Быть на службе – настоящее счастье. Жизнь прихода Михаило-Архангельского храма села Скорняково Задонского района

Содержание

Милосердия двери отверзи нам

Усадьба полководца

Да благословит Господь место сие

«Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Беседа с благотворителем Алексеем Шкрапкиным

Не стоит село без праведник. Беседа с правнучкой священномученика Измаила (Карагандинского), святого покровителя села

Батюшка. Беседа с настоятелем прихода иеромонахом Севастианом (Черкасовым) о молебнах о недужных и духовных причинах заболеваний

Переосмысливая жизнь. Беседа с певчими храма

Вопросы духовные. Ответы отца Севастьяна на вопросы современной духовной жизни

Милосердия двери отверзи нам

«Милосердия двери отверзи нам», – такими словами встречает каждого входящего в церковную ограду Михаило-Архангельский храм села Скорняково. Ниже стоит дата: 1812 год.

Историческая память возвращает к трагическим страницам прошлого: война России с Наполеоном, сожжение Москвы… И возведение белокаменного храма – как вопль русского народа к Заступнице и Ходатаице: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя, да не погибнем!» И услышала Владычица, и помогла, и простерла Свой Материнский покров над кающейся Русью.

Но, спустя немногим более ста лет, внутренняя измена Богу, Царю и Отечеству разрушила корабль Российской Империи; привела к невиданным со времен первых веков христианства гонениям на Церковь Христову.

Воспринятый богоборческий дух вольнодумства и нерадения о жизни по заповедям Божиим осквернил души православных. Святость предавалась осмеянию, а грех – одобрению и молчаливому согласию. Страшным следствием падения христианской нравственности на Руси стала кровавая Октябрьская революция.

Но, по великой милости Божией, в этом испытании пробудился от греховного сна православный народ. И те, в ком теплилась искорка живой веры, смогли принести Богу искреннее покаяние, явить в горниле обрушившихся страданий верность Христу даже до смерти.  

Сегодня молитвами новомучеников и исповедников Российских возвращается на нашу землю духовная жизнь, возрождаются храмы, пробуждаются к исканию Бога человеческие души: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем...» 

Усадьба полководца

Скорняково известно своими хозяевами, занимавшими видное место в русской истории. Расцвет села связывают с жизнью одного из его владельцев ­Николая Николаевича Муравьева-Карского – выдающегося военачальника и дипломата XIX века.

Верой и правдой служил он Отечеству, а похоронить завещал себя в Задонской обители. Могила полководца находится за алтарем Владимирского собора Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Одной из немногих ей удалось уцелеть в годы мерзости запустения, что царила на святом месте в 30-е – 80-е годы прошлого века.

Сегодня, когда монастырь возрожден в былом великолепии, все больше паломников останавливаются перед скромным надгробием. Осеняя себя крестным знамением, тихо произносят: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего воина Николая».

Да благословит Господь место сие

По традиции основание новых селений православные начинали со строительства дома Божия, ибо без очищения и освящения души не бывает жизни христианской. На государственных землях с общинным самоуправлением храмы строились «всем миром», а в помещичьих усадьбах – тщанием благочестивых владельцев.

Скорняково впервые упоминается в конце XVII века, когда эти угодья были жалованы помещику Григорию Скорнякову-Писареву. Последующим владельцем усадьбы - графом Григорием Ивановичем Чернышёвым – был построен удивительной красоты белоснежный храм в честь Архистратига Божия Михаила.

Более века молились в нем православные скорняковцы. Рядом с простыми крестьянами стояли на богослужениях и представители столичной знати. Последним хозяином усадьбы стал основатель стратегической авиации России и первого русского автомобильного завода «Руссобалт» Михаил Владимирович Шидловский.

В безбожные годы прошлого века скорняковская церковь была закрыта, а затем безжалостно разорена. Как немой укор возвышались над проезжей частью обезображенные стены некогда величественного храма, напоминая притчу о матери, у которой в угоду злой избраннице вырвал сердце сын. «Тебе не больно, сынок?..» – такими были ее последние слова*.

* Притча «Сердце матери»

Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.

Наконец она снизошла до объяснений:

— Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?

— Тебя, — отвечал юноша.

— Как любишь?

— Тело моё, душа моя — в твоей власти.

Усмехнулась холодная красавица и сказала:

— Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.

Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:

— Сжалься надо мной!

Красавица надменно вскинула голову:

— Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.

Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:

— Ты ушибся, сынок? Сильно болит?

«Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7)

1980-е годы... Мальчик Алеша вглядывается в запыленное окно автобуса, везущего его на лето в родные бабушкины края – село Донское. Скорняково будет по пути. И снова появится эта сотрясающая душу картина, в которой, казалось, была запечатлена вся трагедия отпавшего от Бога человека – руины старинного храма. «Каким же он, наверное, был красивым?!.. – каждый раз сжималось непонятной скорбью детское сердце. – Как бы я хотел, чтобы его восстановили...»

Бабушка ласково гладит внука по голове и, крестясь на обезглавленную церковь, тихо шепчет: «Утверди, Господи, в вере раба Твоего отрока Алексия…» 

В Москве не раз прибегал ее внук из школы взволнованный:

– Бабушка, а нам опять говорили, что Бога нет!

– Есть, внучек, есть Бог… Вырастешь – сам поймешь, – тихим, но твердым голосом отвечала бабушка.

– Так и вышло: вырос и понял – Бог есть, – рассказывает благотворитель храма Алексей Вадимович Шкрапкин.

– Сколько Вам было лет, когда вы все же утвердились в вере?

– Двенадцать.

– Значит, возрождение храма было вашей детской мечтой?

– Да. Именно так. Я очень благодарен Богу, что Он дал мне возможность реализовать ее.

21 ноября 2013 г. Крестный ход в день великого освящения престола

– Алексей Вадимович, были ли знамения, связанные с восстановлением храма?

– Был такой случай. Когда мы приступили к реставрации, я решил посмотреть это место на Гугл-карте (они тогда только появились) и был поражен: на снимке, сделанном из космоса, от алтаря исходил столп света.

Меня это так потрясло, что я даже усомнился, возможно ли приступать с реставрационными работами к святому месту, не станет ли это грубым вторжением в сакральное пространство? Но, посоветовавшись с верующими друзьями, понял, что так Господь явил Свое благоволение нашим начинаниям.

