Чему учиться современному юношеству у Сергия Радонежского?

Михаил Нестеров. "Видение отроку Варфоломею"

С преподобным и сам преподобным будеши.
[Пс 17:26]

«Для чего человек создан от Бога?» – спросили одного простого старца. «Чтобы быть наследником Царствия Божия», – отвечал он.

Истинный ученик Святой Троицы Сергий Радонежский не оставил ни одного поучения, ни одного пророчества, не написал ни одной строки. Он оставил нам пример собственной жизни. Христианство – это жизнь, а не философия. Наши проповедники на протяжении 700 лет извлекают нравственные уроки из сказания о его жизни. Это неиссякаемый родник крепкого русского духа. Нам, людям, живущим многомятежной жизнью XXI века, надо изучать русскую жизнь у самых её основ, у одного из главных источников. Известный наш историк В. О. Ключевский так характеризует великое духовное значение преподобного Сергия «… как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в чистой капле воды».

Совершим благоговейное наблюдение путей Провидения вместе с архимандритом Никоном (Рождественским), который составил «Житие преподобного Сергия Радонежского» в 1885 г.

Чему же нам учиться у Сергия Радонежского? Нам надо учиться христоподражательному нраву! Учиться тому, как благодатный отрок становится благодатным старцем.

«С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим, прежде всего, два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика. Они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нём тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечёт к себе человеческое сердце». Таким изображает великого избранника Божия его первый «жизнесписатель», его ближайший ученик, преподобный Епифаний. В генетической памяти нашего народа Преподобный Сергий Радонежский – идеал Святой Руси, его образ помогает нам сохранять национальное достоинство.

Будем учиться у Сергия Радонежского целомудрию.

Целомудрие не только и не столько состояние физическое, сколько духовная структура. Внутреннее устроение. Целостное мудрое отношение к жизни. Оно должно быть прочным.

Человек в продолжение жизни либо возвышается духовно, либо умаляется как личность.

Масс-медиа в своей вихреобразной суете где-то на крутых поворотах потеряли понятие нравственности. Разрушая духовную структуру человека и человечества, не ведают, что творят. Виртуальный мир разрывает у нашей молодёжи связь с реальностью.

России дан Богом совершенный в добродетелях человек, подражатель совершенства Отца нашего Небесного. Сергий Радонежский не кумир, а реальный идеал. Господь подаёт нам возможность приблизиться к этому образцу. И на этом пути нас ждёт божественная поддержка.

Скопировать жизнь Сергия Радонежского невозможно, его образ жизни – плод стяжания Святого Духа. Но сознавая свою слабость перед Богом, нам надо учиться понимать слабости другого и проявлять доброту и милосердие, жить в любви и дружбе с родными и близкими, друзьями и коллегами – и жить станет легче.

«Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас»!

Идёт сражение культур, цивилизаций. И учителю необходимо соответствовать своему высокому предназначению: каждым словом, каждым действием побуждать воспитанника к духовной работе над собой.

Что день грядущий нам готовит? Возврат к национальным истокам. Встреча с Богом происходит в храме. Замечательная традиция нашей церкви – проводить молебен для школьников на начало учебного года. Много ли на нём учителей? А ведь учителю недостаточно только профессионального совершенствования, ему необходимо духовное. И духовное прежде профессионального. В современной образовательной концепции воспитание на первом месте.

Учимся на исторических примерах.

Великий князь Дмитрий Донской, готовясь выступить в поход против татарских полчищ Мамая, счёл первым долгом воздать смиренное поклонение Господу сил в обители Живоначальной Троицы и получить благословение святого игумена. По окончании Божественной литургии преподобный Сергий окропил освящённой водой великого князя и всех бывших с ним князей, бояр, воевод, дружину воинскую и осенил святым крестом. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством и бесстрашно пошли в кровавый бой. Куликовская битва закончилась полным поражением татар и решила участь России.

Слово молитвы святого старца сильнее всякой власти. Богодарованная победа! 

Святая Церковь достойно и праведно величает его, Угодника Божия, избранным воеводой земли Русской. Монах и воевода в одном лице! Сознание современного человека не вмещает такого размаха личностного роста. Но это русский человек, живший 700 лет назад.

Наши святые, наши герои должны стоять перед нашим мысленным взором и служить образцом для подражания нам и нашим детям.

Телевидение прилагает неимоверные усилия, привлекает огромные финансы, чтобы превратить нашу жизнь в нескончаемое шоу. В социальных сетях информационно-психологическая война посягает на каждую душу. Какие резервы необходимы юным умам и сердцам, чтобы переплавить весь хаотический соблазн и выработать иммунитет против нравственного падения.

Сергий Радонежский, краса Церкви Православной, учит нас целеполаганию. Будучи отроком, он поставил себе великую цель: облечься в ангельский образ и достичь недостижимого, невзирая ни на какие препятствия!

Читаем «Житие Сергия Радонежского». Это практическое руководство к действию. Учимся на его примере: «С преподобным и сам преподобным будеши». Черпая из книг уроки духовной мудрости, отрок Сергий тут же старался прилагать их к своей жизни. «Не так, – замечает святитель Филарет, – как многие долголетние учёные, которых учение цветёт в словах, но в делах не созревает».

Соединение теории с практикой – один из педагогических принципов обучения – плохо даётся современным педагогом. Мы пытаемся соединить теорию с будущей профессиональной деятельностью. А духовное совершенствование, пронизывающее жизнь обучающегося, остаётся, к сожалению, за пределами нашего влияния.

