История праздника Сретения Господня

Сретение Господне. Икона Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря

Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.)

По наступлении сорокового дня, Пресвятая Дева, в сопровождении Иосифа, отправилась с Божественным Сыном Своим из Вифлеема в Иерусалим, чтобы там в храме исполнить всё, предписанное законом. По закону Моисееву, мать, разрешившаяся от бремени младенцем мужеского пола, считалась в продолжение 7 дней нечистой и, кроме того, 33 дня не могла приходить в храм, участвовать в общественном Богослужении и прикасаться к чему-либо священному; по прошествии же сорокадневного срока очищения, являлась в храм и приносила очистительную жертву: женщина достаточно состоятельная – однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех; а бедная – двух горлиц или двух голубей. Если младенец был новорождённый, то, сверх этого обряда очищения над матерью, совершался ещё над младенцем обряд представления его Богу. Эта заповедь о первенцах была дана народу Иудейскому в память благодеяний Божьих, явленных ему при изведении из Египта, когда Ангел, погубив в одну ночь всех первенцев египетских, не коснулся еврейских.

Посвящённые таким образом, Богу первенцы назначаемы были на служение Ему в храме, становясь как-бы собственностью Его. Но как для служения скинии и храму предназначены были левиты, которых Господь принял от сынов Израильских вместо первенцев, то за последних, приносимых от всех других колен, определён был выкуп, состоявший из пяти священных сиклей серебра.

Сретение Господне. Фрагмент иконостаса надкладезного храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря

Для исполнения этих обрядов Матерь Божья пришла в Иерусалимский храм, хотя, как неискусобрачная и Пречистая Дева – по замечанию святого Василия Великого – «не была повинна закону очищения». Как сам Господь говорил, что Он пришёл не разорить закон, но исполнить и возвести к лучшему разумению: так и Пречистая Матерь Его благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к закону. Не превозносясь чистотой Своей, Она, по чувству высокого смирения, включила Себя в число обыкновенных жён и, придя к вратам храма, стояла на месте, назначенном для родивших. Она принесла с Собою и жертву, но не такую, какую приносили люди богатые; Её жертва была жертва убогих; и то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждаемо чувствами чистейшей души Богоматери.

Святитель Димитрий Ростовский.
Икона Димитриевского храма села Пушкино Добринского района

Святой Димитрий Ростовский представляет Её, при этом случае, обращающей к Богу Отцу такие слова: «се Сын Твой, Отче Преведный! Се Сын Твой, Которого Ты послал воплотиться от Меня для спасения человеков! Ты родил Его прежде веков без матери; а Я, по Твоему благоволению, родила Его без мужа! Се единственный плод Мой, зачатый во Мне Духом Твоим Святым, и Ты один ведаешь, как Он произошёл от Меня! Он Мой первенец; Он Твой первейший, Тебе единосущный и собезначальный, сошедший от Тебя, но не отшедший от Божества Твоего! Приими же Первенца Твоего, с Которым Ты сотворил века и повелел воссиять свету! Приими воплотившееся от Меня Слово Твоё, Которым Ты утвердил небеса, поставил землю и собрал воды морей! Прими Сына Твоего от Меня, земной Матери Его! Устрой Его и Меня по воле Твоей Святой, и да искуплен будет Его плотью и кровью весь род человеческий»!

В то время, когда Пречистая Дева Матерь предстала в храме для исполнения того, что следовало по закону очищения и искупления первородного, пришёл сюда и убелённый сединами старец Семеон, как-бы представлявший в лице своём Ветхий Завет, столь пламенно ожидавший пришествия Мессии.

Евангелие не показывает, к какому званию принадлежал Симеон; но, основываясь на том, что он принял в храме младенца Иисуса на свои руки, и при этом восхвалил Бога и благословил Марию и Иосифа, некоторые полагают, что он был одним из священников Иерусалимского храма. В церковных песнопениях он называется «священнодетелем», «священником», и даже «святителем», «приносившим законные жертвы и очищавшим кровными жертвами люди Израилевы». Но Евангелие, умолчав о звании Симеона, изображает нравственные качества его, говоря, что он был человек «праведный и благочестивый», исполнял все обязанности в отношении к Богу и ближнему и имел живую веру в грядущего Избавителя, с нетерпением ожидая дня Его пришествия; почему и сделался избранным сосудом Святого Духа: «Дух бе Свят в нем». Подобно другим ветхозаветным праведникам, Симеон готовился умереть с верой в непреложное исполнение обетований Божиих; но Дух Святой возвестил ему, что он получит лучший жребий и не умрёт, не увидев Христа Господня. После такого откровения он жил в надежде узреть Спасителя и с радостью созерцал продолжение долгих дней своих.

[Есть мнение, что Симеон был сыном знаменитого Гиллела и отцом Гамалиила, учителя святого Апостола Павла. Говорят, что он, будучи одним из учёнейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, при переводе святых книг, по желанию Египетского царя Птоломея, с еврейского языка на греческий. Об этом-то времени собственно и повествуется, что Симеон, переводя книгу пророка Исаии, остановился на известном пророчестве «се Дева во чреве приимет» и хотел поправить это место, потому что ему казалось невероятным и невозможным рождение сына от девы; но явившийся Ангел запретил исправлять пророчество и сказал, что он сам увидит исполнение этих пророческих слов и до тех пор не умрёт. По этому преданию, святому Симеону во время Рождества Христова даётся более 300 лет. Имя Симеон означает услышание.]