– Удивительно красивый храм! Когда подъезжаешь к нему всегда переживаешь особое трепетное благоговение.

– Можете себе представить, что испытал я, когда работы были уже окончены и сняли строительные леса – это было настоящее, по-хорошему, потрясение. Похожее по силе чувство я пережил только на Афоне.

– Восстанавливая храм, Вы предполагали и реставрацию усадьбы?

– Не сразу. В детстве я слышал, что здесь было поместье. Но, лазая мальчишкой по развалинам, поросшим зарослями, даже не мог предположить, что это и есть руины усадьбы выдающегося военачальника и дипломата Николая Николаевича Муравьева-Карского, о чем я узнал, изучая архивные материалы при восстановлении храма.

– Что повлияло на Ваше решение продолжить реставрационные работы в Скорняково?

– Прежде всего – личность полководца. Ознакомившись подробнее с его жизнеописанием, я проникся к нему большим уважением. Мне захотелось возродить не только усадьбу, но саму память о верном сыне России.

На аллее в честь генерала Муравьева мы установили ему памятник. А в будущем планируем открыть здесь большой музей.

– Алексей Вадимович, в Скорняково Вы еще глубже познакомились с одной из страниц русской истории. Но возможно, в ходе восстановительных работ произошли и какие-то важные для Вас встречи с людьми?

– Прежде всего, ­– это знакомство с митрополитом Никоном. Владыку Никона я считаю своим духовным наставником. Очень уважаю его – несмотря на высокий духовный сан Владыка остается близок к народу. Его простые слова исполнены внутренней силы. Когда выпадает возможность услышать проповедь Владыки, то ловлю каждое слово, стараясь глубже вникнуть в духовный смысл. И часто нахожу для себя ответы на важные жизненные вопросы.

Запомнилась встреча с монахиней Агафоной (Шнейдер), возглавлявшей тогда епархиальный отдел СМИ. Мы много говорили о смысле созидания и пришли к выводу, что самые важные поступки в нашей жизни нельзя объяснить простой логикой.

Не могу не отметить знакомство с настоятелем нашего храма отцом Севастианом. Благодарен Владыке, что он благословил на наш приход такого мудрого священника, иеромонаха.

– Алексей Вадимович, как часто Вы бываете на богослужениях в возрожденном храме?

– Стараюсь посещать все праздничные службы, когда приезжаю в Скорняково. Хотелось бы чаще бывать в храме, но, к сожалению, не всегда есть возможность.

Находиться здесь на службе – большое счастье.

Да и приход сформировался у нас замечательный – очень добрые и порядочные люди. Каждый из прихожан старается с любовью внести свою лепту в благоустройство территории, поддерживают чистоту храма, сами поют на клиросе, во всем помогают батюшке. И такие благодарные – каждый раз благодарят меня, что возродилось святое место, которое всех православных сельчан в единую семью объединяет. Я даже неудобно себя чувствую, потому что возрождение храма было зовом моего сердца, который услышал Господь, и я больше всех должен благодарить Его за подаренную радость.

– Детская мечта исполнилась. Есть ли сегодня какое-то особое желание?

– Очень хочется хотя бы на недельку оставить все мирские заботы и посвятить время душе: сосредоточиться на молитве, прислушаться к себе, к своему сердцу, поучаствовать в богослужениях, святых Таинствах.

Самое продолжительное мое пребывание на святом месте были несколько дней, проведенных на Афоне. Но, что это были за дни! Прошло два года, а все впечатления живы.

– Что для Вас молитва?

– Беседа с Богом, возможность испросить ответы на самые важные вопросы.

– Можете поделиться, на какие вопросы Вы хотели бы получить ответы?

– Здесь нет тайны. Думаю, что эти вопросы однажды в жизни задает каждый думающий человек: «Кто я? Зачем я?» Впрочем, второй вопрос определяется первым.

– Вам открылись ответы на них?

– В какой-то мере – да. Но Господь ведь не отвечает прямо. Он отвечает какими-то обстоятельствами жизни. Иногда это происходит спустя время, когда ты будешь готов не только понять Его волю, но и последовать ей.

– Любите Россию?

– Россия – страна с великим прошлым, надеюсь, что и с великим будущим. Но это во многом зависит от того, придет ли современное общество к вере.

– Алексей Вадимович, опираясь на свой жизненный опыт, можете ли сказать, что дает вера человеку?

По-настоящему верующий человек разительно отличается от неверующих. По моему опыту общения, неверующие люди зачастую ведут себя подобно маленьким детям: они лишены жизненных ориентиров, необходимых моральных ограничителей; они не знают к чему стремиться, как правильно жить; мечутся из одной крайности в другую. При этом им кажется, что проблема заключается не в них самих, а в том, что им «не везет». Это беззащитные перед лицом соблазнов люди. С обретением же веры человек приобретает правильную систему ценностей. Не представляю, как люди могут жить, не ориентируясь на заповеди Божии…

– В завершение беседы, что пожелаете читателям нашего сайта?

– Мое традиционное пожелание: трудиться, созидать и верить в Бога.

Не стоит село без праведника

«Не стоит село без праведника», – утверждает народная мудрость. Есть ли такие праведники среди современных скорняковских сельчан – то Богу известно. Но есть у них небесный покровитель – священномученик Измаил (Карагандинский).

Отец Измаил Базилевский служил в Михаило-Архангельском храме Скорняково в 1923—1930 годах. После закрытия церкви переехал в Воронеж. Там был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации. 4 ноября 1941 года на сессии Карагандинского Облсуда был приговорен к высшей мере наказания. 17 ноября приговор привели в исполнение…

В 2000 году священник Измаил Базилевский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике священномучеников.

Спустя шесть лет началось возрождение храма, помнившего горячие молитвы преданного Богу служителя.

С открытием прихода потомки священномученика Измаила передали в дар храму написанную икону подвижника и две сохранившиеся вещи святого: серебряную ложку и часы.

На вопрос «Почему памятные вещи решили передать именно в церковь?» – правнучка священномученика Анна Борисовна Болхоева отвечает:

– Храм в Скорняково – важное для нас родовое место, где чувствуется связь времен, где мы молимся об усопших родственниках, могилы которых неизвестны, обращаемся к священномученику с молитвой о помощи.

– Можете рассказать каком-либо случае помощи по молитвам святого?

– У крестного отца моей дочки появились серьезные проблемы со здоровьем. Однажды после службы дочь дождалась пока все прихожане разойдутся и долго стояла перед иконой священномученика Измаила, со слезами прося помощи в исцелении. А летом ее крестный, ко всеобщей радости, приехал на службу сам! Осенью мы снова приезжали вместе. Болезнь по милости Божией отступила.

– Всегда ли вы встречаете день памяти священномученика Измаила в Скорняково?

– Начиная с 2012 года наша семья каждый год ездит в Скорняково. Для нас это особенно важная служба. Мы отменяем работу, отпрашиваем детей со школьных занятий и рано утром отправляемся за 140 километров, чтобы почтить память своего родственника, почувствовать себя частью паствы его храма.

– Какой открылась вам жизнь прихода?

– В храме Архангела Михаила радостная атмосфера – здесь сразу ощущаешь истинность слов, что Бог есть Любовь. Прихожане единомысленны, вместе участвуют в богослужении, сообща решают хозяйственные вопросы, убирают и украшают храм к праздникам, готовят вкусные блюда для торжественных трапез. 

Батюшка

Отец Севастиан, в миру Сергей Николаевич Черкасов, принял монашеский постриг 11 лет назад.

Будущий священник воспитывался в православной вере с ранних лет.

Несмотря на гонения, дух христианского благочестия продолжал царить в семье. И даже в годы советской власти, когда школьникам не разрешали носить крестик, Сережа носил его, пристегнутым к кармашку. Вера воспринималась как незыблемая основа жизни, все более укрепляясь с годами. Принятие иноческого звания стало новой гранью усвоенного с детства отношения к Православию как к жизни во Христе.  

С открытием прихода в Скорняково отец Севастиан был назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма.

Одной из первых традиций, заложенных отцом настоятелем по благословению правящего архиерея, стало совершение по воскресным дням после Литургии молебнов о недужных.

– Батюшка, что положило начало совершению молебнов о недужных?

– Когда в 2013 году в восстановленном храме были возобновлены богослужения, то на службах некоторым прихожанам становилось плохо, теряли сознание. Я задался вопросом: как им помочь? Посоветовался с митрополитом Никоном, и Владыка благословил служить молебны о недужных.

– В чем особенность таких молебнов? Это своего рода «отчитки»?

– Нет, не «отчитки» – это молебны с пояснением духовных причин заболеваний.

– В чем кроются эти причины? И почему человек начинает плохо себя чувствовать на святом месте?

– В советское время храмы были закрыты, многие годами не посещали церковную службу, не участвовали в Таинствах, в соборной молитве. А вне благодати литургической жизни душа человека становится как «проходной двор», в котором скапливается много духовного мусора, прежде всего нераскаянных и зачастую неосознаваемых грехов. Вот эту тяжесть и начинает ощущать человек, приходя на богослужения.

– То есть, одно дело лежать под грузом на земле, и другое дело – попробовать с этим грузом подняться?

– Можно и так сравнить… Тому, кто редко ходит в храм, очень трудно стоять на службе.

По мере воцерковления и очищения души это состояние проходит.

Но бывает и более сложная причина, – когда человек осознанно, или по незнанию прибегал к колдовским силам. Например, «к бабушке» ходил, чтобы порчу «снять», от болезни «исцелиться».

– Существует заблуждение, что «помогает»…

– Возможно, что-то из болезней и проходит на некоторое время, но в духовном плане человек сильно повреждается, что сказывается на всей его последующей жизни. Ведь поход «к бабушке», к ясновидящим, к экстрасенсам, астрологам – это прямое обращение к нечистой силе через ее служителей - колдунов.

– Сегодня это начинают понимать, но в то же время впадают в другую крайность: испытывают панический страх перед колдунами, который не покидает даже в храме. Таким людям постоянно кажется, что рядом с ними «кто-то встал» и «что-то им делает».  

– Здесь важно понимать, что колдуны становятся проводниками бесовской силы, которая может воздействовать на человека лишь в том случае, если укореняясь в грехе, он отступил от Бога и дал демонам власть над собой. Поэтому, если мы чувствуем, что кто-то пытается навести на нас порчу, то мы должны смиренно предать себя Промыслу Божию, продолжать каяться и заботиться о спасении своей души.

Порча действует только на тех, кто живет в грехах, не каясь, не прибегая к Господу за помощью в устроении жизни. Тогда вполне возможно, что бесовское воздействие будет иметь над ним силу. К этому прибавляется страх смерти, необратимых последствий, что также может произойти, если человек в итоге так и не обратится к Богу, не пересмотрит свою жизнь, не поймет, что сам дал место диаволу над собой, предавшись блуду, пьянству, другим страстям.

При этом надо помнить: как бы человек ни согрешил, как бы он ни был виновен пред Создателем, Отец Небесный всегда ждет его покаяния.

А нераскаянные грехи гораздо страшнее «порчи». Нечистая сила может повредить человеку в земной жизни, а нераскаянные грехи – могут лишить его жизни вечной.

– Какими бывают последствия обращения к магии?

– Бесы не могут сделать что-то хорошее, потому что не имеют ни любви, ни сочувствия. И если они исполнят какое-то желание человека, то непременно возьмут с него очень жестокую плату.

Прибегающий к колдовским чарам заболевает сам, заболевают его дети, близкие, его ждут тяжелые жизненные утраты, трагическая смерть. А, если он не успеет покаяться, то – и гибель души для вечности. Вступать в общение с нечистой силой ни в коем случае нельзя.

– Батюшка, а в чем заключается опасность распространения языческих суеверий и появившейся моды на восточные культы?

– К сожалению, современные люди, несмотря на большую информативность, остаются очень легкомысленными и духовно неграмотными. Например, многим кажется безобидным занятием посмотреть утром гороскоп – полюбопытствовать, что их ждет, как им посоветуют сегодня поступать. А это большой грех.

Читая гороскоп даже из простого любопытства, человек по своей воле предает себя в руководство демонам. Стоит ли после этого удивляться, что наша жизнь складывается совсем нерадостно.