Императрица Екатерина II, тщательно изучая «Житие Сергия Радонежского», составленное его учеником блаженным Епифанием, как прилежная ученица произвела «Историческую выпись», то есть написала реферат о Преподобном, выделив следующее, возможно, для подражания: «Житие же его бе сицево (житие его было таково): пост, сухоядение, беспостелие, бдение, чистота телесная и душевная, моление, труды телесные всегдашние, страсти умерщвление, тихость, кротость, смирение нелицемерное, молитва непрестанная, рассуждение доброрассудное, любовь совершенная, память смертная, страх Божий беспрестанный – начало бо премудрости страх Господень».

Каждый из нас родом из детства. Что же было в детстве Сергия? В детстве он имел опыт уничижения: ему никак не давалось обучение грамоте. Учитель наказывал его в школе, товарищи смеялись над ним, родители сокрушались. Мальчик напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгой, плакал и горячо молил Бога: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, Господи, просвети и вразуми!» С юных лет всем сердцем и мыслью возлюбил Бога. От младых ногтей последовал Иисусу Христу. Уже в отрочестве осознал, что воздерживать себя во всём есть лучшее средство сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и непомрачённая ими мысль всегда бывают способнее к восприятию благодати Божией.

Сергий Радонежский принадлежал к аристократии, почитал своих родителей, благочестивых бояр, ни в чём не выходил из их воли: как кроткий и послушный сын, он был истинным утешением для них. Они уважали его выбор. Идеальные отношения. После смерти родителей уходит в пустынную нищету. Духовную жизнь делает доминантой, и она преображает человеческую жизнь! 

Мы, современные христиане, даже самые лучшие из нас, – младенцы веры. С верой связывается преображение человеческой личности. 

Чему учиться современному учителю у Сергия Радонежского?

Отеческому увещеванию! Слово Божие преобразует жизнь человека. Но, пребывая в сане игумена, он учил не столько словом, сколько своим примером трудолюбия, по-прежнему продолжал служить братии в домашних делах: сам скатывал свечи, сам варил кутью, сам приготовлял просфоры, сам же для них молол пшеницу, сам шил одежду и обувь не только для себя, но и для братии. Но строго наблюдал за исполнением монастырского устава. От начальствующих он требовал быть кроткими и милостивыми к подчинённым, а подчинённым заповедовал быть в беспрекословном послушании у начальствующих. Учил правильному поведению. Поступь у всех должна быть тихая и спокойная, с наклонённой головой, чтобы наружность соответствовала внутреннему смирению.

Сергий Радонежский – великий образец истинного смирения – Державу Российскую укрепил! Казалось бы, христианское смирение не должно способствовать развитию государственного мышления. Однако пример угодника Божьего показывает обратное. Следовательно, надо изменить мировоззрение и картина мира предстанет пред нами в новом свете.

Нам надо ежесекундно помнить, что Бог создал человека по образу и подобию Своему для сотворчества, для сотрудничества. Сейчас многие испытывают духовное сиротство. Классическая литература и классическое искусство помогают, но не спасают… Нам не надо тосковать о России посреди России.

Черпаем мудрость, силу и стойкость из наших благословенных истоков. Учимся у служителя Святой Троицы общению с учениками. Сейчас каждый ученик считает себя умнее учителя с самых первых лет обучения. Студент предпочитает общение со сверстниками общению с преподавателем, родителем. Социологические опросы показывают: приходят в учебное заведение, чтобы пообщаться друг с другом. Современный отрок прекословит учителю, чтобы самоутвердиться и таким образом завоевать авторитет у одноклассников; может заявить матери, закончившей школу с золотой медалью и университет с отличием: «Ты ничего не понимаешь, я умнее тебя».

На вопрос: в чём смысл жизни? сегодняшний студент, не задумавшись и не смутившись, отвечает: в развлечениях. Основная тема студенческих разговоров в стенах учебного заведения – иномарки. Как мы, христиане, допустили такое перепрограммирование? Мы ещё можем выиграть информационную войну, обратившись к духовному опыту святых отцов церкви.

Сергий Радонежский был великим учителем. В беседах с ним в убогой келье ученики находили для себя и высшее училище духовного любомудрия, и новое поощрение к подвигам в близком примере святой жизни, и ограждение от искушений в его руководстве, и подкрепление сил в его молитве, и райское утешение в общении. Кроткие ученики кроткого старца. Они с любовью и благоговением взирали на своего учителя. Каждый старался смирять себя перед смиреннейшим, забывал свои права и во имя любви думал только о своих обязанностях. Благословенное время! Что мы потеряли?

Мы потеряли смирение, кротость и терпение, которые наполняли избранный сосуд Духа Божия – Сергия Радонежского, сопровождали каждый его поступок.

«Житие Сергия Радонежского» всегда будет сиять среди литературных сокровищ мира. Оно производит впечатление благотворное и назидательное. Светлый пример жизни по заповедям Божиим. В нём мы находим юным поучительный пример. Духовный опыт, как драгоценный природный алмаз, извлечённый из наших недр, не обработанный европейскими ювелирами, нам дороже. Через маленькое оконце его кельи разливается благодатный свет по лицу родной земли, подаёт надежду: с Божьей помощью устроив русскую Душу, мы обустроим и нашу Россию…

Заслуженный учитель РФ
Лидия Алексеевна Вишнякова,
доклад на Свято-Тихоновских чтениях, 2013 г.