Успение Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы.
Иконостас трапезного храма Задонского мужского монастыря

О дивное чудо! источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. (Август 15. вел. веч. на Господи воззвах стих. 1)

Возвратившись с горы Елеонской, Матерь Божья начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего, Она рассказала усыновлённому Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесённую Архангелом, завещая нести её при погребении пред Своим гробом. Уведомив всех домашних о Своей предстоящей кончине, Она повелела украсить покой и ложе Своё, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить всё необходимое для погребения. Иоанн немедленно послал к святому Иакову, брату Господню, первому Иерусалимскому епископу (60) и ко всем сродникам и ближним извещение о приближающейся кончине Богоматери, с обозначением и самого дня; а святой Иаков предуведомил о том же всех верных не только в Иерусалиме, но и в окрестных городах и селениях. Все родственники Богоматери и множество христиан обоего пола со всех сторон притекли в дом Иоанна.

Пресвятая Владычица всем открыла слышанное Ею от Ангела и, в подтверждение слов Своих, показала райскую ветвь, сиявшую небесным светом. Все пришедшие к Ней горько плакали и своими воплями и рыданиями наполнили весь дом, умоляя Владычицу, как общую всех Матерь, не оставлять их сирыми. Пресвятая Дева увещевала их не плакать, а скорее радоваться о Её исходе, говоря, что, представ престолу Божьему и беседуя с Сыном Своим, Она будет умолять Его благость обо всех, живущих на земле. И не только не оставит их сирыми, но ещё будет посещать и охранять, равно как и весь мир, всегда помогая бедствующим. Среди утешительных для человечества обетований, Матерь Божья не оставила сделать распоряжение относительно Своего имущества и погребения. Она завещала отдать две одежды Её двум бедным вдовицам, с усердием и любовью служившим Ей и имевшим от Неё пропитание; а также объявила волю Свой, чтобы тело Её было погребено в Гефсиманской пещере, где покоились Её святые родители и праведный обручник (61).

В это время, когда Матерь Божья изъявила Свои желания и утешала предстоящих, все услышали шум и увидели облака, окружившие дом. Это были облака, на которых, по повелению Божьему, Апостолы, восхищённые Ангелами из разных стран, где они проповедовали Евангелие, были принесены в Иерусалим, к дому Богоматери, для воздаяния Ей чести при погребении. «Подобаше – воспевает Святая Церковь – самовидцем Слова и слугам и еже по плоти Матере Его успение видети, конечное елико на Ней таинство, яко да не токмо еже от земли Спасово восхождение узрят, но и Рождшия Его преставлению свидетельствуют; тем-же, отовсюду Божественной силой собравшиеся, Сиона достигоша». По отношению к лицу Матери Божьей, это чудное перенесение Апостолов было весьма знаменательно: «иже на облацех светло – изъясняет Святая Церковь – от всех конец собравый Своя божественные Апостолы к телу Твоему, Чистая, показа Тя всем Богородицу и страшен чертог преукрашен». Они слетелись – говорит святой Иоанн Дамаскин– подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божьей».

Апостолы, увидев друг друга, радовались, и в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? В это время вышел к ним святой Иоанн Богослов и, со слезами приветствуя их, сказал, что для Пресвятой Богородицы настало время отойти ко Господу. Поняли святые Апостолы, что Господь собрал их для присутствия при блаженной кончине Пречистой Его Матери и для славного погребения Её пресвятого тела; поняли – и глубокая скорбь объяла их. Войдя в храмину, они увидели Богоматерь, благолепно сидящую на ложе, исполненную духовного веселия, и так приветствовали Её: «благословенна Ты Господом, сотворившим небо и землю». Пречистая ответствовала им: «мир вам, братия, избранные Господом!» и спросила Апостолов, каким образом они явились здесь?

