«След жизни…» Слово Высокопреосвященнейшего митрополита Никона

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение… чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп 2:12, 15).

Дорогие мои, ничто на земле не проходит бесследно. Каждое дело, каждое слово, все наши мысли и чувства обязательно оставляют за собой след: добрый или злой. Жизнь любого человека приносит свой плод, который, хотим мы этого или нет, отражается на судьбах наших ближних, наших детей и последующих поколений.

К нам, в Задонский монастырь, ежедневно приезжают тысячи паломников. Отрываясь от мирских забот, люди устремляются сюда. Что влечет их? Здесь святое место – и, умиротворяясь, осуечённое сердце откликается миром и радостью: здесь благостно. Но было ли так всегда?

Почти три столетия назад в эту обитель удалился на покой воронежский епископ Тихон. Из-за тяжелой физической болезни он оставил кафедру, вместе с этим отказался и от любых привилегий, а в монастыре предпочел жить скромнее всякого послушника. Его сердце болело о другом: о крайней духовной безграмотности народа, о язычестве, захватившем умы людей, об отсутствии покаяния, сыновней веры и любви к Небесному Отцу, – о том, что потребность спасения души никем не закладывалась в основу жизни простого человека.

Святитель Тихон Задонский беседует с народом. Фреска Владимирского собора Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря

Владыка много ходил по окрестностям, привечал ребятишек, говорил с мужичками, выслушивал их тяготы, наставлял кратким словом, поддерживал советом, с искренней кротостью раздавал нуждавшимся «копеечку», да так, чтобы не растревожить доверившиеся ему смущенные души… Епископ Тихон действительно стал батюшкой народным, чье милующее, сострадающее сердце изливалось в молитву болью и о себе, и обо всем мире. Поэтому Благодатью Духа Божия освящалась и жизнь вокруг него – заблудшие, исстрадавшиеся от грех, сердца обретали радость, обретали Бога.    

Прошли века… А духовные плоды земного пути святителя Тихона до сей поры освящают даже наше никчемное существование – служат спасительным «маяком» для всех немощных, скорбящих, унывающих… Мы спешим к Задонскому чудотворцу, нам нравится соприкасаться со святыней, с Духом Божиим. Но освящается ли от этого наша жизнь? Бережем ли мы полученную Благодать, если, возвращаясь домой, в повседневности отступаем от Бога, увлекаемся грехом и не задумываемся о последствиях такого выбора…

*   *   *

Адам был по чести выше всех живых существ: он имел радость общаться с Самим Творцом и возможность стремиться к Его совершенству, у него было все, и даже животный мир подчинялся ему. Но Адам пал… Согласился со злом – согрешил, отступил от Бога… Эта величайшая трагедия сотрясла все мироздание: тяжким отпечатком зла, зародившим безумие и смерть, обернулось грехопадение не только для человеческого естества, но и для всей природы, которая, прежде ликуя, каждым дыханием славила своего Творца. Уязвлённые духом злобы животные стали уничтожать друг друга, и даже мельчайшие насекомые наполнились смертоносным ядом.  

Да, Адам согрешил, но, переживая трагические последствия и пожиная смертоносные плоды своего непослушания Богу, он более 900 лет приносил Ему сыновние слезы покаяния, всецело возлагая на себя вину за все зло, происходящее в мире.

Дорогие мои, давайте остановимся. Давайте задумаемся: а какой след на земле за собой оставляем мы?

Многие из нас уже преодолели более половины своего земного пути. Но каким духом полны наши мысли, чувства, дела и стремления: Христовым или Ему сопротивным? Воля Божия или воля противника Его стала нашим жизненным курсом? Созидаем или разрушаем? Освящаем или оскверняем? Воскрешаем или убиваем? Что проповедуем: ложь или Истину? Что избираем: духовное трезвение или же пьянство и расслабление?.. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь: или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим 6:16), – говорит апостол Павел.

Не нужно спешить с выводами. Важнее быть честным пред своей христианской совестью. Давайте ответим на простой вопрос, что выбирает современный человек – целомудрие или блуд? Что для него вожделенно? – Конечно, блуд! Эта страсть возведена на пьедестал: блудный дух почитается достоинством нашего времени. И наши дети, воспринимая систему таких «ценностей» как заповедь, с молодых лет стремятся к усвоению этого смертного порока – стремятся так же, как всего лишь век назад юноши и девушки искали свое сокровище в добродетельной чистоте целомудрия. Но ведь святые отцы говорят: когда люди начнут гордиться блудом и потеряют способность к покаянию, это станет верным признаком и причиной приближения последних времен…

*   *   *

Думаем ли мы, что эти святоотеческие слова могут быть о нас? Нам надо понимать:  если, забывая о Священном Писании и заповедях Христовых, мы проводим свою жизнь на просторах интернета и жадно усваиваем предлагаемые нам «заповеди» современного мира, то наше сердце наполняется уже совсем другим духом – не Божиим. И, сочетая с ним свою волю, мы начинаем уклоняться от истинного добра – от пути спасительного.

