Предание и дети

 

 

 

 

Насельник Рождество-Богородицкого Задонского монастыря, кандидат богословия, преподаватель предмета «Основы православной культуры» в Задонских школах иеромонах Гавриил (Мельников).

 

Предание Церкви – это Сам Бог, живущий в нас и наших детях 

В Православной Церкви очень сильно живое чувство преемственности с Древней Церковью и предыдущими поколениями. Эта преемственность выражается в Предании Церкви. Что же такое Предание?

Христос передал апостолам дар Святого Духа и истинную веру, апостолы передали это епископам через возложение рук с молитвой. Епископы же передали Святого Духа следующему поколению епископов, а те в свою очередь архипастырям грядущего поколения, и эта цепочка передачи дара Святого Духа и истинной веры в Православной Церкви не прервалась до наших дней. Наши епископы (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы) имеют Святого Духа, ибо получили его от предшествующих епископов по непрерывной цепочке, идущей от апостолов Самого Христа. Они передают силу Святого Духа священникам, которые в Крещении передают Его нам. Благодаря этому Святой Дух – с нами, Он живет и в наших храмах, и в наших сердцах, и вокруг нас. Он является той средой, которая нас объединяет. Святой Дух вновь и вновь являет, воплощает в нашей жизни живого Христа в Причастии, в нашем сердце, и мы можем лично встретиться с живым Господом.

Да, мы не оговорились, передается из поколения в поколение Сам Святой Дух и в Нем - Сам Христос, а во Христе – Бог Отец; так вся Святая Троица живет и действует, проходя сквозь поколения людей. Вечность входит в нашу текущую жизнь, а мы уже здесь погружаемся в вечность. Мы передаем Самого Бога друг другу и грядущим поколениям, Самого Бога мы дарим нашим детям, как самое дорогое, важное, родное в нашей жизни. Так от Отца через Сына во Святом Духе сияет Божественный Свет. И он струится, льется, течет из поколения в поколение в Православии и в этом потоке Света имеем возможность жить мы и наши дети. Дар этот – возможность жить в Самом Боге, в Его Любви и Свете дошел до нас неповрежденным и подлинным.

 

 Богообщение неосознанное: младенец и Бог

Как же начать приобщать детей к этому Божественному Свету? Приобщение ребенка к Богу начинается еще до зачатия: родители соединяются со Христом в Причастии, получают благодать Святого Духа в Таинстве Брака, обретают благословение на зачатие нового человека.

Приведем пример. В семье священника и его супруги было много детей, но старший сын был самым благородным, мужественным и одновременно добрым, нежным. Невеста этого юноши спросила у его матери: «Все дети у вас хорошие, почему же старший какой-то необыкновенный?» Мама ответила: «Перед его зачатием мой муж одел епитрахиль, мы совершили молебен и особенно горячо молились о даровании ребенка, вот поэтому с момента зачатия особое Божие благословение и благодать почивают на нем».

Супружеская близость мужчины и женщины оказывается таинством единения, в котором творится новая жизнь. Это великое чудо и таинство. Нельзя превращать общение двух полов во что-то пошлое, как часто сейчас для мужчины и женщины иметь близость равносильно тому, что выпить баночку пива или выкурить сигарету. Близость не одухотворяется, а становится чем-то грубым, греховным, актом самолюбивого наслаждения. И зачатый, нередко случайно, нежданно, ребенок оказывается с момента зачатия обделенным любовью, теплом и благословением свыше. Но и в этом случае он не виноват в том, что зачат во грехе сластолюбия, а быть может, не в браке. Он имеет право на жизнь, а мама не имеет права убить его во чреве, не имеет права на это и врач. С самого момента зачатия ребенок – это уже личность. По учению святителя Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника, только-только зачатый ребенок уже имеет душу, а значит, он ищет Бога, скучает по Богу, жаждет нежного прикосновения Бога и наполнения Божественной силой. Если ребенок был зачат вне брака, во грехе, его родители могут покаяться, причаститься и обвенчаться даже в период беременности, и их ребенок получит то Божие благословение, прикосновение Божества, которого он неосознанно так жаждет. Были случаи, когда плод во чреве матери был повернут неправильно, как показывало УЗИ. Роды не могли пройти благополучно без особого болезненного вмешательства врачей. И вот, беременная женщина венчалась с мужем, после чего плод чудесно поворачивался сам и занимал правильное положение; роды проходили прекрасно. И таких случаев немало.

