«Главное дело жизни»

Осенью 2019 года Православной гимназии имени прп. Амвросия Оптинского г. Липецка исполняется пятнадцать лет со дня основания. Мы предлагаем читателям интервью с директором учебного заведения Мариной Сергеевной Щурко.

- Марина Сергеевна, расскажите немого о себе. Где и в какой семье Вы родились? Как начался Ваш путь укрепления в вере Христовой?

- Я родилась в православной семье. Наш род происходит из маленького города великой России – Мышкина, находится он в Ярославской области, на берегу Волги. Мама и папа, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки – все оттуда.

Моего папу зовут Сергей Александрович Шурыгин, маму – Галина Дмитриевна Шурыгина. Папа был военным, поэтому они с мамой уехали из Мышкина в Армению, на черноморское побережье (тогда это был Закавказский военный округ). Я родилась в городе Ленинакане Армянской ССР. А начальную школу окончила уже в Таганрогской гимназии, где учился Антон Павлович Чехов.

С детства я была знакома с житием святого праведного Павла Таганрогского. Когда я была в первом классе, мы с мамой даже ходили в келью, где он жил. Во время посещения этого места я испытала потрясение. В келье стояла скамья, где спал святой, и на ней лежал простой половичок. Больше ничего не было. Вот на эту скамью мама меня посадила, и вдруг я увидела, что келья озарилась светом. Это была прекрасно, как в сказке. Я в восторге сказала маме: «Мама, свет!». Она взяла меня, мы вышли оттуда, но я еще долго оставалась под впечатлением. Вот такой была моя первая встреча с духовным миром.

Недавно Господь дал мне возможность побывать в Мышкине. Неподалеку от города, в селе Поводнево есть замечательный храм Преображения Господня, который никогда не закрывался. Я посетила этот храм, куда ходили мои прабабушки и прадедушки, где они исповедовались, причащались. Там ощущается большая Благодать. На кладбище рядом с этим храмом похоронен мой прадедушка Павел Васильевич, который в свое время был посажен в тюрьму по 58-й статье – как «враг народа».

В 90-х годах маме пришло письмо, в котором ей сообщили о том, что дом в Мышкине возвращают ей. Но восстанавливать его у нас не было возможности. Тогда в этом доме был сделан музей. Мы с тетушкой видели его. А самое-то интересное, что музей называется «Православие и образование»…

Конечно, жалко, что в советское время люди во множестве своем не шли к Богу. Но, слава Богу, в нашей семье зерно веры было посеяно. Отец, как военный, окончил университет марксизма-ленинизма. Но он говорил мне: «Дочка, марксизм-ленинизм вроде бы все опутал – всю Европу и Россию. Но Библия-то победила». Эти его слова я помню до сих пор. 

- Какие учебные заведения Вы окончили, где работали до прихода в Православную гимназию?

- Когда папа уволился в запас, мы переехали в Липецк. Я окончила среднюю школу в Липецке, затем поступила в Липецкий педагогический институт на филологический факультет, окончила его в 1984 году. После окончания сразу же устроилась в липецкую гимназию №12. Тридцать лет я посвятила этой гимназии и там же начала заниматься духовно-нравственным воспитанием детей. Однажды меня заметил Владыка Никон (Васин) (в то время он был епископом Липецким и Елецким) и благословил прийти в Православную гимназию, о чем я ни разу не пожалела, потому что наша гимназия – это особый мир.

- Какие открытия, быть может, принесла Вам работа в должности директора гимназии?

- Главным открытием для меня стала забота Владыки Никона о наших детях и о нас, преподавателях. Владыка всегда волновался, интересовался, что у нас происходит, помогал духовно, молитвенно и материально. Глядя на его искреннее участие, мне всегда хотелось отдавать еще больше своих сил и времени этому делу.

На сегодняшний момент в Православной гимназии сложился замечательный педагогический коллектив, я считаю – один из сильнейших. У нас, в основном, работают учителя старой «закваски», которые знают методику, умеют преподавать, которые знают и любят свой предмет. В то же время наши учителя окончили богословские курсы «Вера. Традиции. Культура» на базе Липецкого государственного педагогического университета, получили свидетельства об окончании, которые дают теперь им возможность становиться и учителями основ православной культуры (или основ православной веры, как этот предмет называется у нас в гимназии).

- А чем Вам удалось привлечь в эту гимназию таких педагогов?

