Жизнь во Христе. Священник Иаков Козловский

У этого человека, жившего в прошлом веке, не было детей. После него не осталось ни одной фотографии. Для узкого круга лиц сохранились две тоненькие папочки уголовного дела, сшитого в ОГПУ.

Но память в народе об отце Иакове Козловском в народе жива.

«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк 8:17).

***

Он родился 9 октября 1868 года. Большинство современных родителей, выбирая имя младенцу, погнались бы за оригинальностью, думая, что в этом залог счастливой жизни и необыкновенных поворотов судьбы. Но для Николая Козловского, псаломщика Люблинской губернии, что на территории современной Польши, особого выбора не было. Его отпрыск появился на свет в день рождения святого Иакова Алфеева - апостола от 12-ти. Ученик Иисуса Христа, проповедник, мученически завершил своей миссионерский подвиг вдали от родины, в египетском городе Острацыне. Не о подобном ли пути молил Бога псаломщик, крестя своего сына…

…Протоиерей Яков Николаевич Козловского появился в наших краях в 50-летнем возрасте. С 1918 по 1923 годы местом служения священника стал приход святых Автонома Италийского и Митрофания Воронежского в селе Кашары, что в десятке километрах от Задонска. 

***

Про то, как встретили верующие нового батюшку, — про это никто теперь не знает. Можно только предполагать, что уже после первой литургии выяснилось, что Козловский – особенный священник. Выпускники духовных академий служили в деревнях нечасто. Впоследствии прихожане узнали, что Козловский женат на дочери священника, детей у них нет, большую часть жизни прожил вне России, служил в православных храмах Варшавы и Лодзи, уехать откуда заставила Первая мировая война. С 1914 по 1918 годы преподавал Закон Божий в Варшавской гимназии Москвы.

Появление в глухой провинции столичного священника было не случайным. «Человек с ружьем» объявил войну «человеку с крестом». В январе 1918 года Советское правительство подписало декрет «О свободе совести и религиозных обществах», который заложил основы будущего почти бесправного положения Церкви. 

Террор сначала лютовал в крупных городах, затем перебросился в провинции. В 19-м в Задонске вскрыли гробницу с мощами святителя Тихона Задонского. Появился циркуляр, запрещающий проведение религиозных обрядов в общественных учреждениях.

В Кашарах церковная жизнь не затихала. Верующие делали все, чтобы сохранить церковь и имущество прихода. В 1920 году заключили договор с исполкомом рабочих и крестьянских депутатов о бесплатном пользовании храмом. Взамен обещали лояльное отношение к Советской власти. Прихожане гарантировали, что в церкви не будут произноситься антисоветские проповеди, распространятся листовки и литература.

История сохранила фамилии тех, кто в открытую признал себя верующим. Тихон Антипов, Иван Артамонов, Андрей Гостеев, Николай Курбатов, Сергей Горчаков… Выжили ли они в годы репрессий, маховик которых раскручивался с каждым годом все сильнее?..

***

Договор с властью был бессрочный, однако в 1922 году она его же и нарушила. Это была очередная антицерковная волна. Из всех 59 действующих храмов Задонского уезда начали изымать имущество. Чтобы не было возмущений – большевики облекли грабеж в благообразную форму. Мол, все средства будут отправлены голодающим Поволжья. Как на это реагировали верующие и священство? Открытых столкновений с властью в уезде зафиксировано не было. Все средства якобы передавались в фонд голодающих Поволжья. Из храмов Кашар было изъято восемь килограммов серебра на 500 тысяч рублей. Активисты грабили в церквях ценности, накопленные многими поколениями местных жителей. Прихватывали те предметы, которые имели в себе золото и серебро. Забирали в первую очередь богослужебные книги, утварь, иконы, кресты.

Храмы священномученика Автонома Италийского и святителя Митрофана Воронежского в Кашарах. Середина XX века

К этому же времени в ОГПУ появилась короткая, но объясняющая взаимоотношения новой власти и отца Иакова, характеристика: «В Автономовской церкви священнослужитель Козловский Иаков Николаевич (протоиерей) к советской власти настроен враждебно».

Якова Козловского пока не тронули, но вынудили искать новый приход. С 1923 по 1928 год он служил в Успенском соборе Задонска. В городе до сих пор помнят, где он жил, этот дом сохранился до наших дней. Дважды протоиерей оказывался под следствием. Сначала его привлекли за расхищение казенного имущества. Скорее всего, он, как и другие священнослужители скрыл от поругания богослужебную утварь, используемую для священнодействий. А затем за то, что якобы отказывался от подписки на крестьянский займ.

