Иконография праздника Рождества Христова

Икона праздника Рождества Христова. Фрагмент иконостаса Михаило-Архангельского храма г. Липецка

На иконе Рождества Христова одновременно изображаются многие события, связанные с праздником воплощения Бога Слова, пришедшего на землю ради спасения рода человеческого.

«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»

В центре композиции иконы – Богоматерь. Обычно Она представлена лежащей в задумчивой позе, что указывает на Ее сокровенные размышления о домостроительстве Божием, сохраняющей в сердце все слова, указывающие на Искупительный Подвиг Ее Сына.

Богородица возлежит на красной подушке, символизирующей царское ложе, как приличествующее Матери Спасителя, а также цвет мученичества, напоминая о багрянице, которую оденут воины на Ее возлюбленного Сына.

Богородица изображена отвернувшейся от Младенца Христа. Такое положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец, принадлежит всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать Заступницей и Утешительницей.

Гора, в которой изображены пещера с яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера истолковывается святыми отцами как Ее чрево. Пещера символизирует также падший мир, в котором воссияло Солнце Правды — Христос.

«В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…»

Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Младенец Иисус спеленат подобно покойнику, а ясли, в которые Он положен, напоминают гроб – Христос пришел в этот мир, чтобы Своей Смертью спасти людей. 

Ближайшими ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в Евангелии, но традиция связывет их изображение с исполнением пророчества Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Кроме того, вол символизирует еврейский народ, который ждал Спасителя, а осел – весь языческий мир. И между ними изображается Божественный Младенец, освобождающий их от рабства греха.

В русской традиции вол и осел часто заменяются в иконографии на обычных в сельском хозяйстве корову и лошадь.

«Ангели с пастырьми славословят…»

На иконе Рождества изображаются пастухи и волхвы. Пастухи, первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые, искренние души. Во время Своей проповеди Господь возвысит образ пастуха, сказав о Себе «Аз есмь Пастырь добрый». Пастыри на иконах Рождества выражают также удивительный детский восторг и доверие Богу, на которые способны лишь «чистые сердцем» и «нищие духом». Тут же изображается и благовестие Ангелов.

«…и звездою учахуся»

Вверху иконы изображена звезда, которая привела к месту рождения Спасителя волхвов. По толкованию святителя Иоанна Златоуста звезда была не просто физическим явлением, но особой разумной ангельской силой, поэтому на некоторых поздних изображениях праздника Рождества звезда заменяется Ангелом.

«Тебе кланятися, Солнцу Правды»

Волхвы обычно изображаются мужами трех возрастов: молодой, средний и старый. Этим иконописец показывает, что в любом возрасте можно прийти к спасению. Но именно молодой указывает на Младенца, тем самым давая понять, что в раннем возрасте обрести Господа лучше.

Многие святые отцы считали волхвов не просто мудрецами, но царями – согласно с древним пророчеством: «цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71. 10-11).

Волхвы приносят в дар Младенцу Христу золото, ладан и смирну. По толкованию Иоанна Златоуста они символизируют науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу. Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана) и Человеком (приношение смирны).

«Слава в вышних Богу»

В верхней части композиции представляется Ангельское воинство, славословящее и поющее: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а с ними и всех людей, что напоминает Литургию, когда православные прославляют Бога ангельским пением: «Свят Господь Саваоф».

«И на земле мир»

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Изображение купания Младенца свидетельствует о действительном Боговоплощении. В купании Младенца можно также видеть прообраз Крещения Господня и последующее установление Крещения как Таинства Церкви.

Необходимый элемент иконографии Рождества — изображение сидящего в задумчивости праведного Иосифа Обручника. Над ним стоит старик в козлиных шкурах, под которым толкователи часто разумеют диавола. Кривая клюка старца символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом, желая оклеветать Пречистую Деву после Благовещения. Лукавый, который принимает для нашего обольщения разные облики, искушает Иосифа сомнениями: «Каким образом юная Обручница оказалась беременной?..»

В Израиле был обычай: женщину, совершившую прелюбодеяние, после рождения ребенка побивали камнями. Рублев показывает мучения праведника, который не хочет подвергать Марию позорному наказанию и думает тайно отпустить Ее. Из Евангелия мы знаем, что ему является Ангел и разметает все сомнения словом Правды Божией.

Вся икона залита белым светом – светом Божественного Преображения. Боговоплощение озарило все уголки мира зарей Дня Невечернего, который мы предвкушаем в празднике Рождества Христова.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе

По материалам сайтов: Азбука веры и Православие.ру