Они рассказали Ей, как Дух Божий восхитил каждого из них с места проповеди и по воздуху на облаках представил сюда. Пресвятая Дева, прославив Бога, что Он услышал молитву Её и исполнил желание сердца Её – видеть святых Апостолов при Своей кончине, сказала им: «Господь привёл вас ко Мне для утешения души Моей; для неё уже настало определённое Моим Создателем время разлучения с телом, по закону человеческой природы, подлежащей смерти». На эти слова святые Апостолы, с сердечной скорбью, отвечали Ей: «Владычица! мы взирали на Тебя, как на Самого нашего Владыку и Учителя. Ты была для нас истинным утешением. Как же теперь перенести нам печаль и горесть сердец наших, когда мы лишаемся Твоего сопребывания на земле с нами? По воле рождённого Тобою Христа Бога, Ты преставляешься от земли к небесным; радуемся об исполняющемся на Тебе определении Божьем, но и печалимся о том, что остаёмся сирыми и здесь уже не увидим Тебя, нашу Матерь и Утешительницу».

При этом святые Апостолы горько плакали. Благодатная так утешала их: «не плачьте, друзья и ученики Христовы! Своею горестью не возмущайте Моей радости; но лучше радуйтесь вместе со Мной, что Я отхожу к Сыну и Богу Моему. Вы же отнесите тело Моё в Гефсиманию, там предайте его обычному погребению и возвратитесь на предлежащую вам проповедь Евангелия. А Меня, если Господу угодно будет, вы можете увидеть и по успению Моему». Во время этой беседы предстал и святой Апостол Павел, избранный сосуд благодати Божьей; он прибыл позже других, но таким же чудесным образом. Припав к ногам Пресвятой Девы, он поклонился и так взывал к Ней: «радуйся, Матерь Жизни! Я хотя и не видел Христа во плоти, но, на Тебя взирая, я вижу как бы Его Самого». Вместе со святвм Апостолом Павлом предстали и ученики его: Дионисий Ареопагит Иерофей дивный (62), Тимофей и другие Апостолы из числа 70-ти. Всех их собрал Святой Дух, да все сподобятся благословения Матери Господней, и да благолепнее устроится Её погребение. Она каждого из них по имени призывала к Себе, благословляла, хвалила за веру и труды их в деле проповедования Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благосостоянии всего мира.

Но вот настал 15 день Августа, и тот вожделённый и благословенный третий час дня, в который назначено совершиться преставлению Божьей Матери. Множество свеч пылало в храмине; и святые Апостолы, славя в песнопениях Бога, окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богоматерь и молилась в ожидании Своего исхода и пришествия вожделенного Сына и Господа Своего. Внезапно облистал неисповедимый свет Божественной славы, пред коим померкли пылавшие свечи. Ужаснулись видевшие это; верх храмины как-бы исчез в лучах небесного света, и сошёл Сам Царь славы Христос, окружённый тьмами Ангелов, Архангелов и других бесплотных сил, и с праведными душами Праотцов и Пророков, некогда предвозвестивших о Пресвятой Деве, и приблизился к Пречистой Матери Своей.

Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом произнесла слова Боговдохновенной Своей песни: «величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея»! и, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Неё очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: «прииди, ближняя Моя; прииди возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни». «Благословенно славное имя Твое, Господи Боже Мой! – ответствовала, поклонившись Ему, Пресвятая Дева – Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твой, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном царствии Твоем! Ты знаешь, что Я возлюбила Тебя всем сердцем Моим и верно сохранила вверенное Мне Тобою сокровище.

Приими же теперь дух Мой с миром, и огради Меня от области темной, чтобы никакое вражеское устремление не коснулось Меня». Господь сладчайшими словами утешал Её, чтобы не боялась сатанинской силы, уже попранной ногами Её, и любезно призывал Её с дерзновением прейти от земли к небу. Она, радостно ответив: «готово сердце Моё; буди Мне по глаголу Твоему», возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лице Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою. «И поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божьего во время Его земного младенчества, то, в воздаяние за сие, Сын Божий носит Её душу на руках Своих, в начале Её небесной жизни [Филарет Митрополит Московский 1, 209].

Если душа праведного Лазаря была несена на лоно Авраамово Ангелами: то не тем ли славнейшее восшествие на небо было уготовано пречистой душе Матери Божьей! Поистине это зрелище было дивно не только для Апостолов, но и для самих небесных сил. Сопровождая, с благоговейным страхом, чистую душу Богоневесты, как Царицы Небесной, они взывали: »радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах«! »Се Всецарица Богоотроковица прииде, возмите врата, и сию премирно подымите присносущего Света Матерь; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть: на Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно«. »Да уклонятся воздушнии дуси, да отступит же самый миродержец, да падет посрамлен, видя возношаему Божьему Матерь«. »Небесные врата возвысились... встретив Богородицу, Херувимы стали позади с веселием и Серафимы с радостью прославили Её«.

С нежной любовью Матери всего христианского мира, Пресвятая Дева с небесной высоты взирала на оставшихся на земле верующих и со дерзновением гласом Матери вещала к Рождшемуся от Неё: »яже Ми дал еси, во веки сохрани«.

Апостолы, сподобившиеся зреть это славное восхождение на небо Божьей Матери, в трепете следили за ним очами, как некогда за возносившимся с Елеонской горы Господом. Пришедши в себя от восторга, они окружили одр и с благоговейным умилением смотрели на пречистое тело Богородицы. Чувства Апостолов верно постигнул и прекрасно передал один из наших прежних святителей – митрополит Григорий († 1420): »Апостолы обступиша одр священный, воспеваху, паче человека вещающе. И зде Петр теплоту своей веры показоваше и слезами обливаем глаголаше«:

«О вместилище Божества, почто ныне тако зрю без дыхания простерту! И удивляюся, како вместил Тя гроб, вместившую Невместимего небом! Како покрыет Тя камень, Покрове человеком! Како Твое преставление стерпим, по Господе Надеждо наша! Кая пения воспоем Ти! Кая надгробная принесем Ти! Что наречем Тя, чесому уподобим Тя? Которому первее удивимся, девству ли, или безсеменному зачатью, или безболезненному и неизреченному рождению? Ты бо всякия чистоты превзыде предел. Ты серафимов Владычица, и херувимам Царица явися, и Госпожа всякия видимые и невидимая твари. Что к Тебе речем? Киими миры проводим Тя, Мироприемнице небесная? Кое кадило принесем Ти, Златая Кадильнице? Недоумеваю и удивляюся: как Одр великого Царя на мале одре мертволепно без дыхания лежит»!..

«Преемши же Петрова воспевания, Павел, сосуд избранный, весь изступлен, весь восхищен, весь обожен, глагола»:

«О чудесе! Како затворишася девственные очи, от самых пелен ангелы зрети навыкшия? Како Питательница Жизни смертью объята бысть? Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть! Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет! Како гора превысокая Божья и великая на мале одре лежит, в нейже Господь вселися до конца! Како жезл присноцветущ ныне увядший зрится? О преславнего зрения! О непостижимего таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божья!... Почто отлете от нас, Своих рабов, Голубице неблазная? Почто удалися от нас, Горлице сладкогласная? На кого воззрим прочее? Кто нам просвещает? Кто уже от наветов иудейских печаль нашу утешит? На Тебя бо зряще, Онего мнехом зрети, из Тебе неизреченно возсиявшего. Вознесеся Спас: и мы надежду нашу вся на Тя имехом, и сладце терпехом труды и гонения о проповедании истины. Ныне же последнее сиротство объя нас. Како внезапу угасе, Светильниче Незаходимего Света? Но смотрение (Божье) есть еже на тебе бываемое, а не одоление смертное: ниже возмогла бы приразитися Тебе, Мати Живота, смерть, Твоим Сыном умертвившаяся. Но яко да не почтется привидением истина вочеловечения, сего ради Ты, подобно безсмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши».

«Кроме Апостолов и 70-ти учеников, бяху и ини трии богословнейшии мужи: Дионисий, Иерофей и Тимофей, иже придставше исходные пояху песни: глаголюще: «Пойди, Владычице, пойди, да якоже землю освятила еси рождеством Своим. Пойди, Всецарице, пойди, Сына и Бога сопричащатися царствию вечному оному, паче же превечному и конца неимущему. Вознесися со славой, и не на колеснице рабски, якоже Илиа, но матерски на Сыновниих руках. Иже бо в законе рекий “чти отца и матерь” как не почтет Рождшую – Тебе – и не понесет Понесшую? Да отверзнутся Тебе врата небесные со мнозем удивлением! Да поднимут Тя, Дево, херувимы! Да воспоют Тя серафимы! Да прославят Тя силы! Да предтекут Ти престолы, зряще Тя, Престол Неописанного. Пойди, Невесто неневестная, в невестник небесный» !

