«Сим победиши». Проповедь Преосвященнейшего епископа Евфимия в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Проповедь викария Липецкой епархии, секретаря Липецкого Епархиального управления Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Христо-Рождественском кафедральном соборе Липецка, 27 сентября 2017 г.

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы воспоминаем событие Воздвижения Честного Креста Господня, история которого возводит нас ко временам правления Римской империей равноапостольного императора Константина Великого. После видения им в небе Креста с надписью «Сим победиши» император возгорелся желанием найти Крест, на котором был распят Спаситель.

На поиски святыни отправилась мать императора благочестивая царица Елена. Это произошло спустя 300 лет после свершения евангельских событий. Иерусалим к тому времени был настолько разрушен императорами-язычниками, пытавшимися стереть с лица земли всякую память о Господе нашем Иисусе Христе, что найти место Голгофы было очень сложно.

Но, по милости Божией, поиски увенчались успехом. Было обретено три креста. Как мы помним, рядом со Спасителем были распяты два разбойника. Дощечка с надписью, некогда прибитая по приказанию Пилата, лежала отдельно от Креста. Возник вопрос, как же понять, на котором из трех крестов был распят Спаситель? Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий повелел приложить кресты поочередно к покойнику. При возложении Креста Господня усопший ожил. Увидев такое чудо, все стали прославлять Животворящий Крест Господень, при осенении которым тут же исцелилась и тяжело больная женщина.

На месте Голгофы и Гроба Господня императором Константином Великим был воздвигнут великолепный храм в честь Воскресения Христова. Сразу же после его освящения в 335 году было установлено на следующий день праздновать событие обретения Честного и Животворящего Креста.

Крест, освященный Пречистой Кровью Спасителя, соделался, по неизреченой любви Божией к роду человеческому, из орудия проклятия и позорной казни для рабов, орудием нашего спасения.

Крест Господень освящает всю нашу жизнь. Во исповедание нашей веры мы носим нательный крест как знамя победы Христа над супостатом. Призывая имя Божие, мы также осеняем себя крестом; крестным знамением мы благословляем наших детей.

Но каждый человек несет еще и внутренний крест, по слову Спасителя: «…и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10:38).

Внутренний крест заключается в терпении скорбей, болезней, испытаний; в борьбе со своим самолюбием, гордыней, эгоизмом. Ради Христа мы должны попирать свое ветхое, греховное «Я», являть любовь и милосердие к ближнему. Переступая через себя, мы должны отвергать все, что удаляет нас от Бога: свои интересы, немощь, злые эмоции.

Мы должны стремиться к такому устроению души, о котором сказал апостол Павел: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6:14).

По толкованию святителя Иоанна Златоуста «миром» апостол Павел называет «не небо и землю, но дела житейские – похвалу от людей, почет, славу, богатство и все подобное, что кажется обыкновенно блистательным. «Все это, – говорит, – стало для меня мертво».

Мы распинаемся миру тогда, когда отвергаемся пороков и грехов, противодействуем страстям, удаляющим нас от Бога. Иногда нам становится невыносимо трудно и кажется, что нет креста, тяжелее нашего. Пусть же в минуты малодушия, которые могут наступить у каждого человека, вас утешит притча о премудром домостроительстве Божием, не попускающем человеку несение креста, превышающего его силы.

Один человек роптал на свою жизнь и просил Бога дать ему крест полегче. Находясь в молитве, он задремал. В видении ему открылась большая комната со множеством крестов. Там были большие и маленькие кресты, каменные и деревянные, золотые и серебряные, украшенные драгоценными камнями и совсем простые. К нему подошел Ангел и предложил самому выбрать крест. Долго этот человек перебирал кресты, беря сначала драгоценные и большие, но не мог их сдвинуть с места. Наконец, он увидел маленький деревянный крестик и легко поднял его. «Вот этот крест я смогу понести», – доверчиво сказал он Ангелу. Небесный спутник улыбнулся и ответил: «Но это и есть твой крест».

Напрасно, дорогие, мы верим приходящим помыслам, будто наш крест тяжелее, чем у других. У Господа все измерено – каждый несет именно тот крест, которые поможет ему победить свои страсти и войти в жизнь вечную. Дорогие, крест – не наказание. Крест – это наше спасение.

Только нести его надо с молитвой, терпением, благодарением Богу. Не надо оглядываться на других, которым, как нам кажется, живется легче. Мы не знаем их подлинной жизни, не знаем тяжести их внутреннего креста. Ведь внешняя картина, которую мы можем видеть, зачастую очень отличается от внутреннего содержания.

Поздравляя вас еще раз с великим праздником Воздвижения Креста Господня, хотел бы пожелать, чтобы мы старались не «примеривать» к себе кресты ближних, но стараться помогать им нести их, как повелевает нам то Слово Божие: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6:2).