Мученики первых веков христианства под страхом смерти отказывались совершать языческие обряды, приносить поклонение языческим богам – так они были преданы Христу.

А сегодня, есть крещенные во Христа люди, которые настолько далеки от православной веры, что в основу своей жизни ставят суеверия, а не заповеди Божии.  Одни, например, испытывают настоящий ужас, когда им дорогу перебегает кошка, другие твердо убеждены, что нельзя через порог здороваться или передавать какой-то предмет…

Очень много суеверий связано с похоронами. Почти каждый раз приходится убеждать родственников покойного не делать «проводы душки», не пытаться «выталкивать» ее в форточку…

Получает распространение «приглашение» домового в качестве «хозяина» при переезде в новое жилище, а потом люди не знают, как избавиться от его воздействия. Они даже не понимают, что призвали в свой дом нечистую силу. При освящении жилища ему дается Ангел Хранитель, а совершение суеверных, языческих обрядов привлекает бесов. То же относится и к ритуальному пусканию в дом кошки.

Надо помнить, что не существует ничего среднего между миром Божиих Ангелов и падших духов. И кому из них быть рядом с нами – решать нам. Приглашая к себе в качестве «хозяина» нечистую силу, мы сами позволяем демонам превратить нашу жизнь в адское существование.

– Иногда человеку очень трудно понять, насколько все это серьезно. Многие воспринимают языческие суеверия как наш «родненький» фольклор, не замечая существенной разницы между «народным» и православным.

– А различия эти весьма существенные: далеко не все «народное» является по духу православным. Поэтому, когда вам предлагают исполнить какой-то обычай, задумайтесь: «Почему? Какой силой он действует?» Допустим, – каким образом булавка может защитить от порчи?

Осеняя себя крестным знамением с молитвой, мы предаем себя в руки Всемогущего Бога. А, прикалывая себе булавку «от сглаза», на чью помощь человек полагает надежду?..

– Батюшка, а как избавиться человеку от демонического воздействия?

– Покаянием и молитвой.

Приведу пример. В богоборческие годы верующих христиан пытались заставить подписывать ложные обвинения, используя гипноз. Но, если человек молился, то гипноз на него не действовал. Поэтому важно чаще обращаться к Богу хотя бы с краткой молитвой, да и в целом стараться сделать молитву дыханием души, как учат святые отцы.

– Возможно ли обычному человеку достичь состояния непрестанной молитвы?

– Это заповедь – значит возможно. «<…> всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», – говорит Священное Писание (1 Сол. 5:16). Но для этого мы должны вести внимательную духовную жизнь: очищать сердце покаянием; соединяться со Христом в Таинстве Причащения; беречься греха; стараться мыслить, говорить, поступать в евангельском духе – смиренно, кротко, благочестиво.

– К сожалению, сегодня активно насаждается заблуждение, что исполнение заповедей Божиих лишает человека «радостей» жизни: зачем ограничивать себя? Блуди, ешь, пей, веселись – в этом твое счастье…

– Да. А потом человек начинает пожинать такие плачевные плоды этого «счастья», что порой доходит до отчаяния, не зная, как ему дальше жить.

В последнее время к нам на молебны все чаще приезжают люди не только с физическими заболеваниями, но с тяжелыми травмами души.  Слава Богу, что столкнувшись с серьезными жизненными проблемами, они смогли осознать, что причина происходящего кроется в них самих. И в результате полученного горького опыта у них появилось желание разобраться в том, чем наполнено их сердце, какие страсти отравляют им жизнь.

– У таких людей есть возможность исцелиться и обрести истинную радость жизни?

– Конечно. Осознание духовной болезни – уже первый шаг к ее исцелению. Когда человек начинает каяться, стараться не отступать от заповедей Христовых, то Господь, поддерживая труд души, постепенно преображает его сердце, а значит преображается и вся жизнь. С Божией помощью все злое преодолевается и все доброе созидается.

Переосмысливая жизнь

Галину Алексеевну Ролдугину по-иному осмыслить жизнь побудила операция по онкологии, которую она сделала в 2006 году. Сегодня она помогает батюшке певчей на клиросе.

– В детстве нас вере не учили, хотя дома в красном углу всегда были иконы. По праздникам пред ними зажигали лампаду. Мама с бабушкой молились коротко – как умели, носили крестики. Но у нас – у детей – крестиков не было, молитв мы не знали, – вспоминает Галина Алексеевна.   

– Храм впервые я посетила примерно в десятилетнем возрасте, когда старшая сестра взяла меня на крестины сына. Войдя в церковь, я увидела Человека пригвожденного к кресту, и расплакалась. Я не знала, Кто Он, но мне было Его очень жалко.  

Впоследствии на службах бывала редко, но в трудных ситуациях молилась Богу своими словами.

После бесед со свекровью, которая оказалась глубоко верующим человеком, появилось стремление чаще бывать на Богослужениях, больше проникнуться духом православной веры. Но храм в нашем селе стоял разрушенным, на службу надо было ехать в Липецк или Задонск, да и повседневная рутина помогала забывать о духовных потребностях, пока не пришла серьезная болезнь...  

С открытием храма в нашем селе я стала его постоянной прихожанкой. Сознательный приход к вере наполнил жизнь духовным смыслом и пробудил желание послужить Богу своими способностями. Так я пришла на клирос.

– А на жизни села как-то сказалось открытие прихода?

– Открытие нашего храма стало одним из самых радостных событий для многих сельчан.  


Визит на приход правящего архиерея Высокопреосвященнейшего митрополита Липецкого и Задонского Никона в престольный праздник

Именно здесь мы впервые ощутили себя братьями и сестрами. И неудивительно – в процессе воцерковления люди внутренне меняются, в душе появляется радость, доброта.

Заходишь в храм, и сразу становится светло на душе, даже дышать легче, – такая здесь благодать! Это влияет и на отношения между прихожанами. Люди, которые раньше не общались, находились в постоянных ссорах, с открытием прихода стали относиться друг к другу уважительно.

В семьях начали соблюдать церковные праздники, которые стали теперь для нас важнее светских. Прихожане с нетерпением ждут Богослужений, исповедаются, причащаются. Многие венчаются, крестят детей.