Сия богословяху и ина многия чудные оные мужие, яже никтоже может по достоинству изрещи, ко гробу провождающе Жизни Матерь». [Взято из библиотеки монастыря Афонского Свято-Павловского, см. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита (потом епископа) Порфирия Успенского, Киев, 1877, часть 1, отдел 2, стр. 58–60. Сличи также Известия II Отдела Императорской Академии Наук VI, 143].

Благодатное лицо Богоматери, «освящённое добротой Божества, сияло славой Божественного девства», а от тела разливалось дивное благоухание. Чудна была жизнь Пресвятой Девы, чудно и успение Её, как и воспевает Святая Церковь:. «Бог вселенной показывает на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы: и во время рождения Он сохранил Твоё девство, и во гробе соблюл от истления Твоё тело». Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, Апостолы освящались от прикосновения к нему и, ощущая в сердцах своих действие неизреченной благодати, исполнялись духовной радости. Для большего прославления Богоматери, не умедлили обнаружиться знамения всемогущей силы Божьей в исцелении глухих, немых, слепых, хромых и разных недужных, с верой и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемного тела Пресвятой Девы. Святые Пётр, Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; святой Иоанн шёл впереди с райской светозарной ветвью; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Апостол Пётр начинал пение псалма: “во исход Израилев от Египта” и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждого стиха: «аллилуйя»! Но – говорит святой Дионисий – «всех священно-таинников превосходил великий Иерофей, как бы выйдя из тела и весь изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все – и знакомые и незнакомые – почитали его Боговдохновенным». В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию.

При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Её внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику Апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божью Матерь, слышалось присутствовавшим и согласно вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием нёсся по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, поражённые необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли. Возбуждённый народ и воины с яростью устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеной оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из них, быв поражены слепотой, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы.

Предание свидетельствует и о другом чудном событии, сопровождавшем погребение Пресвятой Богородицы. Проходил тем путём, где следовало шествие, один из Иерусалимских священников, по имени Афоний. Когда облако поднялось кверху, он ясно увидел святых Апостолов и всех верных, торжественно провожавших тело Богородицы. Сердце его исполнилось завистью, прежняя злоба против Христа закипела в нём, и он воскликнул: «вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившего закон отцов наших»! И с этими словами, будучи силён, яростно бросился к одру, с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками до одра, как Ангел, невещественным мечем отмщения Божьего, отсёк ему обе руки: обрубленные части их прильнули к одру, а сам Афоний повергся на землю с криком: «Горе мне»! Святой Пётр, остановив шествие, сказал Афонию: «ты получил то, чего заслуживал; итак, убедись теперь сам, что Господь есть Бог мститель и что Он не медлит! Твоих ран мы исцелить не можем; разве соизволит на то Господь наш Иисус Христос, против Которого вы неправедно восстали и Которого убили. Но и Он не захочет исцелить тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем твоим и не исповедуешь устами, что Он есть истинный Мессия – Сын Божий»! Тогда Афоний, встав с земли, восторженно произнёс: «верую, что Иисус есть предвозвещённый Пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий; но, омрачённые завистью и злобой, не захотели признавать в Нём величие Бога и довели Его неправедно до позорной смерти. Он же силой Божества воскрес в третий день и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространявшуюся о Нём». Святые Апостолы, услышав эту гласную исповедь и видя искренность раскаяния грешника, духовно возрадовались, и святой Пётр повелел Афонию, с усердной молитвой к Пресвятой Деве, приложить остатки рук к частям, висящим у одра. По исполнении этого, руки срослись и исцелели, и на месте отсечения остался лишь лёгкий знак. Тогда Афоний повергся пред одром Богоматери и, стоя на коленах, стал ублажать Её многими хвалами, приводя из Священного Писания пророчества о Ней и Сыне Её. Присоединившись к шествию, Афоний следовал с ним в Гефсиманию, воспевая из глубины прозревшего сердца хвалебные песни Богоматери. Равно и поражённые слепотой воины и народ, с раскаянием прикасаясь к одру Богородицы, получали зрение и духовное и телесное. Благодатная Дева не восхотела при Своём успении никого оскорбить, но всех утешала и радовала, не исключая даже и врагов Своих.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с новым плачем и стенаниями началось последнее целование пречистого тела; лишь к вечеру святые Апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем (63). Они не отходили три дня от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения; и во всё это время по-прежнему слышалось в воздухе Ангельское пение, ублажавшее Пренепорочную Деву!