- Вопрос о материальной выгоде здесь даже не стоит. К сожалению, по сравнению с другими школами Липецка в нашей гимназии зарплаты самые низкие. Финансы, которых не хватает, это всегдашний, обыденный вопрос. Поэтому могу сказать точно: люди пришли сюда из-за идеи. Однажды начальник Управления образования сказал, что на идее учителя могут продержаться три года – а потом разбегутся. Но вот уже далеко не первый год лет я работаю с этим коллективом, и никто не убежал, все остались.

- Значит ли это, что в процессе работы была правильно определена идея?

- Идея, которая необходима не только детям, но и самим учителям. Все люди, которые пришли сюда работать, понимают: мы находимся здесь, в первую очередь, ради спасения своей души и душ наших детей. Поэтому мы работаем честно, и пока так будет, Господь нас не оставит. Мы говорим об этом на педсоветах, совещаниях. Если кто-то упускает это из виду, проявляет нерадение, я просто открываю Библию и зачитываю соответствующие отрывки, которые помогают восстановить усердие, вдохновляют на труд. И даже не надо читать нотации. Так гораздо легче воспитывать и детей, и учителей.

- Марина Сергеевна, можете ли Вы сказать, что эта работа составляет главный интерес Вашей жизни?

- Да. Дети, Православная гимназия – это главное дело моей жизни. Я работаю для того, чтобы наша гимназия процветала, чтобы детям и учителям было в ней хорошо, чтобы они шли туда с желанием, а не с тяжестью в душе. Чтобы мы были семьей и стали чадами Божиими.

- Расскажите, пожалуйста, какие условия Вы имеете сегодня в гимназии?

- В 2011 году мы осуществили переезд в новое здание школы, предварительно отремонтированное помощью Владыки Никона. Сразу же началось пополнение учащихся, потому что в старом здании мы не могли бы принять столько детей. Стали активнее помогать родители, которые имеют для этого финансовые возможности. Один из них был на Афоне, где ему так и сказали – помогать Православной гимназии, директору. Этот родитель закупил новую аппаратуру для актового зала, парты для классов. Слава Богу, родители сознают, что нужно воспитывать детей в православной вере, чтобы посещали храмы, что сделает их духовно стойкими и крепкими. Так что дай, Боже, здоровья родителям.

На сегодняшний день каждый класс гимназии компьютеризирован (есть компьютер, проектор, принтер), полностью оборудовали актовый зал (новые колонки, микрофоны). В школе есть музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон. К нам приходит преподаватель из музыкальной школы и занимается с ребятами.

Хочется сказать и о спортивных секциях. Не так давно у нас появился спортзал, работает замечательный тренер по волейболу и баскетболу. Ребята с удовольствием ходят на эти занятия. У нас есть такая традиция: выпускники дарят что-то школе, на пользу детям. Они, например, помогли нам приобрести баскетбольные мячи.

- Что представляет собой дошкольная группа?

- Дошкольная группа – это, по сути, детский сад. Сейчас в нем 17 детей. Они находятся у нас с 7 до 15 часов. На территории гимназии этой группе выделены два класса: одно помещение – для сна, другое – для игр и развития.

- Марина Сергеевна, Вы получили статус «Лучший директор». По каким критериям он был определен?

- Критериями являются показатели работы – высокое качество образования, список вузов, в которые поступают выпускники гимназии. Наши ребята, медалисты поступают в МГУ, в Архитектурный Московский институт, Высшую школу экономики в Москве, Московский технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский институт нефти и газа, в Санкт-Петербургский строительный университет. Одна медалистка поступила в Санкт-Петербургскую Ветеринарную академию. Другая – в Санкт-Петербургский экскурсионно-туристический университет. Поступают учиться на врачей в Воронеж, Рязань, Санкт-Петербург, в липецкие вузы. Очень важно при этом, что они проходят на бюджетные места.

- Как Вы считаете, что наиболее разрушает человеческие взаимоотношения? Какие недостатки в личной жизни и в гимназии стараетесь исправлять?

- Не люблю обман – ни в семье, ни в гимназии. И дети уже об этом знают. Я даже чувствую людей, которые обманывают. Я говорю всегда детям: «Лучше скажите мне честно, я приму все, что угодно, только не врите». В крайнем случае, лучше пусть тебе «попадет» сегодня, но ты станешь чище.

- Можете ли Вы с уверенностью сказать, что Ваша жизнь интересна?

- Мне очень интересно жить. Каждый день насыщен событиями. Общение с детьми многое значит. Хотя возраст все равно берет свое, часто появляется такое чувство, как будто вообще не стареешь. Потому что не только мы детей, но и дети нас воспитывают. Но самое главное - мы все стараемся приблизиться к Богу.

Беседовала Анастасия Фетисова