Родители стараются чаще приводить на службы своих малышей. Со взрослыми детьми сложнее – благодатное время младенчества уже упущено. Но они молятся за них, рассказывают им о Православии и надеются, что Господь Сам приведет к вере их повзрослевших чад.  

– Галина Алексеевна, как Вы считаете, по мере воцерковления в Вас что-то изменилось?

– Многое изменилось: и внутренне, и внешне. Захотелось глубже узнать Православие, стала читать духовную литературу; поняла важность соблюдения постов, к которым раньше относилась достаточно поверхностно; стараюсь исполнять положенное мирянам молитвенное правило; меньше грешить, анализируя поступки с точки зрения заповедей; лучше относиться к людям. Появилось другое понимание причин жизненных неурядиц, которые кроются по большей части в наших грехах.

Конечно, большое значение оказали беседы с батюшкой, его личный пример отношения к вере, к людям.

– Что особенно запомнилось из бесед с батюшкой?

– Батюшка учит главному: помнить, пред Кем мы в молитве предстоим. Обращаясь к Богу, надо твердо верить, что Господь нас слышит и все устроит ко благу.

– Галина Алексеевна, какое событие стало для Вас самым памятным с приходом в церковь?

– Венчание с мужем.

– Есть какое-то еще особое желание?

– В вере укрепиться, тверже встать на путь спасения.

– Почему Вы думаете, что Ваша вера пока не достаточно крепкая?

– Не всегда бывает мир в душе. Мне кажется, что это от маловерия – от недостаточного доверия Промыслу Божию.

– Галина Алексеевна, как вы считаете, что главное в жизни верующих?

– Любовь. Ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Вместе с Галиной Алексеевной батюшке на клиросе помогает Татьяна Александровна Мальцева.

– В детстве мы жили с бабушкой, – рассказывает Татьяна Александровна. – Бабушка по вечерам всегда молилась на кухне перед иконами. Некоторые молитвы мы распевали вместе, что очень мне нравилось. Но, когда я пошла в школу, мама сильно переживала, чтобы никто не узнал о том, что я дома молюсь. При советской власти к верующим строго относились. Так песнопения мои и закончились...    

– Как вернулись к песнопениям?

– Работая в Липецке, жила на квартире у старенькой бабули Анисьи Яковлевны. Она ходила в церковь и посоветовала мне перед родами посетить храм, исповедоваться и причаститься. 

Вскоре наша молодая семья переехала жить в Скорняково. При возможности «набегами» и «наскоками» залетали в городские храмы, чтобы поставить свечи, заказать требы, помолиться, приложиться к святыням, поблагодарить и внести пожертвования. На этом наша церковная жизнь заканчивалась.

Но, слава Богу, пришло время, когда в Скорняково началась реставрация храма. Его открытие стало для нас великим праздником.  Искорка веры в душе сохранялась, но с этого дня вера начала набирать силу.

Однажды моя подруга, с которой мы раньше участвовали в сельской самодеятельности, предложила мне петь на клиросе. 

Сначала я сомневалась, смогу ли совмещать пение в храме с работой. Но обстоятельства, по милости Божией, сложились благоприятно. А теперь и дочери из Липецка приезжают, чтобы в воскресные дни помочь на клиросе.  

– Как относится к этому ваш супруг?

– Полностью поддерживает, и сам старается помогать приходу по хозяйству. А три года назад мы повенчались!

– Галина Алексеевна, что вас особенно радует в жизни прихода?

– Радует, что в храме становится больше детей. Особенно приятно наблюдать за малышами во время Причастия. Им очень нравится этот процесс, хотя до конца они не понимают его значения, но это вопрос времени.

Конечно, пока не все родители приводят своих чад в церковь, но они не возражают, когда я как воспитатель сельской школы, приглашаю учащихся посетить храм. Дети с большим интересом слушают батюшку, задают вопросы. Очень любят следить за свечами на подсвечниках: тушить, зажигать. Даже организуют между собой очередь.


Визит на приход викария Липецкой епархии Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия

Прибавляется и взрослых прихожан. И хотя наш приход пока не очень большой – он уже сложился как семья единомышленников, которая поддерживает во всех начинаниях нашего уважаемого и любимого батюшку Севастиана.   

Вопросы духовные

Мы попросили отца Севастьяна ответить на некоторые вопросы современной духовной жизни.

Жизнь – одна

– Батюшка, начало христианского пути связано с самоотвержением (см. Мк. 8:34). Но это очень непросто. Что может помочь человеку «оторваться» от земли?

– Память смертная – помнить, что вторую жизнь мы не проживем.

– А кто-то думает: ну раз жизнь одна, то надо больше удовольствий получить…

– Как раз эти «удовольствия» и приводят к плачевному результату, лишая ее благодати Божией.

«Все мне позволительно, но не все полезно», – упреждает апостол (1 Кор. 6:12). Помните: в советские времена считалось, – если сервант полон хрусталя, то жизнь удалась. А потом мода на хрусталь прошла, и все то, что копилось долгие годы, покупалось на последние средства, оказалось ненужным.

Так и с греховными удовольствиями – человек к ним стремится, получает кажущееся удовлетворение, а потом проходят годы, и он с горьким сожалением понимает, что растратил жизнь впустую.

– В отношении общественных пороков это достаточно очевидно. Блуд, пьянство, наркомания разрушают человеческую личность, но как относиться к стремлению приобрести материальные блага, определенный социальный статус?

– Грех заключается не в самих вещах, или в социальном статусе, а в нашем неподобающем отношении к ним: в их приоритете перед христианским отношением к ближним, – когда мы окружаем себя предметами роскоши, чтобы вызвать зависть; или рвемся к власти, чтобы получить наслаждение, понукая другими людьми.  

Конечно, необходимо трудиться, чтобы содержать семью, опрятно одеваться, но это не должно становиться главной целью жизни. Нужно понимать, что автомобиль есть средство передвижения, а не качество личности; что одежда должна быть по сезону, а не для того, чтобы все на тебя смотрели.