Тому же Апостолу Фоме, который своим сомнением содействовал к большему удостоверению славной истины воскресения Христова, суждено было послужить открытию воскресения и Пресвятой Богородицы. По премудрому смотрению Божьему, Фома не был при успении и погребении Божьей Матери. Пришедши на третий день в Гефсиманию, этот пытливый ученик Христов с воплем и отчаянием повергся пред гробовой пещерой и громко выражал своё сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Божьей Матери и прощания с Нею. Апостолы в сердечной жалости о нём решились, открыв пещеру, доставить ему утешение – поклониться святым останкам Приснодевы. Но каково же было удивление их, когда они увидели, что там уже не было пречистого тела Богородицы, а лежали только одни погребальные пелены Её, от которых разливалось чудное благоухание! (64). Облобызав с благоговением оставшуюся во гробе святую плащаницу, они молили Господа открыть им волю Его относительно пречистого тела Богородицы. И вот, в тот день вечером, когда Апостолы и бывшие с ними собрались для подкрепления себя пищей, сама Царица небесная разрешила недоумение их. По преданию, за трапезой Апостолов, со дня воскресения Господа, оставалось не занятым одно место, и на нём полагалась часть хлеба, в память Иисуса Христа, называвшаяся «частью Господа» (65). По окончании трапезы, все участвовавшие в ней вставали, благодарили Бога за насыщение и, подняв часть Господню, славили великое имя Пресвятой Троицы, произнося в конце молитвенные слова: «Господи Иисусе Христе, помогай нам»! и потом съедали часть Господню, приемля её как благословение Божье. В продолжение Гефсиманской трапезы Апостолы думали и беседовали лишь о том, как не нашлось в пещере святого тела Божьей Матери; и, подняв по обыкновению часть Господа, стали воспевать хвалы Пресвятой Троице. Вдруг послышалось Ангельское пение; и когда они возвели очи свои вверх, то увидели Пречистую Деву, стоящую в воздухе, окружённую небесными силами и сияющую неизреченной славой. Она сказала им: «радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни»! Это явление так обрадовало Апостолов и всех бывших с ними, что все они воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам»! (66)

После этого не оставалось никакого сомнения, что гроб Пресвятой Девы сделался «лествицею к небеси» и что самое тело Её – как выражается Святая Церковь – «возвысив на небеса возведе Иисус, Сын Её и Спас душ наших». Все уверились, что Матерь Божья в третий день воскрешена Господом и вознесена с пречистым телом в славу небесную. Взяв оставленную в гробе святую плащаницу, для удостоверения отсутствовавших и утешения скорбящих, святые Апостолы возвратились с радостной вестью в Иерусалим, после чего они опять разошлись по разным странам мира для проповеди Евангелия.

Кончину Божьей Матери Святая Церковь называет «успением», а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле её персти, а духа Богу, «иже даде его», не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая – воспевает Святая Церковь – в рождении сохраняется девство и со смертью сочетавается жизнь: пребывая по рождении Девой и по смерти живой, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной и после трёх дней с нетленным телом вселиться в небесное нетенное жилище. Она опочила сладким сном, после тяжкого бодрствования Её многоскорбной жизни, и «преставилася к Животу», т. е. Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них успением Своим живое предощущение жизни вечной. Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

«Вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти – истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, то ужели Пречистая плоть Честнейшей Херувимов и Славнейшей Серафимов предана тлению? Нет, это невозможно! Ни в одном углу христианского мира нет ни малейшей части мощей Богоматери; это значит, что вера в восшествие Её на небеса с пречистой плотью весьма древняя, современная Апостолам и мученикам. Пояс Богоматери, святые одежды Её открыты для чествования миру христианскому; хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса; многочисленные иконы Её всюду изливают токи исцелений и знамений; а святое тело Её неизвестно где в земле? Нет, это невозможно! Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих исцеления; телеса многих из них, бывшие безызвестными, после немало-временного пребывания в земле открыты верным видениями и чудесами; а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где либо сокрывается в земле в безызвестности? Нет, это невозможно! Святые мощи православных мучеников с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного – действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Господь не допустил этого в отношении к пречистому телу Своей Матери, не оставил его случайным переменам преходящего мира, не унизил пред телами святых безвестным сокрытием в земле, и несравнимо возвысил над ними преславным вознесением его на небеса». [Свят. Восток, архимандрит, (ныне архиепископ Владимирский Сергий, том II, часть 2, стр. 245–246].

Сколько лет было земной жизни Божьей Матери? Об этом существует несколько разногласных мнений; наиболее вероятным представляется следующее. Святой Андрей, архиепископ Критский и святой Симеон Метафрастговорят вообще, что Она дожила «до последней старости». С ними согласуются Церковные историки Епифаний и Георгий Кедрин, которые считают всей жизни Её около 72 лет (67). И это мнение имеет себе поддержку в следующем соображении. Некоторые полагают, что при погребении Божьей Матери были между прочим святой Дионисий Ареопагит, епископ Афинский; а он обращён ко Христу Апостолом Павлом только в 52г. по Р. Х.; три года неотлучно он следовал за Апостолом; потом он поехал в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь; по возвращении оттуда, он был поставлен Апостолом Павлом во епископа афинского, следовательно, мог снова прибыть в Иерусалим к погребению в 57 году по Р. Х. А так как Рождество Христово последовало на 15 году жизни Божьей Матери; то очевидно, что всех лет Её земной жизни было около 72. К этому мнению склоняются и святой Димитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях (15 Августа). Оно же подтверждается изысканиями преосвященного Порфирия и древних рукописях Афинских [См. Путешествие архимандрита Порфирия, часть 2, отдел 1, стр. 288, 304 и 318, Киев, 1877 года].

Погребальная пещера Пресвятой Девы, также как и предвечного Сына Её, составляют предмет благоговейного поклонения всех чад христианской Церкви. Эти пещеры существуют доныне, когда уже многие великие и славные города пали, народы изменились, и многие племена совсем исчезли с лица земли.

Путнику, идущему в Иерусалим чрез ворота «Овчия», которые у Арабов, в память Пресвятой Девы, называются «воротами Святой Марии», представляется крутой спуск в долину Иосафатову. На этом спуске показывают место, где святой Стефан был побит каменьями, в виду Пресвятой Девы, молившейся неподалёку, на склоне горы Елеонской. У самой подошвы горы, за высохшим руслом Кедрона, виднеется погребальный вертеп Пресвятой Девы.

Перешедши чрез мост, перекинутый через русло Кедрона, налево от дороги, ведущей на Елеонскую гору, вы видите площадку пред погребальным вертепом Пресвятой Богородицы, находящуюся в углублении, куда сходят по двенадцати ступеням. Священный вертеп Богородицы украшен готическим фронтоном (треугольником над входом) с двойными сжатыми дугами над дверьми. От самого входа крутой спуск, по сорока восьми мраморным ступеням, ведёт, под сводом широкой галереи, в таинственный мрак земных недр; дневной свет, сбегая туда, соединяется, в самой глубине, с мерцающим светом лампад. Сойдя ступеней пятнадцать, показывают в одном углублении направо две гробницы: в них почивают праведные родители Пресвятой Девы Иоаким и Анна. С противоположной стороны, в таком же углублении, находится гробница святого Иосифа, обручника Приснодевы. Тотчас при окончании спуска, на повороте вправо, открывается священно-изящная картина: по всему своду обширной галереи блистают гирлянды зажжённых лампад, золотых и серебряных; тихий свет их особенно приличен такому месту покоя. В отдельной каменной пещере находится ложе Небесной Царицы. Оно одето белым мрамором и освещается слишком двадцатью драгоценными лампадами. Внутренность гробовой пещеры ничем не украшена, и природный камень прикрыт только навешенными шёлковыми тканями. Самые магометане, и особенно магометанки (для которых отгорожено особое место с правой стороны от пещеры) приходят молиться Пресвятой Деве. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Погребальная пещера Матери Божьей находится во владении Греков и Армян. Священное ложе служит престолом, на котором совершается Божественная литургия; а жертвенник прислонён к наружной стене гробового вертепа возле входа. Подземная галерея продолжается ещё далее за гробовой вертеп, на её оконечности есть ещё престол, принадлежащий Грекам.

Снаружи погребальной пещеры Богоматери существовали некогда великолепная церковь и монастырь Успения, которые, начинаясь от Кедронского потока, занимали обширное пространство до того места, где теперь разведён сад.

В последнее время, неподалёку от пещеры Богоматери, воздвигнута и в 1888 году освящена прекрасная церковь, во имя святой и равноапостольной Марии Магдалины, сооружённая на средства Царского Дома, в память императрицы Марии Александровны, всю жизнь желавшей поклониться гробу Божьей Матери.


* * *

60. Иаков был сыном святого обручника Иосифа от первой супруги его, почему и именуется «братом Господним по плоти». Какие были деяния святого Иакова во время земной жизни Христа Спасителя, об этом, кроме предания о сопровождении им Христа в Египет, нет никаких свидетельств. Но по вознесению Христову святой Иаков является уже действующим лицом в Святой Церкви, и заслуги его в этом отношении весьма велики. Возведённый по преданию, самим Господом в сан епископа Иерусалимской Церкви – матери всех Церквей, он с одной стороны должен был вести беспрерывную борьбу с христоненавистными книжниками Иудейскими, дышавшими злобой против Евангелия и проповедников его; с другой – благоустроять юное христианское общество. Из личных качеств святого Иакова христианская древность в особенности прославляет строгость его нравов и праведность. Он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане; от беспрестанных коленопреклонений, во время молитв о спасении народа, колена его ожестели как у верблюда. За превосходство своей правоты он назван был праведным. Трогательны обстоятельства мученической кончины его. Когда уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами, то Иудеи, книжники и фарисеи, начали говорить и кричать, что таким образом, пожалуй, и весь народ в Иисусе станет признавать Христа. Поэтому, пришедши к Иакову, они сказали ему: «просим тебя, удержи народ, ведь он, в заблуждении, Иисуса признаёт Христом. Вот теперь сошлись все на праздник пасхи: просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это потому, что сами, вместе с народом, свидетельствуем о твоей праведности и нелицеприятии. Так убеди же людей не заблуждаться в рассуждении Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Стань на крыле храма, чтобы сверху ты был виден и чтобы слова твои были слышны целому собранию». А на пасху собрались тогда все колена Иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на крыле храма и потом закричали ему: «праведник! тебе все мы должны верить. Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому: скажи же нам: что такое жертва Иисуса на кресте? Какое понятие нужно иметь об Иисусе»? Иаков громогласно отвечал: «зачем спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседит на небесах, одесную великой Силы, и опять придёт на землю на облаках небесных». Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «осанна сыну Давидову»! А книжники и фарисеи говорили между собой: «ведь мы худо сделали, что приготовили такое свидетельство Иисусу; возьмём и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере от страха, не поверили ему»; и начали кричать: «о, и праведный заблуждает»! Потому они взошли и, сбросив праведного, сказали друг другу: «убьём его камнями»; и начали бросать в него камни. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колени и говорил: «Господи Боже Отче! молю Тебя, отпусти им; они не знают, что делают». Между тем как на него летели камни, некто вскричал: «стойте! что вы делаете? праведник за нас молится». Но в это самое время один суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил ею праведника по голове, и он скончался. На том же месте и погребли его. Над его могилой, подле храма, и доселе стоит памятник. В церковных песнопениях святой Иаков называется Богобратом, учеником Господним и самовидцем Божественных тайн, Апостолом Христовым, преемником Началопастыря Христа и во Апостолах знаменитым, первым иерархом, самодейством Слова помазанным, первым иерусалимлян пастырем и учителем, первопрестольником, светильником Церкви, священномучеником. Ему приписывают составление литургии, которую впоследствии сократили святой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст. Память Апостола Иакова, брата Божьего, 23 Октября.

61. Гефсимания известна в истории страданий Господа. Это название производят от еврейского слова гат-шемане, масличный гнёт, или от гей шимане, масличное поле: то и другое указывает на обилие масличных деревьев, которые и ныне ещё можно видеть на этом месте. Латины оградили сад Гефсиманский, с восемью уцелевшими в нём маслинами, близ тех камней, где указывают ложе трёх Апостолов и страшное место Иудина лобзания.