Важно матери причащаться в период беременности как можно чаще, лучше всего еженедельно, для этого ей потребуется незначительная подготовка: 1 или 2 дня воздержания от мяса (можно вкушать молочные продукты и рыбу), чтение положенных перед Причастием молитв. Вместе с матерью благодать Причастия таинственно воздействует и на личность ребенка, хотя пока и не крещеного, но уже любимого Богом. Важно в период беременности соблюдать нравственные правила обоим супругам, не следовало бы иметь близости в эти дни, чтобы ребенок не вырос впоследствии склонным к похоти. И будущему отцу следовало бы причащаться чаще, а им обоим не ссориться, беречь друг друга, создавая для малыша благоприятную атмосферу любви и тишины, в которой Сам Бог становится слышным и ощутимым. И когда малыш родится, желательно скорее его крестить, еженедельно причащать, молиться над ним, осенять крестным знамением, прикладывать к иконам, окружать святыней. Для чего все это нужно? Чтобы подсознание ребенка наполнялось святыми образами, просветлялось, согревалось теплотой Святого Духа. В первые четыре года жизни человек впитывает половину жизненной информации, важно, чтобы эта информация была заложена Самим Богом, чтобы сердце ребенка в эти годы согревалось Божественной любовью.


Богообщение осознанное: школьник и Бог. Задонский опыт

Ребенок начинает становиться сознательным в период посещения детского сада, средней и воскресной школ. Теперь уже мы вводим его в живое Предание с акцентом на осознанное восприятие.

Когда я начал ходить в Задонские школы и вести факультатив по Основам Православия, моей целью было привить детям любовь к Богу, чтобы они чувствовали, какой Бог добрый и удивительный, и как с Богом интересно. Поэтому основными принципами моего общения с детьми были доброта и интересность. Прочно вошли в мой ум слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им еще в бытность митрополитом Смоленским: «Если бы Закон Божий преподавался интересно, то революции не было бы». Я всячески старался сделать наши уроки не скучными, в конце каждого урока, по совету моего духовного отца – владыки Никона – старался рассказать детям интересную историю из Житий Святых, Отечника, Патерика. Позже мне попалась книга «Отечник проповедника» игумена Марка (Лозинского), где было собрано множество интереснейших историй. Собирал я и другие православные книжки с интересными случаями, некий «банк данных» интересного, чтобы оживить наши уроки.

Быть добрым на уроках у меня не всегда получалась, однажды я сильно рассердился на детей 2 класса и отругал их за плохое поведение на уроке. Дети притихли, а я переживал, что обидел их и показал себя недобрым. Оказалось, дети все правильно поняли и в конце года, когда я прощался с ними, обступили и обняли меня. Испугавшись, что я больше не приду, они просили не бросать их. Отсюда ясно, что нужна не только доброта, но и строгость.

Педагог в какой-то степени имеет право и на ошибки. Когда мы с монахом Алипием (Казанцевым) начинали ходить в младшие классы, иногда с трудом находили простой язык, доступный для детей, допускали множество ошибок в методике. Но потом оказывалось, что Сам Господь все равно что-то открывал детям через наши еще совсем слабенькие занятия. Хотя уроки были не вполне удачные, в детском сердце и разуме оставалось некое положительное впечатление. Трудно было проследить, как это зерно будет прорастать в детях, но прошли годы, и эти дети пришли венчаться, крестить своих детей, некоторые из них стали очень близки к Церкви.

На мой взгляд, уроки были весьма примитивными: я был скорее рассказчиком, проповедником, чем педагогом, мне было трудно налаживать поисковый диалог с детьми. Чаще всего это был рассказ по библейской теме, показ иллюстрации из детской Библии, краткая запись или рисунок в тетрадочке, а затем интересная история. Иногда я задавал вопросы по пройденному материалу, бывали и замечательные ответы. Детям нравилось, когда я ставил в тетрадку или дневник «четверки» или «пятерки» с одним или двумя плюсами, а один раз поставил одной девочке в дневник «шестерку», что вызвало необычайный восторг ученицы, которым она делилась со всеми окружающими и родителями.