Следователь ОГПУ в этом деле разбирался четыре месяца. Признать открыто, что священник ни в чем не виноват чекист не смог, вынес «обтекаемое» постановление: преступная деятельность Козловского не подтвердилась.

***

И вновь священник ищет новый приход. Теперь его паства живет в селе Ястребиновка, что в Становлянском районе.

9 февраля 1930 года отца Иакова вновь арестовали. На этот раз по очень серьезному обвинению – в покушении на убийство. За пострадавшего выдал себя комсомолец Алексей Коротких. Автор этих строк читал заявление Коротких в ОГПУ. Судя по всему, парень был грамотный, эмоционально, но идеологически выверенно описал инцидент с человеком, который расспространял «опиум для народа».

Все произошло в доме одного из верующих, где священник совершал религиозный обряд. Почему в этот момент там оказался Коротких - тайна за семью печатями. Скорее всего, он просто пришел провоцировать реакционного попа. Хотя в заявлении уверяет, что пришел в гости к товарищу. И что тут началось! Козловский якобы обзывает его негодяем, кидается, как хищный зверь, готов разорвать… Прежде чем поставить подпись, молодой человек просит привлечь "зарвавшегося попа к ответственности".

Иначе описывает скандал священник. Молодой хулиган в ходе службы сел по-барски напротив батюшки, демонстративно нахлобучивает на голову шапку. Но отец Иаков на это не реагирует. Лишь после службы спрашивает у хозяйки, что это за человек, крещенный ли.

- Крещенный, но неверующий, - с вызовом заявил комсомолец.

И все. Ни фактов побоев, ни свидетельских показаний не потребовалось, чтобы отправить Козловского за замок. Всем понятно, что на непокорного священника началась очередная охота. За неделю до ареста его вызывали в сельский совет. Вызывали на ночь глядя, идти нужно в соседнюю деревню, на улице сильный ветер и снег, а у батюшки серьезное заболевание сердца. Идти он отказывается. Его доставляет на собрание пьяный милиционер. В избе собрались местные активисты – комсомольцы и голыдьба. Милиционер с порога заявляет, что попа нужно выселить из села, церковь закрыть, а колокола снять на нужды государства. Спрашивают мнение Козловского.

- От прихода отказаться не могу. Здесь присутствует меньшая часть населения, притом неверующая. Подчинюсь общему собранию населения и советской власти, пусть они решают.

Мнение священника никого не интересует - его участь давно предопределена. 8 февраля председатель сельского совета заколотил двери храма. Отца Иакова отправили под арест в Становое, откуда спецконвой этапирует его в Елец.


***

Следствие шло около месяца.

Козловского обвиняли по трем частям «58-й статьи». Священнику грозил расстрел. В нашем распоряжении имеются показания против отца Иакова, хранившиеся более полувека в липецком КГБ. На Козловского доносили в основном комсомольцы. Часто показания написаны, словно под копирку. Если верить молодым людям, то в Становлянском районе служил не старик со склеротическим сердцем, а богатырь из плеяды Ивана Поддубного. К примеру, 22-летний Егор Грушихин сообщал, что Козловский устроил дебош в сельском Совете Глебовки. Священник «взял в руки голову председателя Щекина и назвал его глупым». А представителей власти населенного пункта публично называл богоотступниками.

Дело опасного для общества попа вела помощник уполномоченного Елецкого округа ОГПУ В. Шацкая. Дело вела вдумчиво. Вначале отмела факт физического воздействия на комсомольца Коротких. Но обвинения в угрозах представителям сельского совета, агитация против мероприятий советской власти в деле коллективизации проверяла долго. Наконец, 10 марта 1930 года Шацкая вынесла сенсационное по тем суровым временам постановление: «Дело в отношении Козловского прекратить, обвиняемого из-под стражи освободить». Свое решение следователь мотивировала недостаточностью собранных по делу улик и доказательств.

На момент освобождения из-под стражи священнику было 62 года. Жить ему было негде, имущества у него не было никакого, служить набравшая силу власть не позволяла. Скорее всего, он покинул территорию Становлянского района. В июне 1932-го года местные чекисты вновь почему-то заинтересовались протоиерем Яковом Козловским. Начала работать агентура. Однако следы пребывания в районе ими не были обнаружены…

 Храмы священномученика Автонома Италийского и святителя Митрофана Воронежского в Кашарах. 2015 год

Сергей Ракитин