В день принесения Предвечного Младенца в храм, Дух Святой повелел Симеону идти туда и дал уразуметь ему значение всего совершающегося. Приблизившись к Благодатной, Симеон взял из рук Её Новорождённого и, благословив Бога, в священном восторге воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром!» «Долго я ждал Тебя – как-бы так говорил он – желая зреть Твоё пришествие; и вот наступил тот блаженный час, о котором Ты предсказывал мне, Владыка жизни и смерти! Теперь нет уже более причин держать меня на земле; равно как и для меня нет уже отныне более целей жизни, ибо главнейшая мной уже достигнута: я увидел Тебя, и теперь могу успокоиться! Обрадованный, иду я благовествовать радость праотцам и отцам моим, «яко видесте очи мои спасение Твое!» Я видел Того, Кого так пламенно желали видеть патриархи и цари наши, видел – не образ и не сень, а самое спасение Твоё, «еже еси уготовал пред лицем всех людей!» Спасение Твоё не для одних Иудеев, но для всего рода человеческого. О, всеблагой Отец светов! пред грядущим мне мраком смерти я вижу спасительный свет Твой: Он воссиял здесь, но разольётся по всему миру и осияет все народы; это «свет в откровение языков», имеющий разогнать гибельную тьму их: он явит им Тебя, истинного Бога и Спасителя, и, происходя из среды Тобой хранимого народа, послужив «в славу людей Твоих – Израиля!» От востока солнца и до запада, народы всех стран и колен, отныне и до века, ублажат патриархов наших, веровавших в грядущего Искупителя; прославят Пророков, предсказывавших о пришествии Его; прославят и ублажат Пресвятую Матерь Твою; боголепно почтут и Твой, о Отец, Божественную вечную славу! Так, Владыко Господи, я вижу теперь и осязаю жизнь и свет всего мира, славу Израиля и утеху всех верующих. Чувствую, что, приложив это сокровище к моему сердцу, я соединился с Ним духом, и потому нет уже для меня более жизни земной, а открыта жизнь новая, бесконечная! Отпусти же, Владыко, раба Твоего, по глаголу Твоему, с миром»!

Икона Божией Матери "Симеоново проречение". Христо-Рождественский храм Липецка

После этого Симеон, возвращая Младенца в руки Матери и благословляя Её и Иосифа, провидя, силой того же всё озаряющего Духа Божьего, крестные страдания Богочеловека и слёзы, и скорбь Его Пречистой Матери, предрёк Ей грядущее, близко касающееся Её: «се лежит Сей на падение и на возстание многим во Израили и в знамение пререкаемо [предмет пререкания]; и Тебе же Самой душу пройдёт оружие, яко да открыются от многих сердец помышления». «Не все воспользуются спасением, принесённым на землю Божественным Сыном Твоим: для тех, которые уверуют в Него и последуют за Ним, Он будет восстанием от падения; а для тех же, которые, по упорству во зле, отвергнут Его, Он послужит поводом к конечному падению и гибели их. Во всю жизнь Он будет предметом противоречий. Одни будут говорить о Нём: «благ есть»; другие же «ни, но льстит народы» (Ин.7:12). Одни скажут: «сей есть Христос»; а другие: «егда от Галилеи Христос приходит»? (Ин 7:41). Одни станут доказывать: «егда Христос приидет, еда больша знамения сотворит, яже Сей творит»? (Ин. 7:31); а другие будут утверждать, что Он изгоняет бесы «о вельзевуле, князе бесовстем» (Мф. 12:24). Одни с твёрдостью исповедуют: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28); другие возразят: «еда кто от князь верова в Он, или от фарисей»? (Ин. 7:48). Неверие последних достигнет до того, что они предадут смерти своего Спасителя; Ты будешь скорбящей свидетельницей этого, «и Тебе Самой душу пройдет оружие». Терние венца Его, гвозди, копьё, Его прободающее, Его раны, Его болезненный вопль и умирающий взор – глубоко пронзят Твоё материнское сердце. Не менее сильно уязвят Тебя бесчисленные и безотрадные мысли, быстро сменяющиеся в душе, удручённой горем». «Симеон пророчествует – говорит святой Василий Великий – о Марии стоящей у креста, видящей и слышащей совершающееся: после слов Гавриила, после уразумения тайны Божественного зачатия, после многих чудес, посетит и Твой душу некоторое сомнение». «Оружием или мечом, проходящим душу – говорит святой Амфилохий, епископ Иконийский –названы здесь бесчисленные и безотрадные помышления, рассекающие и поражающие душу и сердце, и переменившиеся в радость и веселье после Воскресения».

В это время, когда так беседовал праведный Симеон с Пречистой Девой, подошла к ним святая Анна и также начала, под наитием Духа Святого, провозглашать Младенцу хваления и благодарить за Него Бога от имени всех ожидавших Его пришествия. Евангелист говорит о ней: Анна Пророчица... «в той час приставши, исповедашеся Господеви и глаголаше о Нём всем чающим избавления в Иерусалиме». Анна – по свидетельству Святого Писания – была дочь Фануилова, от колена Асирова, которое отличалось богатством, силой и, вместе с тем, кротостью и миролюбием. По прошествии семи лет супружества лишившись мужа, она всецело посвятила себя на служение Богу в храме Иерусалимском и проводила там все время в посте, молитве и трудах. Среди этих подвигов благочестия, она достигла 84 лет, и Господь даровал ей великое счастье узреть и прославить Своё Божественное воплощение.

Из книги "Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы"