«НАЙТИ СВОЮ СТЕЗЮ…»

10 июня 2021 года настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, г. Липецка, руководитель епархиальной комиссии по социальному служению и благотворительности протоиерей Владимир Сельцов отмечает свое 60-летие. В интервью редакции Отдела СМИ епархии батюшка рассказал о своем пути к вере и священству.

- Отец Владимир, Вы выросли в православной семье?

- Да, даже в церковной. Часто вспоминаю, как бабушка пела на клиросе в Покровском храме села Сухая Лубна. Она нас, своих маленьких внуков, брала с собой. Я рассматривал роспись на стенах и куполе и видел «детские» личики с крылышками – изображения Серафимов и Херувимов, это было очень интересно и необычно. Потом, когда уже вырос и в школу пошел, перестал бывать в храме: повсюду насаждались коммунистическая идеология и атеизм, нам запрещали ходить в церковь. Но при этом иконы в семье всегда были.

Божиим Промыслом спустя несколько лет я опять оказался в храме, меня туда привела сестра моей мамы, монахиня Иоасафа (Александра Жданова). Матушка часто бывала в нашей семье, где росло пятеро детей, и помогала маме. Еще она прислуживала в храме села Плоская Кузьминка, где служил священник Иоанн Скопинцев: пела на клиросе, ухаживала за этим батюшкой, который к тому времени был очень пожилым человеком. Это был конец 80-х – начало 90-х годов.

- Сколько лет Вам тогда было?

- Тридцать лет. До этого окончил школу в Сухой Лубне, потом служил в армии. На производстве ещё немножко работал, на спецтехнике. И тетушка, желая, чтобы я воцерковился, деликатно повела свою линию. Сначала просто попросила помочь в храме по хозяйственной части: что-то починить, отремонтировать... По ее просьбе я подвозил в храм стройматериалы, что-то еще… Дальше – больше: батюшке надо было кадило подать, на клиросе почитать. И вот так, знаете, понемножку, я в церковную жизнь и втянулся. Тетушка приглашала сопровождать ее в поездках в Почаевскую, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру – вроде бы для того, чтобы помочь по ее немощи. Но на самом-то деле у неё был свой замысел, и он сработал. Ездить по святым местам мне очень понравилось.

Надо сказать, что не одна она в нашей семье Богу угождала. Мой двоюродный дядя – протодиакон Павел Денежкин, служил в Христо-Рождественской церкви на улице Арктической в Липецке. Позже, когда открылся кафедральный собор, его перевели туда. Когда я был еще ребенком, он часто приезжал к нам в деревню, в Сухую Лубну, служил в храме и заходил в наш дом. Дядя даже внешне отличался от других людей, его благообразный вид как-то по-особому влиял на меня.

- Он о чем-то рассказывал Вам?

- Много рассказывал о службах. Конечно, не все было понятно, но было очень интересно. Позже, в годы обучения в школе и службы в армии я на какое-то время потерял интерес к церковной жизни. Но когда начал ходить в храм постоянно, все эти беседы, конечно же, вспомнились.

Также мой дедушка, отец Василий Денежкин, служил в Караганде протодиаконом. Во время гонений на Церковь он был сослан в Казахстан и остался там, служил с будущим преподобноисповедником схиархимандритом Севастианом Карагандинским.

- Когда Вы стали осмысленно посещать Богослужения?

-  Бывая в Михайло-Архангельском храме села Плоская Кузьминка, я часто общался с его настоятелем отцом Иоанном Скопинцевым – уже стареньким, благообразным священником, похожим на древних отцов (он прожил 94 года, сохраняя ясную память). После службы батюшка надевал длинную рубаху, перепоясывался, и мы с ним шли рядышком, беседуя.

Отец Иоанн рассказывал, как сам пришел в Церковь, с какими отцами встречался. Интересным для меня было то, что несмотря на все запреты тогдашнего времени, верующие вели активную духовную жизнь.

Посещая сельский храм, я и сам стал приобщаться к церковной жизни, особенно когда начал алтарничать. Наблюдал за батюшкой, за его действиями в алтаре, и постепенно у меня стало созревать желание делать то же самое. В 1991-1992 годы начал посещать православные курсы в Воронеже. Там преподавали, как в семинарии, которой в то время еще не было. Мы приезжали туда в пятницу и субботу, изучали Новый Завет, Литургику. В 1993 году в Покровском соборе Воронежа владыка Мефодий (Немцов) рукоположил меня во диакона и направил в Липецк, в Христо-Рождественский кафедральный собор. Я служил там недолго, месяца два, затем был переведен в собор Вознесения Господня г. Ельца, где прослужил около 4-х лет.

- К тому времени у Вас уже была семья?