– Человеку важно иметь признание окружающих, и он стремиться повысить его наиболее простым способом…

– Человеку важно душу спасти. А если говорить об уважении окружающих, то оно достигается совсем иначе. Каждому из нас приятно находиться в общении с людьми добрыми, внимательными, отзывчивыми, а надменных, гордых, злоречивых, раздражительных все стараются стороной обойти. Такие люди могут иметь и власть, и богатство, но, несмотря на внешнее благополучие, они бывают очень одиноки, в их душе творится настоящий ад: постоянный страх потерять материальные блага, здоровье, карьеру; злоба и зависть к более «успешным» и прочее. Поэтому Слово Божие свидетельствует: «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа» (Пс. 36:16).

Так что, если мы хотим, чтобы нас уважали окружающие, то должны научиться любить ближних.

– А в чем заключается любовь к ближним?

– В исполнении заповедей Божиих по отношению к ним.

Почему Господь не исполняет наши желания

– Батюшка, но бывает: человек окружает себя комфортом не ради того, чтобы казаться значимым в глазах других, а потому что некоторые вещи доставляют ему радость. Например, человек любит хорошие машины и ропщет, когда не может ее себе позволить: «Почему Бог не дает мне возможность купить дорогую машину – что в этом плохого?»

– Возвращаемся снова к апостолу Павлу: «Все нам можно, но не все полезно» (ср. 1 Кор. 6:12). С духовной точки зрения, богатство – не привилегия, а очень трудный крест спасения – слишком много соблазнов несет оно. Поэтому, если мы не можем что-то приобрести, нам надо посмотреть, а правильно ли у нас расставлены приоритеты ценностей? Возможно, у человека есть старенькие родители, которые нуждаются в его поддержке, а он думает лишь о своих удовольствиях. Такого человека богатство может просто погубить, стать удобренной почвой для развития самых страшных пороков и страстей.

Подобным образом и болезни чаще идут на пользу душе, нежели избыток здоровья. В недуге человек молится, обращается к Творцу, а когда получает исцеление, то частенько забывает о своем Создателе, а значит и о спасении своей души.

– А если человек молится не о стяжении роскоши, а о самом необходимом для жизни? Например, сегодня многие ропщут, что не могут найти работу и спрашивают: в чем здесь Промысл Божий?

– Такая ситуация возникает не только с поиском работы. Бывает, что человек не может устроиться в жизни, не имеет семьи, не может купить квартиру и так далее. Многие приходят в храм, спрашивают священника, какому святому им помолиться, но забывают, что нужно прилагать и свои усилия. Возьмем ваш пример с работой. На первое время всегда можно найти неквалифицированную работу, заработка по которой хватит на хлеб насущный.

Но тут подключаются гордость, тщеславие – не буду же я дворником работать, имея высшее образование. А можно ведь принять ситуацию по-другому – со смирением, помня, что Сам Господь помогал праведному Иосифу в работе плотника. Мы знаем многих святых, которые не чурались физического труда. Так, апостол Павел не считал для себя унизительным добывать пропитание плотническим ремеслом.

Главное, чтобы труд был честным, богоугодным. Поэтому можно сначала устроиться на неквалифицированную работу, ответственно трудиться. А дальше, если Господу будет угодно, могут появиться и другие предложения.

– То есть, если Господь «не исполняет» наше желание, то оно или преждевременно, или неполезно для нас?

– Да. И тому есть множество примеров. Однажды ко мне подошла девушка с вопросом: «Батюшка, какому святому мне помолиться? Никак не могу замуж выйти». Через некоторое время приходит: «Батюшка, я замуж вышла, только бы лучше и дальше одна жила…» Так всегда происходит, когда мы просим того, чего сами хотим, а не того, что Богу угодно и для нас полезно.

Научившись доверять Промыслу Божию, мы поймем очень важную истину: если жизнь складывается не таким образом, как мы ее планируем, значит так для нас лучше. «Ищите прежде Царство Небесное» (Мф 6:33), – призывает Слово Божие. Счастье человека заключается не во внешних обстоятельствах, а в состоянии его души.   

О депрессии

– Батюшка, как объяснить, что в состояние уныния могут впадать добрые, благочестивые люди? Приведу пример: человек радовался жизни, радовал окружающих, но вдруг жизнь для него померкла в один миг без всякой видимой причины. Душа погрузилась в адские муки. Врачи поставили диагноз: депрессия. Как могло такое духовное состояние стать следствием в общем-то высокой нравственной жизни этого человека?  

– Видимо, его нравственная жизнь была лишена правильного духовного основания. Если нравственность человека не укоренена в евангельском духе, то в какой-то момент он начинает ощущать пустоту души. Тут бы ему пересмотреть свои взгляды, покаяться. Но, нет, зачастую человек продолжает упорствовать в неверии.

– Почему?

– Потому что власть в его сердце получил противник Бога – диавол, и он пытается убить малейшие ростки веры.

Посмотрите, что происходило в нашей стране, когда власть захватили люди циничные, жестокие. Они не давали «инакомыслящим» права на существование. Например, священномученик Измаил Карагандинский был расстрелян только за то, что не предал Бога, не отступил от веры. А это был 1941-й год, шла война. Тем не менее нашли время расправиться с человеком, который не совершил ничего плохого, но, напротив, нес своей пастве Слово Божие, учил хранить верность заповедям Христовым. Враг рода человеческого восстал на него, творя бесчиния руками людей.

Подобное происходит и в жизни каждого человека, который задумался о своем истинном предназначении, решил пойти по церковному пути. Ему предстоит серьезная духовная борьба – враг не сдаст легко своих позиций и будет воздвигать множество препятствий, в том числе и через помыслы неверия, чтобы не дать человеку приблизиться к Богу.

– Что делать?

– Идти в храм, как бы ни было трудно стоять на службах. Приносить покаяние в нечувствии сердца, в принятии помыслов неверия. Причащаться Святых Христовых Таин. При этом надо понимать, что на первых порах (а они могут продлиться годы) человека ждет трудная борьба с самим собой – со своим ветхим человеком.  

Но, когда его сердце очистится, душа научится быть благодарной Творцу, тогда он почувствует такую полноту жизни, что за величайшее благо почтет те страдания, через которые он вернулся к Отцу Небесному.  

– Но как человеку исповедоваться, причащаться, если он не верит в Бога, не верит в то, что под видом вина и хлеба принимает Тело и Кровь Христовы?

– Многие путают веру со знанием. Но вера не есть знание. Вера – это чувство, убежденность, которое неподвластно законам логики. Вера – это дар Святого Духа и его нужно просить у Бога.

Сегодня довольно часто на исповедь приходят люди, которые жалуются на отсутствие веры, на непонимание Священного Писания, на то, что в душе творится непонятное: не хочется жить.

Посоветуешь им просто почитать Псалтирь. Приходит потом человек, спрашиваешь его:

– Почитал Псалтирь?

– Почитал.

– Что-то изменилось в душе?

– Да. Чувства в норму пришли.

А почему? Душа коснулась благодати Божией. Ведь каждое слово Священного Писания написано через пророков и апостолов Духом Святым. И если читать Слово Божие со смирением, то оно оказывает удивительное воздействие на душу человека: пробуждает от уныния, приводит в умиротворение, исцеляет от неверия.

Ведь неверие – это отнюдь не «научное» устроение мировоззрения. Оно происходит из-за того, что человек не занимается своей душой, не читает духовных книг, не молится, а увлечен только земными попечениями. Все это зачастую и является внутренней причиной депрессии.

– Батюшка, а как быть с депрессиями «оправданными» – связанными с тяжелыми утратами, например, потерей близких?

– Действительно, при отпевании усопших зачастую приходится видеть очень тяжелое состояние родных. В такие минуты многие забывают, что душа вечна, и вся наша жизнь есть подготовка к переходу в вечность.

Однажды к такой грани подойдем и мы. Поэтому нельзя отчаиваться и считать потерянным смысл жизни со смертью дорогих нам людей. Напротив, их кончина должна, отрезвляя нас от земных попечений, напоминать о неизбежности той минуты, когда мы сами предстанем пред Богом.  

И как горько станем мы сожалеть, если не воспользуемся временем земной жизни для стяжания Царства Небесного покаянием и добрыми делами во славу Божию.   

Дерзайте

– Сегодня нередко приходится слышать пословицу: «Не делай добра – не будешь иметь врагов». Есть люди, которые серьезно боятся совершить какое-то доброе дело из опасения возможных искушений…

– Не нужно бояться делать добро. Диавол, бесы ненавидят людей и стремятся их погубить, отвратив от Бога, от дел христианского милосердия. Но Господь укрепляет нас: «…дерзайте, (яко) Аз победих мир» (Ин 16:33). Мы должны думать лишь о том, как исполнить заповеди в каждом конкретном случае, а все остальное оставить на волю Божию.

– Что же мешает человеку иметь крепкое доверие к Промыслу Божию? Ведь Господь всегда желает нам спасения. «… грядущаго ко Мне не изжену вон», – обещает Спаситель. Выходит, дело только за нами?..

– Чаще всего преградой между Богом и человеком становится наша леность и нежелание выйти за рамки земных интересов.

Заповеди Божии выполнить не трудно – иго Божие благо, и бремя Его легко (Мф. 11:30). Мы же возлюбили грех, который не приносит ни пользы, ни утешения.

Когда мы потрудимся жить так, как заповедано, тогда с великим доверием сможем предать себя Промыслу Божию. Это не значит, что наш путь станет легок и беспечен. Нет. «В мире скорбны будете», – читаем в Священном Писании (Ин. 16:33). Праведника ждут многие скорби, – говорит псалмопевец, но – от всех их избавит его Господь (Пс. 33:20).

– В 2017 году мы вспоминали события революции прошлого века. И неверующие нередко задавались вопросом: «Где же был Бог, когда расстреливали невинных людей? Как Господь мог такое допустить?»

– Ответ здесь прост: Господь был с ними рядом и укреплял их в подвиге.

Читая жития святых мучеников первых веков христианства, которых за одно исповедание Имени Божьего подвергали невероятным пыткам, понимаешь, что без помощи Божией такую боль выдержать нельзя.

Но они имели силу терпеть, потому что Сам Господь укреплял их, видя их искреннее желание устоять в вере. Поэтому силой Божией в Вечности они снискали венец мученичества и получили дерзновение молиться за своих собратьев.    

Крайности духовной жизни

– Батюшка, сегодня нет таких гонений, но появилась другая опасность, теперь уже внутреннего характера – поверхностное отношение к духовной жизни, проявляющееся в двух крайностях: одни считают, что для спасения достаточно принять крещение и быть «просто хорошим человеком»; другие замыкаются на обрядовой стороне веры, становясь зачастую настоящими тиранами для своих ближних…

– В Евангелии сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Крещение является необходимым условием спасения, но не достаточным. Только принятием крещения человек не спасается (если не умирает во младенчестве). Крещение – это начало пути, некий духовный старт, финиш которого зависит от дальнейшей жизни человека: будет ли он подвизаться «до крови», чтобы стяжать благодать Божию и принести плоды христианской жизни (см. Гал 5:22), или, предавшись лености, беспечности и нерадению, свернет с пути Христова на широкий путь погибели.

– А что касается обрядовой стороны?

Внешняя религиозная сторона призвана помочь человеку внутренне настроиться, сосредоточиться. Но, если она становятся самоцелью, то вера превращается в фанатизм. В жизни такого человека не остается места Живому Богу, нет у него и милосердия к ближнему. Он может молиться, не вставая с колен, а придет соседка кусок хлеба попросить, – ответит: «Иди, не мешай, я тут Богу молюсь, а вы глупостями занимаетесь, хлеба вам не хватает!»

– В таком случае у его окружающих, действительно, может возникнуть вопрос: зачем ходить в храм? Не лучше ли быть просто «хорошим человеком»?

– Из Евангелия мы знаем, что человек не может спастись своей человеческой праведностью. Ведь в этом смысле фарисеи и законоучители были «хорошими людьми» в отличие от мытарей, блудниц и прочих грешников. Но, раскаявшись, последние пошли за Христом, а первые, ослепленные гордыней, Его распяли.

Можно вспомнить и притчу о десяти девах. Все они имели добродетель целомудрия, но на Брачный пир вошли только те, у которых сосуды были наполнены елеем. По толкованию преподобного Серафима Саровского тот елей означает благодать Святого Духа, в стяжании которой и заключается смысл человеческой жизни. Господь ждет от нас не «суммы» добрых дел, а «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс 50:19), которое невозможно стяжать вне Церкви Христовой.

О любви

– Батюшка, в современном обществе очень неоднозначно стало пониматься значение слова «любовь». Какие только беззакония не пытаются оправдать «любовью»… Как отличить настоящее чувство от греховной страсти?

– Любовь, по слову апостола, «не мыслит зла» – она не может склонять человека ко греху.

– То есть любовь предполагает заботу о спасении души ближнего?

– Да. Особенно это проявляется в семье. Неслучайно семью называют малой Церковью.

– Сегодня молодожены как правило не только регистрируются в загсе, но и венчаются. Тем не менее, статистика разводов не может не огорчать…

– Венчание – это благословение Божие на брак. Но, какими будут семейные отношения зависит от супругов – насколько они смогут ради друг друга преодолеть свой эгоизм.  

Создание хорошей семьи требует определенных изменений в жизни, в привычках. И наши предки это понимали. Неслучайно на Руси девушка, выходя замуж, повязывала платочек, признавая себя подвластной мужу. Главной ее заботой становилось рождение и воспитание детей, создание семейного уюта. А муж чувствовал свою ответственность за содержание семьи, добывал пропитание, защищал ее на поле брани.

Сегодня многое изменилось, но добрые отношения продолжают оставаться важной семейной ценностью. Муж только тогда с радостью идет с работы домой, когда знает, что там его ждут любящие жена и дети. А теплые отношения нужно создавать.

Мы же вместо этого прибегаем к западному опыту – говорим: я человек свободный… А свободный от чего? От морали, от обязательств перед семьей…

– А заодно – и свободный от счастья…

– Проблема в том, что зачастую современные люди не понимают всей серьезности брака и не сознают своей ответственности за него, полагая, что семейное счастье зависит исключительно от второй половины.

– Существует и такая проблема: мужчины не спешат создавать семью, а девушки, боясь остаться в одиночестве, соглашаются на сожительство.

– Этот вопрос не теряет своей актуальности последние лет двадцать. Нередки даже ситуации, когда к священнику приходят парень с девушкой и просят благословить их «жить вместе». Спрашиваю:

– Вы хотите пожениться, повенчаться?

– Да нет, мы хотим пока «просто вместе пожить». Мы договорились, что если кто-то из нас найдет другого «получше», то расстанемся без претензий.

О какой серьезности отношений, не говоря уже о любви, можно говорить в таком случае? К сожалению, нашей молодежью усваивается греховный образ жизни, пропагандируемый современной западной культурой, уводящей человека от христианского идеала. Но такой подход: поживем, а там посмотрим, – превращает любовь в страдание. 

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3:3)

– Батюшка, получается, что в основе многих духовных проблем лежит искаженное понимание православной веры и, как следствие, несоответствие верующих православному образу жизни? И это в то время, когда доступна святоотеческая литература, свободно совершаются Богослужения, есть возможность беседы со священником. Откуда возникает невежество даже в самых элементарных вопросах?

– От безразличия к вопросам духовной жизни и нежелания что-либо менять в привычном ходе вещей, в своем мировоззрении.

– Батюшка, что посоветуете прочитать начинающим свой путь воцерковления?

– Почитать можно многое… Но если не будет покаяния, изменения жизни, то мы будем иметь лишь знания, которые «надмевают», но не стремиться жить во Христе. Да, мы сможем что-то рассказать детям о вере, об истории и традициях Православной Церкви, но сможем ли мы посеять в их сердцах любовь к Богу, желание жить по-христиански? Поэтому важно, чтобы основы православной веры ребенок впитывал не только из книг, но из личного примера родителей.

Того, кто в детстве не соприкоснулся с духом веры в ближайшем окружении, в храм приводят, как правило, тяжелые обстоятельства жизни. При этом он склонен зачастую поверхностно и потребительски понимать отношения с Творцом: «Если Ты Всемогущий, то дай мне…» Такому человеку очень сложно усвоить подлинный – покаянный – дух христианства.

Совсем иное дело, когда мама с папой ведут православный образ жизни, исповедуются, причащаются вместе со своими чадами. Ребенок, видя пример родителей, плавно входит в церковную жизнь и правильно ее воспринимает, потому что родители для него – авторитет. Важно, чтобы дух благочестия присутствовал и в самом обществе, чтобы ребенок дышал этим духом. Хорошо, когда общество идет в своем развитии, опираясь на веру в Бога, которую надо беречь как главную ценность жизни.  

О принятии монашества

– Средоточием духовной жизни на Руси всегда были монастыри. Сегодня мы наблюдаем возрождение многих святых обителей. Батюшка, что бы вы посоветовали верующим, желающим принять монашество?

– Не принимать такого ответственного решения скоропалительно, постараться взвешенно оценить свое состояние, чтобы не отступить впоследствии от принесенных обетов, которые даются раз и навсегда.

Желающим поступить в монастырь хорошо сначала пожить в обители в качестве трудника, присмотреться к монастырской жизни. Надо понимать, что принятие монашества не приводит человека автоматически в некое идеальное состояние. 

В монастырь приходят такие же люди – со своими немощами. Поэтому важно еще до поступления в монастырь научиться со смирением и состраданием относиться к ближним. Например, с любовью ухаживать за старенькими родителями, стараться не раздражаться на их капризы и чудачества, которые часто бывают у пожилых людей.

– Каким должен быть правильный мотив прихода в монастырь?

– Таким же, как и мотив богоугодной жизни в миру: «…отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).

Вспомните, что ответил преподобный Серафим Саровский на вопрос Мотовилова: «Для чего человек живет?»

– Для стяжания Духа Святаго.

А благодать можно стяжать как в монастыре, так и миру, потому что главное в деле спасения – не внешняя форма, а внутренняя перемена человека: отвергнуть свою волю ради исполнения воли Божией.

+++

– Батюшка, в завершение нашей беседы, что пожелаете читателям сайта Липецкой митрополии?

– Божией помощи на пути спасения, благодарности Богу. А она достигается через памятование, что Господь все обстоятельства жизни управляет ко благу. В любой ситуации мы должны с доверием уповать на Него; благодарить как в радости, так и в скорби; помнить, что Он наш Создатель, и к Нему мы придем после окончания земной жизни. Такое же отношение к Отцу Небесному воспитывать у своих детей и внуков.

Монахиня Матрона (Швайдак),
главный редактор сайта Липецкой митрополии