Силуан Афонский. Завет потомкам

«Не стоит село без праведника, а город без святого», – гласит народная мудрость. Так и липецкая земля держится, духовно возрождаясь, молитвами сонма святых подвижников – Собора Липецких святых, овеявших нашу землю нетленной славой горнего мира, став связующим звеном между Отечеством земным и Отечеством Небесным. Словно неугасимая свеча теплится их соборная молитва пред престолом Божиим о земле русской.

Одним из великих светильников липецкой земли, канонизированных Святой Церковью уже через пятьдесят лет после своей праведной кончины (исключительный случай столь скорого прославления в лике преподобных!), стал прп. Силуан Афонский, чьи труды, изданные его духовным сыном, архимандритом Софронием (Сахаровым), получили среди монашествующих название «Новое Добротолюбие». Так покаянный опыт преподобного прозвучал на весь православный мир, исполняя верующих сладостью душеполезных словес.

Юношей уехал будущий подвижник из небольшого села Шовское, что под Лебедянью, подвизаться на Афон, где в суровых подвигах поста и молитвы молился Господу за весь мир. И сегодня он возвращается на Родину своими святыми мощами, неся скорбящим и страждущим небесное утешение.

В этот год, в рамках торжеств, посвященных 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе, мощи прп. Силуана впервые посетили города России, и среди них, конечно же, малую родину святого, относящуюся сегодня к Липецкой митрополии.

…«Мы были такими, как вы. Вы будете такими, как мы», начертано в братской усыпальнице-костнице русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, напоминая насельникам и паломникам святого места о конечности земного бытия, заставляя задуматься, стоит ли тратить столько усилий, лелея свою плоть, которой предлежит обратиться в прах.

Останавливаясь в потоке суеты мыслью о вечности, мы задаем себе вопрос: как жить, чтобы наша жизнь стала прославлением Бога?

Ответом на него становятся жития и труды святых подвижников, зовущие нас оставить, подобно апостолу Петру, утлые лодочки хрупкого мирского благополучия и, препоясавшись верою и долготерпением, броситься с доверием и молитвой сквозь волны житейского моря в объятия Христовы.

Но, как последовать нам, столь слабым и немощным их самоотреченному житию, исполненному трудами и борениями с миром, плотью и диаволом?

И вновь слышится их сострадательный голос: «Чада, мы были такими, как вы…»

Попробуем же, внимательно вчитываясь в житие и труды нашего святого земляка – преподобного Силуана Афонского, услышать его ответ, даже некоторый завет жизни обращенный между строк к каждому искреннему сердцу[1]: «Возлюбленные о Господе, чада мои, я был подобно вам немощен в добродетели и подвержен страстям, но познал, как много любит нас Господь и презрел мирские наслаждения, исполняющие душу горечью греха.

Юноши и девы, я был подобно вам подвержен пороку сладострастия, но покаянием и любовью к Богу победил их и познал на себе, как сладка добродетель воздержания.

Я был юн и горяч, но свято почитал родителей своих и познал непреложность заповеди Божией: «Почитай отца и мать да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле» (ср. Исход 20:12).

Отроки и отроковицы, в младые годы мою веру поколебали сомнения, но я избрал последовать евангельскому купцу и обрел в душе единый драгоценный бисер – Христа, ради Которого не жалко отдать все прелести мира и даже саму жизнь.

Умоляю вас, чада Божии, не томитесь горделивым духом неверия, но возопите ко Господу: «Господи, просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит вас, и познаете вы Духом Святым, как много любит вас Господь, и тогда в порыве безбрежного счастья возжелает сердце ваше ответить на любовь Его слезами искреннего раскаяния и молитвы о спасении всех людей.

Познав любовь Божию, всей душой стремился я послужить Ему в ангельском чине, но, прежде, подчинив волю свою воле родного отца, отдал воинский долг государству, ибо ненадежен для Небесного Отечества гражданин, небрегущий об Отечестве земном.

С великим благоговением вступил я на путь иноческой жизни и познал радость любви Божией и Его благодати, познав духовную красоту и сладость которой, душа не восхочет любить ничего из того, что в мире, но, поддавшись малодушию и вспомнив утехи плоти, я потерял ее. И тогда познал я весь ужас нерадения своего, что подобающе не хранил дар Божий, ибо нет ничего желаннее для души, сотворенной по образу Божию, чем пребывать в Его благодати. И слезно плакал я и просил милостивого Бога вернуть мне Свою благодать, ибо лишь тогда понял я, как сильно любит душа моя Господа и как скучает по Нем.

Знайте правду, возлюбленные мои, нет на земле никого, по ком может так томиться душа, как по своему Богу-Творцу. Нигде более не обретает она подлинную свободу и полноту бытия.

Если в ваше сердце пришли уныние и отчаяние, и вы не знаете, ради чего стоит жить, мучаясь в тоске, словно в геене огненной или хладном тартаре, то знайте – это от того, что удалились вы в горделивом помысле от Милосердного Бога. Умоляю вас, не пытайтесь наполнить вашу бедную душу мирским весельем. Оно лишь мираж в пустыне души, влекущий в конечную погибель.

Наполните свое печальное сердце водою Слова Божия, текущей в жизнь вечную, напоите ее слезами покаяния о том, что оскорбили любовь Божию грехами своими и неотступно молите Его Благость даровать вам любовь к Нему превыше всякой земной привязанности.

О, возлюбленные мои, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. Мы видели Господа Духом Святым и на себе познали неложность обетования Его: «скорее мать забудет свое дитя, чем Я забуду тебя» (ср.: Исаия 49:15).

Господь услышал болезный вопль моего изнемогшего от печали сердца и утешил меня словами: «Держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Он не избавил меня скоро от скорби, но даровал мне терпение и надежду прощения, которая более и более понуждала меня к любви и смирению ради Христа.

Мое сердце, сокрушенное плачем о потери Божественной благодати и непрестанным исканием обрести ее вновь, вмещало в себя людей всего мира, изнемогающих под тяжестью несения скорбей и испытаний, которые тяжелы лишь для тех, кто не потрудился познать Истинного Бога и послужить Ему всей своей жизнью, умом и помышлением.

И я начал плакать за весь мир, умоляя Милостивого Бога: да познают его все народы земли Духом Святым. Начал плакать и за вас, мои дорогие земляки. Ибо на себе я познал, как бывает непросто нести свой спасительный крест.

Ныне же я слышу ваши молитвы, и умоляю вас, плачьте пред Господом о потере Его благодати, благодарите Его за неизреченное милосердие к вам, отвергайте мнимые наслаждения страстями и пороками, подвизайтесь всеусердно подвигом добрым, чтобы пройти сквозь тесные врата, ведущие в жизнь вечную.

Возлюбленные мои, побеждаясь унынием, вспомните, – я был таким же немощным как вы, но слезно молил Бога избрать меня от мира (ср.: Ин 15:16), и Он услышал вопль мой. Я оплакивал бездну моих грехов и Господь только простил меня, но и даровал мне Свою благодать. Умоляю вас, совлекитесь горячим покаянием «ветхого Адама», и обрящете все, по чем томится сегодня душа ваша; да наполнится смиренный сосуд душ ваших елеем благодати Духа Святого, и тогда со светлыми свещами веры войдете в Царский Чертог, где всякому ищущему Царствие Божие и правду Его подается Милосердным Господом одеяние брачное».



[1] «Обращение» преподобного написано по мотивам его жития и трудов, изданных архим. Софронием (Сахаровым). Прямые цитаты прп. Силуана Афонского выделены отдельно курсивом.