62. Иерофей дивный был один из числа сотоварищей Дионисия (см. примечание 58): подобно ему, хотя несколько позже, он обращён был в христианскую веру святым Апостолом Павлом, и впоследствии рукоположен был им во епископа. Святую жизнь свою он окончил подвигом мученичества (Четьи Минеи Октября 4).

63. У древних евреев только цари и пророки были погребаемы в городах; все же прочие обыкновенно за городом. Гробы древних Евреев, как и других восточных народов, были устрояемы в пещерах или гротах, осеняемых тенистыми деревьями. Эти пещеры были или естественные, или искусственные, нарочито иссечённые в скале. Люди знатные считали неприличным быть погребёнными с простыми, а потому имели свои семейные и наследственные пещеры. Кто имел свою погребальную пещеру и умирал в чужой земле, тот заповедовал похоронить себя в своей пещере. Для обыкновенных людей были назначены общие места погребения. Из предосторожности против хищных зверей, особенно шакалов, отверстие пещер заграждали огромными камнями. В настоящее время путешественник может видеть множество таких пещер в Палестине, Сирии и Аравии. Тела умерших, обвитые полотном и полотенцами, полагали или в ниши, устроенные в стенах пещеры, или же на особом ложе во внутренности пещеры.

64. Все чудесные события, окружавшие Успение Пресвятой Богородицы, святойИоанн Дамаскин возводит к древнейшему преданию Иерусалимской Церкви. В слове II на праздник Успения Божьей Матери он говорит, что император Маркиан и императрица Пульхерия просили Иерусалимского епископа Ювеналия и отцов Халкидонского IV Вселенского Собора сообщить им сведения относительно честно́го Успения Приснодевы. Епископ изложил следующее: «хотя о событиях при Успении Богородицы нигде не написано в Боговдохновенных книгах; однако же мы знаем по древнему и вернейшему преданию, что ко времени этого блаженного Успения собрались в Иерусалим все святые и Апостолы, проповедовавшие в разных странах мира Евангелие, быв восхищены в одно мгновение по воздуху. Здесь представилось очам их ангельское зрелище и слышалось божественное пение вышних сил: так с небесной славой Она предала святую душу в руки Божьи. Богоприемное тело Её, с пением Ангелов и Апостолов, было погребено в Гефсимании; и на этом месте целые три дня Ангелы непрестанно пели. Когда же прекратилось это пение, Апостолы, присутствовавшие там, открыли гроб, потому что один из них, именно Фома, не бывший при погребении и пришедший на третий день, желал поклониться Богоприемному телу. Но священнейшего тела не нашли: лежали только плащаницы, и от них исходило неизреченное благоухание – и опять закрыли гроб. Поражённые удивлением к такому таинственному событию, Апостолы решили между собою, что Слово Божье и Господь славы, благоизволивший восприять плоть и человечество в единство Своей ипостаси и сохранившей девство Матери Своей, – и по исшествии Её восхотел, прежде всеобщего воскресения, почтить чистое тело Её нетлением и преложением. Были тогда с Апостолами и святейший и первый Ефесский епископ Тимофей и Дионисий Ареопагит, а также блаженный Иерофей, как об этом пишет сам Дионисий». Святой Андрей Критский указывает на многие обстоятельства Успения Богородицы, как на события, известные в Церкви: например на собрание Апостолов и Ангелов; на погребение в Гефсимании; на преложении на небо тела Богоматери. Устное местное предание говорит, что когда Апостол Фома вышел из погребального вертепа Матери Божьей, то, для утешения его в скорби, Она благоволила ниспослать ему с неба пояс от своей ризы.

65. Здесь скрывается основание пасхального артоса, предлагаемого в православных храмах в дни святой Пасхи и потом раздаваемого верующим.

66. Здесь начало благочестивому обычаю, соблюдаемому в обителях в конце трапезы возвышать с молитвой часть хлеба во имя Пресвятой Богородицы, по чину «панагии». Под словом «Панагия» (Всесвятая) разумеется Божья Матерь.

67. Епифаний, монах X века, составил Житие Пресвятой Богородицы, на основании древних преданий. Георгий Кедрин, монах XI в., оставил Хронику от сотворения мира до 1059г.

Глава из книги "Сказания о земной жизни
Пресвятой Богородицы"