Да, дорогие, если мы не понуждаем себя жить по Слову Божию, не приносим покаяния, наше сердце постепенно перерождается под действием страстей и пороков. Они разрастаются в нас так, что подчиняют себе и разум и душу – человек становится совсем другим. Грех, усвоенный как норма, помрачает наш взгляд на жизнь, подобно тому как чернила, попадая в стакан с водой, лишают ее чистоты. Тогда ко греху мы уже начинаем стремиться, как к благу, а всё, что заповедано Богом, постепенно начинает казаться нам злом. Сердце, напитываясь духом самолюбия и гордости житейской, подчиняет себя похоти плоти и начинает искать земных «блаженств»: денег, власти, роскоши, лакомств, зрелищ – плотских услаждений и опьянения. «Ешь, пей, веселись – один раз живем!»

Но святитель Тихон говорит: «Всякое беззаконие и грех для христиан должны быть мерзки, ибо оскорбляют Отца их Небесного, и отлучают от Него согрешающего, и лишают его высокого христианского благородства, и делают подлейшим невольником своим, ибо "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин 8:34)». Конечно, если душа попадает в такое рабство, тогда неприемлемым для человека становится любой Божий призыв. Мы противимся Богу, а на Богослужениях чувствуем себя как в капкане:

– Поскорее бы все это закончилось! – думаем, погладывая на часы. – Да что они тут говорят?! «Не прелюбодействуй», «постись», «молись», «не обижай», «не осуждай», «смиряйся»… Зачем все это нужно?! А, на улице, сейчас солнце, пение птиц, цветение трав, шелест листвы деревьев… Жизнь кипит: интриги, шоу, увеселения, мода, интернет!..

И если ЭТО выбор нашего сердца, тогда не будем искать виноватых, глядя на трагические судьбы этого мира, т.к. все происходящее на нашей планете в первую очередь определяется духовным состоянием человечества. Что гнездится в наших сердцах? Похоть очей, похоть плоти, гордость, сребролюбие, ложь, ненависть, зложелательство, ревность, нелюбовь… А по слову апостола, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19), – так какой след мы оставляем на земле? Войны, катастрофы, катаклизмы, эпидемии, онкологию, детскую смертность… – кругом трагедии, боль, слезы. Быть может, нам пора задуматься и о том, что, удаляясь от Бога и усваивая дух страстей и пороков – дух злобы поднебесной, мы всё же действительно приближаем конец времен?

*   *   *

Дорогие мои, Господь еще долготерпит: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Поэтому и для нас еще светит солнце, текут реки, плодоносит земля, а цветы покрывают луга великолепными пестрыми коврами… У нас еще все есть: и семьи, и дети, и кров, и хлеб, и вода… Но нет радости. Потому что своим непотребством мы изгнали Благодать Святаго Духа из наших сердец, а значит, приближаем время скорбей и испытаний. «Ибо многие… – говорит апостол Павел, – поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3:18-19). 

Но Господь хочет нас спасти и таких! Хочет избавить нас от той муки, которая, если не покаемся, будет уже нескончаемой, вечной. Он говорит, что «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13). А зачем? Чтобы вспомнили, к сколь высокой чести мы призваны: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (1 Ин 3:1, Рим 8:17), – напоминают святые апостолы.

Значит, ради того и попущено быть скорбям и испытаниям, чтобы в их горниле очистилось золото наших душ: чтобы мы задумались о своей вечной участи, чтобы встрепенулись, проснулись, захотели освободиться от рабства похотям плоти и гнета воли диавольской; чтобы в скорбях и болезнях мы хоть немного скинули с себя эти греховные оковы, взыскали своего Спасителя и, подобно Адаму, принесли Ему свою любовь и глубокое сыновнее покаяние.

С чистой надеждой нас к этому призывает и святитель Тихон: «Человек, оставь беззаконное житие, и, начав новое, христианское, прибегни к Богу с сожалением сердечным и раскаянием, что согрешил пред Ним, и исповедай пред Ним заблуждение свое, и молись с Давидом: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба твоего» (Пс 118:176). Так начав, стой и утверждайся в добром начале твоем и молись Самому Богу, чтобы силою Своею укрепил тебя… Тогда возвратится к тебе христианское благородство, которого как и себе, так и тебе от всего сердца желаю».

*   *   *

Дорогие мои, нам давно пора задуматься не только о том наследии, которого можем лишить себя в Вечности, но и о том, которое мы оставим нашим детям здесь, на земле. Поэтому давайте изучать Священное Писание, наполнять Словом Божиим свои сердечные переживания о жизненной необходимости стать другим – новым, Божиим. Давайте не только собираться у мощей святителя Тихона и получать от него благодатное утешение, но будем учиться еще и внимательно всматриваться в его житие – искреннее, скромное, но освященное нетленной красотой животворящего Духа Христова. Он свят – это уже навечно. И он таков, каким заповедано быть каждому из нас.

Будем же, как говорил апостол, «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете», исполняться познанием Воли Его во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступать достойно Бога и во всем угождать Ему, принося плод во всяком деле благом, укрепляясь во всяком терпении и великодушии с радостью (ср. Кол 1:9-12). Давайте в наследие грядущим поколениям оставим нетленные плоды Духа Божия: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23), – чтобы и нашим детям быть неукоризненными, непорочными и чистыми чадами Божиими. Аминь.

Альманах «Задонский паломник» № 107