Обители святые купола

Чистота и порядок должны быть в каждом доме, а уж если это дом Божий, то тут и порядок должен быть особенным, и чистота — благолепной. Недавно во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, где покоятся мощи святителя Тихона, завершились внутренние реставрационные работы, а ремонт фасада здания еще продолжается.

Всякий раз, бывая в Задонской обители, не перестаю удивляться, как люди исполняют послушания, требующие от человека прагматичности и практичности, соединяют их с искренними молитвами за весь мир. Побывав в очередной поездке в Задонске, журналисты «Липецкой газеты» еще раз убедились в этой непреложной истине. 

Роспись на высоте 

— Владимирский собор величественный. Он практически точная копия храма Христа Спасителя в Москве. Его начали реставрировать в 1987 году, — рассказывает экскурсовод монастыря монах Лаврентий (Поколзин). — Первые внутренние работы вел московский художник Вячеслав Наумов. Он обучил насельников монастыря, и впоследствии уже они стали проводить работы по реставрации монастырских зданий. В них участвовали наши художники-иконописцы и воронежские художники. В декабре прошлого года во Владимирском соборе установили леса. Впервые за многие годы после восстановления обители здесь была проведена реставрация живописи.

— По благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона зимой прошлого года мы приступили к работам, — рассказывает художник из Ельца Вячеслав Иванов. — В нашей бригаде четыре человека: два орнаментщика и два художника-иконописца. Начинали мы работать на высоте 42 метра под центральным куполом, постепенно спускаясь все ниже и ниже. Специальным химическим раствором, который мы создали именно для этих работ, смывали копоть и грязь. За столько лет от нагара свечей, лампадок и обычной пыли в некоторых местах скопился почти пятисантиметровый слой черного налета. От перепада температур пострадали изображения и фрески Господа Саваофа, апостолов-евангелистов, святых. Краски выцвели, кое-где полопались стены, дали трещины. Во время санитарной обработки отваливались значительные фрагменты изображений. Мы счищали их шпателем, затем пропитывали и укрепляли стены, прорисовывали недостающие фрагменты карандашами и восстанавливали роспись масляными красками.

По словам Вячеслава Иванова, были обновлены практически вся роспись и орнаменты как под куполом собора, так и во всем центральном приделе. За ходом работ наблюдал владыка Никон, который будучи архимандритом писал иконы. Особое внимание он уделял яркости цвета и насыщенности красок, чтобы снизу было все хорошо видно. По нескольку раз в день реставраторы спускались с лесов, просматривали пропорции изображений, наблюдали за цветом.

— Особенно трудно было прописывать рисунок на сводах, — рассказывает Вячеслав Иванов. — Руки быстро уставали, да и голова тоже, потому что смотреть приходилось снизу вверх. На ровной поверхности стен, конечно, работа не так сложна. Еще мы очень страдали от сквозняков. Из-за запаха краски дверь в собор была постоянно открытой, и у нас замерзали руки.

— Насколько благоговейно нужно относиться к работе, когда ты прикасаешься к ликам святых? — задаем мы вопрос.

— Конечно, благоговейность необходима. Но важен и опыт. А у нас он, слава Богу, большой, и работа эта любимая. Мы ведь принимали участие в реставрации росписи Христорождественского собора в Липецке, храмов Ельца. Ну а здесь нам трижды пришлось прописывать фигуру Господа Саваофа и четыре раза его лик. Только тогда получился желаемый результат.

Многие миряне не замечают эффекта весьма затратных и сложных реставрационных работ, но для монахов они очевидны. Обновленные краски апостолов и евангелистов, святых угодников Божиих как-то иначе, по-особому освещают собор, будто он сияет изнутри.

В августе 2012 года во Владимирском соборе были установлены новые фарфоровые сени для раки с мощами святителя Тихона. Владимирская икона Божией Матери в таком же фарфоровом напольном киоте. А потому для соблюдения единой тональности недавно в монастырь доставлен новый фарфоровый иконостас. Иконы для него пишут задонские монахи-иконописцы.

— В течение 2016 года в обители произведены купольные и живописные работы, продолжаются фасадные, — рассказывает другая собеседница, монахиня Нина (Виноградова). — В монастыре свои позолотщицы, действуют собственные иконописная и левкасная мастерские. В нашей общине много талантливых, уникальных людей. А поскольку они глубоко верующие, то Господь помогает им делать то, что порой мирскому специалисту не под силу при любом образовании и опыте работы. 

Под цвет небес 

Снаружи Владимирский собор с вышек вручную красят насельники монастыря и миряне, приехавшие добровольно потрудиться. Площадь фасада — около пяти тысяч квадратных метров, а с капителями, пилястрами, колоннами, кокошниками, барабанами — объем покраски еще больше. В последний раз фасад частично реставрировался в 2010 году к приезду патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

— Стояла пятидесятиградусная жара. Мы были вынуждены работать ночью при искусственном освещении, возобновляли работу в пять утра, чтобы соблюсти условия технологии нанесения краски, — говорит матушка Нина. — Было очень трудно. Сейчас такой жары нет. Но все равно наши труженики начинают работу с пяти или шести часов утра. Красят до одиннадцати часов, а затем продолжают только к вечеру, чтобы колер не выгорел на солнце и послужил подольше. Пользуемся только кистями, чтобы краска глубоко проникала в слой бетона и не так быстро теряла цвет, а фасад подольше сохранил красоту. Машинный способ, пульверизатор и валики здесь не годятся.

— Нашелся хороший производитель краски, технолог по образованию, который собрал все лучшие свойства материалов и полтора года назад создал новую краску, на которую дал большую гарантию, — сообщает подробности матушка.

Основные работы по внешнему благоустройству Владимирского собора в Задонске планируют завершить к Дню памяти Тихона Задонского, который празднуется 26 августа. 

Начало

Активные работы велись и по полному восстановлению нижнего этажа собора и примыкающей к нему церкви во имя святителя Тихона Задонского и священномученика Игнатия Богоносца. Реконструкция пятиалтарного очень красивого подземного цокольного помещения Владимирского собора близка к завершению. Мы стоим на новом мраморном полу, смотрим на ровные стены и своды, видя их такими, какими видел Тихон Задонский. Арки облицованы темной гранитной плиткой. Просторное здание пока что служит трапезной для многочисленных паломников, стекающихся в Русский Иерусалим к Дню обретения мощей святителя Тихона Задонского. Но в целом практически все готово для богослужений, осталось приобрести и повесить паникадила, а также обустроить алтари и престолы с церковной утварью. Ведь главное предназначение храма — круглосуточная молитва, сугубая и уединенная, в которой так нуждаются братия и насельники монастыря. Кстати, основные поминовения о здравии и упокоении в монастыре вычитывают на ночных службах, которые особенны тем, что ты чувствуешь, как Господь невидимо предстоит. По сложившейся традиции все пришедшие на ночную Литургию причащаются, как это было в древней Церкви.

А любой труд в обители начинается с благословения.

— Все работы случаются по воле Господа и ничего — по воле человека. Потому что Бог все равно выровняет, выправит так, как ему угодно, — говорит матушка Нина. — Ежедневно начинаешь день с планами, какими-то мыслями, а Господь управляет так, как полезно и необходимо.

 

Справка «ЛГ»

Владимирский собор построен в 1845—1853 годы по проекту знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона и является главным и самым крупным храмом на территории Задонской обители. Храм Владимирской иконы — светлый, трехэтажный, восьмипрестольный. В настоящее время к числу соборных престолов добавлен девятый, принадлежащий небольшой церкви, сооруженной на месте погребения святителя Тихона и пристроенной к южной паперти Владимирского собора. Иконостасы приделов «на хорах» изготавливаются и расписываются непосредственно в монастыре.

Нина Вострикова. "Липецкая газета" от 25.08.16
Фото Николая Черкасова