Однажды в Задонск приехал московский педагог. Ему понравилось, что мы учим детей радоваться Богу и любить Бога, но также он выразил другой важнейший принцип обучения: главное – это воцерковить детей. Мы сознательно брали его на вооружение: на уроке готовились с детьми к исповеди, вспоминали и записывали свои грехи. Желающие приходили на выходных в храм, нередко все вместе, с учителем. Бывало, с отцом Алипием мы обходили все классы с 1-го по 11-й и приглашали детей на Причастие в определенный день, а однажды напечатали 400 или 600 пригласительных билетов с объяснением, как готовиться к этому Таинству, чтобы дети дали почитать родителям. Владыка Никон говорил, что если из этих 400 приглашенных хотя бы человек 10 воцерковятся, это будет успех. У других детей тоже останется что-то в сердце, что хотя и забудется, но вспомнится, когда Господь даст им некий толчок в жизни. Таким образом, я понял, что нужно сеять пшеницу Слова Божия, а растить посеянные зерна будет уже Сам Господь.

 

На Причастие приглашалось иногда около тысячи ребят, а приходило максимум чуть более сорока человек. И какая же была огромная радость в нашем сердце, когда мы видели этих соединившихся с Богом детей, некие маленькие плоды наших усилий. Когда после Причастия каждого из детей угощали целой просфорочкой и сладенькой водичкой из алтаря, их удовольствие невозможно было описать. Потом и конфеты с печеньями шли в ход.

На Пасху мы ходили с детьми и на колокольню, звонили в колокола, а в праздник Рождества Христова смотрели удивительные елки и у вертепа в храме пели христианские колядки – славили Христа. Темно в храме, а елки светятся огнями, и сияют они по всему монастырю… С детьми из воскресной школы отец Алипий выезжал на природу, где они сидели у костра, резвились, играли в спортивные игры. На таких встречах дети и родители общались и чувствовалось, что мы – одна семья, нас объединяет Бог, Церковь, дружба, любовь. Наш Бог – Бог дружбы и любви, Бог-Троица. Детей, лишенных родительской заботы, мы навещали в больнице, а однажды с одним мальчиком прямо в больнице встречали День его рождения, угощали его, пели «многая лета».

Бывало, что родители с детьми обращались к нам из-за серьезных проблемам. Одному мальчику стал являться некий дух под видом его небесного покровителя и внушать ему, что он – не простой человек и может лечить людей. Ребенок исповедался, причастился и больше дух не приходил к нему. Конечно, мальчику было объяснено, что общаться с этим лживым духом нельзя, нужно отвергать его и читать Иисусову молитву. Мальчик стал регулярно молиться, чаще причащаться. Таким образом проблема привела его к Господу, он полюбил Бога и Церковь.

В иной раз одна старшеклассница испугалась, заметив у себя появляющуюся зависимость от спиртного, и побежала к батюшке, которого с детства привыкла видеть в школе и считала своим другом. После исповеди и серьезной беседы она смогла с корнем вырвать этот грех из себя. Другой девочке было в Церкви очень дурно, но мы объяснили ей сущность такой «церковной болезни»: «Злой дух не хочет, чтобы ты шла в храм, к Богу, нужно с этим бороться, еще чаще ходить в храм, и это пройдет, злой дух отойдет». Девочка проявила мужество, хотя была очень далека от церковной жизни. Вместе с другими детьми она стала часто посещать храм и терпела свое состояние. Ей становилось все легче и легче, к моменту отъезда из реабилитационного центра она столь окрепла, что спокойно простояла всю панихиду по своей усопшей маме в клубах дыма от ладана и молилась.

Конечно, это самое главное – живой духовный опыт ребенка, опыт борьбы с грехом, злом, опыт теплоты и любви Святого Духа, которое ребенок чувствует в своем сердце. Такое впечатление остается на всю жизнь, и сердце потом незаметно скучает и ищет Бога, приходит время и уже взрослый человек вновь обращается к Нему.

Интересен и глубок, на мой взгляд, опыт отца Алипия (Казанцева), который считает, что на уроках нужно не столько «нагружать» детей духовной информацией и впечатлениями, сколько «разгружать» их, то есть создавать атмосферу открытости, чтобы дети начинали делиться своими мыслями, общаться в Боге, говорить на простом детском языке о Нем, о Его святых, чудесах, душе, жизни и смерти. Это настоящее детское богословие, ребята оказываются удивительно мудрыми и глубокими мыслителями, если помочь им разговориться, создать атмосферу радости, любви, открытости и поиска истины. А отец Алипий – пример талантливого неравнодушного педагога, который все время ищет пути к детскому сердцу. Он находит прекрасные формы, глубокие смысловые содержания и реализует их успешно.

Иногда мне казалось, что отец Алипий берет для уроков слишком сложные и глубокие темы, не соответствующие возрасту детей. Но ему, тем не менее, удавалось найти доступный им язык общения для обсуждения непростых тем. Не всякий сможет это сделать. Важным принципом обучения, на мой взгляд, является принцип простоты, ясности, доступности для детей преподаваемых им смыслов. Этот принцип выражен святым Иоанном Кронштадтским, который говорил, что мудреные уроки не принесут пользы и не оставят следа в детских душах, поскольку душа – простое существо. Всякие истины, передаваемые просто, доступно, истины хорошо объяснённые (от слова «ясно»), надолго прививаются в душе. Пример отца Алипия показывает, что не стоит бояться в общении с детьми непростых и глубоких тем, но нужно искать глубокий и одновременно доступный для детей язык общения, соединяя все это с атмосферой сердечности.

Важным также является принцип «сердоболия», высказанный некогда иеромонахом Серафимом (Роузом). Чтобы передать детям веру и опыт жизни в Боге, нужно болеть за них сердцем, переживать, вынашивать постоянно в себе в некоем мучительном процессе те слова мудрости, которые мы хотим им сказать, те примеры и идеи, которыми мы желаем их вскормить, те методы и подходы, которыми мы сможем затронуть их умы и сердца. И, конечно, очень важно молиться, с сердечной болью вымаливать детей, своих учеников, воспитанников. Владыка Никон советовал мне читать акафисты святителям Тихону Задонскому и Иоанну Златоусту о помощи в деле обучения и воспитания детей, о даровании мудрости и слова в этом деле. Мне это очень помогало.

Пришла в наш педагогический коллектив монахиня Илария (Пономаренко) и внесла свежую волну своей активной позицией. Совместно с учителями ею были подготовлены несколько представлений к Рождеству в разных классах; их объединили и получился большой концерт районного значения. Ранее в Праздник Рождества проходили только небольшие выступления монастырской воскресной школы под руководством монаха Алипия (Казанцева) перед владыкой Никоном. Как-то раз матушка Илария заболела, к делу подключился отец Алипий, после чего и возникла традиция устраивать ежегодные Рождественские и Пасхальные концерты с участием владыки митрополита, глав района и города Задонска. После концертов владыка и главы обычно дарят всем детям шоколадки. Это также важный опыт встречи детей с епископом, фактически с апостолом, через которого Сам Христос и Святой Дух обитает и действует среди нас.

Освящение школ святой водой, благословение детей на школьных линейках и выпускных вечерах, патриотическое слово священника перед спортивными пробегами 9 мая и состязаниями дзюдоистов – все это остается в детском сердце.

И, конечно, наш личный пример крепче всяких слов усваивается подрастающим поколением. Для детского и юношеского возраста нужны образцы, важны яркие примеры благородства, героизма, подвига. Юношеское пламенное сердце нужно зажечь: если мы будем пламенеть, то и дети наши будут пламенеть любовью к Богу и людям. А если нам не удается самим пламенеть, то нас выручат примеры из жизни святых. И здесь могут стать особенно убедительными примеры подвига новомучеников Российских, как живших близко к нам по времени, но совершивших героический подвиг верности Богу и ближним. Например, преподобномученик Феодор (Богоявленский) под пытками и страхом смерти не нарушил тайну исповеди, не предал других верующих людей. Этот огромный пласт духовности пока еще не разработан, не переведен на язык детства и юношества и ждет своих подвижников – православных педагогов.

Статья подготовлена для журнала "Липецкие епархиальные ведомости",
опубликована в №9 за 2014 год.