, что дом удастся сохранить, потому что уже существовал проект нового многоквартирного дома на его месте, но мы продолжали писать в администрацию, в Совет по культуре. И Совет рекомендовал пересмотреть решение о сносе дома. Это было настоящее чудо!

В конце февраля было принято решение сохранить дом как памятник культуры и архитектуры. Мы очень обрадовались принятому решению, но чтобы дом сохранился, его должно принять на баланс какое-либо учреждение. Мы обратились с ходатайством в епархию – использовать этот дом как приют для паломников, тем более, что вблизи дома расположено много храмов.

По случаю хочется отметить, что не менее удивительно сложилась история родного села отца Измаила – Новомакарово Грибановского района Воронежской области, где в 1995 году был основан Серафимо-Саровский монастырь! Там тоже очнь почитают память священномученика Измаила.

– Всегда ли вы встречаете день памяти священномученика Измаила в Скорняково?

– Начиная с 2012 года наша семья каждый год ездит в Скорняково. Для нас это особенно важная служба. Мы отменяем работу, получаем разрешение детям пропустить занятия в школе и рано утром отправляемся за 140 километров, чтобы почтить память своего родственника, почувствовать себя частью паствы его храма.

В этот день особенно чувствуется сила Промысла Божия. Священномученик пострадал за веру. Мы не знаем, где он похоронен, но в селе, где он родился есть монастырь, один из храмов, где он служил - восстановлен и действует.

Дом, где была его квартира, уцелел во время Великой Отечественной войны. Его не снесли, когда выселили уже всех жильцов, а вместо этого сделали памятником культуры.

У храма есть и земной благодетель – меценат Алексей Шкрапкин, который очень старается благоустроить храм. Прихожане с любовью заботятся о чистоте и порядке, убирают и украшают храм.

Нынешний настоятель храма Иеромонах Севастиан трепетно относится к своему служению и чувствует всю ответственность как продолжателя дела священномученика Измаила.

– Вы приезжаете только на праздник, или чаще?

– Конечно, мы ездим в храм и в другие дни. С нами приезжают не только родственники, но и друзья, и друзья друзей.

В 2016 году на Пасху мы пришли в Скорняково на байдарках по реке Сосна, потом по Дону. Поставили палатки на берегу и отправились на службу.

Весь день лил дождь, дул холодный ветер. Мы выехали из Воронежа в 5 утра и, казалось, что отстоять службу не хватит сил. К нашему удивлению в храме было очень тепло, работало отопление, было многолюдно, и служба показалась совсем не утомительной. Как обычно, мы чувствовали себя такими счастливыми, что было ощущение, будто можем оторваться от пола.

– Можете вспомнить какие-то особые случаи?

– У нас сложились очень теплые отношения с батюшкой. И, конечно, в трудные минуты мы также приезжаем в храм. У крестного отца моей дочки были серьезные проблемы со здоровьем. Сам он был в не состоянии приехать в Скорняково. Мы ездили сюда и молились за него. Батюшка молился каждый день, и утешал, что все будет хорошо.

Однажды после службы дочь дождалась пока все прихожане разойдутся и долго стояла перед иконой священномученика Измаила, со слезами прося помощи в исцелении. А летом ее крестный, ко всеобщей радости, приехал на службу сам! Осенью мы снова приезжали вместе.

– Какой открылась вам жизнь прихода?

– В храме Архангела Михаила уникальная атмосфера – здесь сразу ощущаешь истинность слов, что Бог есть Любовь. Все друг друга знают. Вместе участвуют в богослужении, сообща решают хозяйственные проблемы, убирают и украшают храм к праздникам, готовят вкусные блюда для торжественной трапезы. 

В день памяти священномученика Измаила все прихожане приносят в храм угощение и после службы устраивают общую трапезу. Мы чувствуем себя в окружении друзей и единомышленников, а батюшка – душа этой общины.

Администрация сайта