- Да, женился сразу, как только из армии пришел в 1982-м году. Семья жены приехала в Сухую Лубну издалека, из Читы, они верующие. Жену мою зовут Галина Ивановна, деток двое у нас, старшая Ирина и младшая Дарья.

Когда меня назначили клириком в елецкий собор, старшая дочь уже училась в школе. Пришлось ехать одному, поскольку в Ельце не было условий для жизни с семьей. Мне выделили домик, в котором не было ни газа, ни воды. Помню, приезжал зимой: печку растоплю, и иду вечером на службу в собор. Отслужу, приду – чуть потеплело. Печку топил дровами и углем, благо, что это было мне знакомо. Так вот и жил: четыре дня служил, а на три приезжал в Липецк. Теперь вспоминаю это время с благодарностью: хотя вначале мне было очень тяжело без семьи, без житейских удобств, но зато была возможность читать много духовной литературы, благодатное было время для молитвы и осознания своего служения.

А какие священники в те годы были в Ельце! Отец Василий Поваляев, отец Владимир Вылуск стали для меня примерами вдохновенного исполнения богослужебных обязанностей. Настоятелем собора тогда был отец Василий Романов: батюшка очень строгий, справедливый, и необычайно грамотный в Литургии. Я много перенял у него по службе, так что даже когда переехал обратно из Ельца в Липецк, и стал вновь служить в соборе, мне говорили: дескать, «по-елецки служите».

- Скажите, у Вас есть духовный наставник?

- Да. Я познакомился со своим духовным отцом очень давно, наверное, в 1985-м году, когда приезжал со своей тетушкой-монахиней в Троице-Сергиеву Лавру. Отец Онуфрий, ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, был тогда в сане архимандрита. Когда он уехал из России, я приезжал к нему и в Почаевскую лавру, и в Черновцы – туда, где он служил… Наблюдал за тем, как он общается с народом, видел сияющие лица тех, кто находился с ним рядом. В последние годы каждой осенью ездил в Троице-Сергиеву лавру на праздник преподобного Сергия, чтобы там увидеться с Владыкой, задать ему свои вопросы, получить наставления. Кстати, благодаря ему мне неоднократно благословляли быть в числе сослужащих за патриаршими Богослужениями.

Думаю, что молитвами своего духовного отца я и держусь. Его поддержка очень важна для меня. Однажды на мой вопрос о том, как окормлять вверенную мне паству Владыка ответил словами из Евангелия: «Как ты хочешь, чтобы к тебе относились, так и ты относись к людям» (см. Лк 6:31). И этот его совет был для меня самым уместным, полезным. Я осознал, что в Священном Писании действительно все сказано, только нужно учиться применять эти слова в своей жизни. Обычно же мы читаем их, иногда прочитываем по многу раз, но не задумываемся о смысле написанного и таким образом упускаем самое главное. На самом же деле, слова Евангелия начинают действовать в нас, когда мы стремимся поступать в соответствии с ними.

- Батюшка, расскажите, пожалуйста, о храме, в котором Вы служите. Как он создавался? Кто стал Вашими помощниками в деле возведения дома Божия?

- Строительство храма Всех святых, в земле Российской просиявших, началось в 2002 году. В поисках благотворительной помощи я обратился к строителям, с которыми когда-то работал, они дали мне кран и автовышку, машины… С Божией помощью вырыли котлован, заложили фундамент, возвели первый этаж.

Вспоминаю те годы с удивлением. Сначала «хватался за голову»: как строить, куда идти? Но несмотря на трудности, Господь все управлял.

До сих пор вспоминаю один дивный случай. В один из дней с утра на стройку должны были привезти кирпич, но у нас нечем было его оплатить. Сидел я в прорабской будке и горевал: кирпич на подходе, а денег нет. Вдруг ко мне зашел мужчина лет пятидесяти:

- Батюшка, я принес пожертвование на храм.

И вручил мне ровно столько денег, сколько было необходимо для оплаты кирпича. А сам даже не представился... Правда, уже потом он не раз бывал у нас и еще приносил пожертвования. А тот случай поразил меня до глубины души. Чудеса Божии окружают нас, просто мы их не всегда замечаем.

С первых дней строительства храма мне помогала моя тетушка монахиня Иоасафа, помогали прихожане. Сегодня помимо здания храма на территории у нас размещаются крестильня, воскресная школа, церковная лавка.

- Долгое время Вы служили под омофором Владыки Никона (Васина). Как складывались Ваших с ним взаимоотношения? 

- Я знаком с Владыкой Никоном с давних времен. Ещё в самом начале моего служения, из Ельца, где по молодости и неопытности мне бывало очень тяжело, я ездил в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, чтобы попросить его молитвенной поддержки. И он всегда беседовал со мною, давал наставления, как себя вести, как молиться. Позже, когда я стал служить в Липецке, строить храм, продолжал прибегать к Владыке за духовным советом и всегда получал от него помощь.

- В епархии Вы возглавляете комиссию по социальному служению и благотворительности...

- Да. У нас, при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, имеется свой гуманитарный склад, к нам приходят нуждающиеся, и мы помогаем им одеждой, обувью, постельными принадлежностями, бытовой химией, продуктами и просто денежными средствами. К нам обращаются разные люди, в том числе освободившиеся из мест лишения свободы, кто-то просит о помощи в восстановлении и получении документов. Мы ведем учет всех поступающих обращений, чтобы, к примеру, в случае отсутствия необходимой человеку вещи, сразу же связаться с ним при ее появлении. Работа в этом направлении ведется очень плодотворная. Главным моим помощником в социальном служении является координатор комиссии Наталья Ильинична Жужлова.

- Спасибо, отец Владимир. Позвольте задать Вам еще несколько вопросов. Что Вы делаете, когда попадаете в затруднительное положение, когда жизненные обстоятельства загоняют Вас "в угол"?

- В таких случаях предпочитаю побыть один, чтобы не было советов со стороны, от которых обычно «забивается» голова, чтобы не было сожалений и даже поддержки человеческой. Так мне легче справиться со своим состоянием, мыслями. Когда остаюсь один на один с Богом, я успокаиваюсь, обретаю понимание того, что все случающееся для чего-то попускается Господом. И тогда пытаюсь либо принять происходящее, либо пересмотреть и исправить свою жизнь – быть может, я делал что-то не так.

- Какую добродетель Вы считаете главной и ставите превыше других?

-  Превыше всего, как сказано в Писании, - любовь. Часто говорю своей пастве, что если люди начинают ссориться или недовольны жизнью, унывают от болезней или других проблем, значит, у них нет любви. Была бы любовь – они бы все с Божией помощью преодолели и не обвиняли бы никого. Но чаще всего так и получается, люди говорят: «Мы болеем из-за других, нам чего-то недодали, а сами-то мы хорошие…» Но надо в таких случаях посмотреть на себя со стороны, и мы увидим, что все причины наших бед – в нас самих.

Любовь и вера сосуществуют нераздельно, и на этом единстве мы должны созидать свою жизнь. Процитирую слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, о всем благодарите» (1 Фес 5:16) - такую установку должен иметь каждый верующий человек.

- Особенно в те периоды жизни, когда вокруг нас усиливается действие духа злобы, растет агрессия в мире…

- Агрессия усиливается по нашим грехам. Чем больше мы грешим и не каемся, тем сильнее сгущаются над нами тучи зла. Но и этим не нужно смущаться. Нам еще дается время жить и молиться – давайте просто будем делать это. А Господь-Сердцеведец, видя, к чему мы стремимся, к добру или к злу, подаст нам по нашим стремлениям.

- Что Вас в людях смущает, что огорчает наиболее всего?

- На мой взгляд, самое страшное – что люди отпадают от Церкви, при этом вроде бы находясь в Церкви. У многих нет стремления по-настоящему познать Бога, все внимание таких людей сконцентрировано на материальной, внешней стороне церковной жизни. Такое, к сожалению, случается даже со священниками. Быть может, такие мысли приходят ко мне потому, что я имел счастье служить со старым поколением духовенства, у которого была особая ревность к Богу, службе. А сейчас, зачастую, молодым не с кого взять пример. Вроде бы все мы стараемся, но жизнь очень изменилась, какая-то духовная культура ушла…

- И что с этим делать?

- Принудительными мерами, конечно же, не помочь, надо только своим примером. Все батюшки знают, как делать правильно, но не всегда получается. Время службы – самое благодатное время: что может быть лучше, чем помолиться перед престолом? Может быть, я неправильно что-то говорю… Но вспоминается мне один пожилой батюшка, отец Стефан Курьянов  (†15.01.2013), священник еще старой закалки… Видел я, как стояли в один ряд на Богослужении в храме батюшки – отец Стефан и молодые священники рядом, и какая между ними чувствовалась разница! Отец Стефан отличался большей сосредоточенностью на службе.

- Благодарим Вас, отец Владимир! Скажите, что Вы скажете Богу на сугубом суде: на что потратили силы, волю, таланты, которые Он дал Вам вместе с жизнью?

- Скажу, что я старался. Старался, как мог, иметь любовь в себе и отдавать ее людям. А уж как получилось – Господь мне Судья. С приходом в Церковь моя жизнь стала более интересной и насыщенной, это служение целиком заняло меня. Быть может, слишком высоко будет сказано, но все эти годы я ощущал свое призвание, что-то изнутри во мне взывало, и я чувствовал: мое место, моя стезя – в Церкви, в храме. Ведь сказано, что надо найти свою стезю, держаться ее строго и твердо и оправдать своей жизнью.

 

Беседовала редакция отдела СМИ
Липецкой епархии