Пусть пример их жизни воодушевит нас. Проповедь Преосвященнейшего епископа Евфимия

Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник святителя Григория Богослова и священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в Рождество-Богородицком храме села Ленино Липецкого района, 7 февраля 2018 г.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Спасителя о добром пастыре: «<…> пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит» (Ин 10:11-12). Из этих строк, которые в первую очередь относятся к духовенству, мы видим главное отличие пастыря от наемника – первый заботится о благе пасомых, а второй – о личном благополучии.

Таким добрым пастырем был святитель Григорий Богослов, возглавлявший Константинопольскую кафедру в середине IV века. Служение на одной из самых приближенных к царскому двору кафедр Византийской империи было делом ответственным и непростым – слишком много завистников и недоброжелателей появлялось у верных служителей Божиих, обличавших порочную жизнь и двоедушие мнимых христиан. Не обошла клевета стороной и святителя Григория.

Много пришлось ему претерпеть и от еретиков, против которых он словно броней вооружался словом правды и истины. За дар красноречия, умение глубоко проникать в суть Христова учения святого Григория подобно апостола Иоанна стали именовать Богословом.

Интриги зложелателей, искавших славы человеческой, но небрегущих о славе Божией, вынудили святителя Григория оставить Константинопольскую кафедру. Святой подвижник решил пожертвовать собой ради сохранения мира Церкви. Впрочем, покидая Константинополь, он не скорбел об оставлении прежней жизни, ибо сердце его с юных лет устремилось к молитвенному уединению и богословию.

«Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе», – говорил святитель, видя в этом свое главное служение.

Уединившись в отцовское имение в Арианзе, Григорий Богослов вел скромную жизнь, питаясь от трудов рук своих. Остаток дней он посвятил утверждению Православия своими письмами и стихами.

Творения святителя Григория Богослова легли в основу «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

…В этот день мы совершаем также память другого великого святого – священномученика Владимира, митрополита Киевского, – первым из иерархов принявшего мученическую кончину за Христа в революционные годы прошлого века.

В жизни священномученика удивительным образом прослеживается действие Промысла Божия и полного предания себя подвижником воле Творца.

После духовного училища и семинарии в родном Тамбове, он поступает в Киевскую Духовную академию, которую оканчивает со степенью кандидата богословия. 

Женившись, талантливый и скромный юноша принимает сан священнослужителя. Кроткий и деятельный пастырь быстро снискал любовь и уважение прихожан. Казалось, жизнь течет безоблачно – трудись, радуйся и прославляй Бога.

Но вскоре трагически уходят из жизни любимая супруга и единственный ребенок. Потрясенный горем молодой священник усматривает в этом волю Божию, уготовавшего ему иной путь, и принимает монашеский постриг.

Впоследствии ему пришлось нести архиерейское служение на многих кафедрах Русской Православной Церкви. И везде архипастырь уделял особое внимание устроению церковноприходской жизни, духовно-нравственному просвещению мирян, делам христианского милосердия и благотворительности.

Вспоминая о служении святителя в Москве, его современник писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, Владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы, привлекая сердца церковной и патриотической России».

В 1912 году митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру. Находясь вблизи царской семьи, Владыка открыто обличал Распутина, что послужило его переводу в Киев.

Годы революции он встретил в Киево-Печерской Лавре. Вооруженные люди ворвались в келию подвижника. После многих издевательств его расстреляли за стенами обители. «Господь вас да простит», – такими были последние слова священномученика, обращенные к убийцам.

Владыка остался до последнего вздоха верным учеником и последователем Христовым. Подражая Спасителю, смиренно восшедшему на Голгофу, чтобы принести Себя в Жертву за род человеческий, с благословением на устах принял мученическую кончину за Христа добрый архипастырь.

Он жалел людей, разум которых помрачил диавол, сделав их послушными исполненителями злой воли, творя их руками кровавые расправы. В те годы настоящее безумство охватило народ. Одна графиня вспоминала, как бывшая прислуга с жестокостью изгнала их семью из дома.

– Разве мы плохо к вам относились? – спросила она слугу.

Тот смущенно пожал плечами:

– Да, нет… Просто время такое – вся власть народу…

Но, как свидетельствует история, власть, «данная» врагом рода человеческого, народу на пользу не пошла – братоубийственная война захлестнула всю страну. С неимоверной жестокостью расправляясь с духовенством и православными мирянами, «безбожники» даже не могли объяснить, чем вредны обществу верующие люди. Не задумывались они и над вопросом: как можно пылать ненавистью к Тому, в Чье существование ты даже не веришь? Иначе бы они поняли, что такую ненависть к Богу и Его служителям влагали им в души падшие демоны – «верующие и трепещущие» Его (см. Иак 2:19). 

…Сегодня мы совершали память двух святых. Они жили в разные эпохи, в разных государствах. Что же объединяло их? А объединяло их то, что роднит и всех христиан: избрание узкого и тернистого пути, ведущего в Царство Божие (Мф 7:14).

Пусть же пример их жизни воодушевит нас крепко подвизаться против всякого греха и беззакония, удаляющего нас от Истинного Бога. Ибо без Творца нет счастья человеку. Да, мы можем иметь какие-то блага жизни, но не сможем стяжать тот удивительный сердечный мир, который дарует Христос (см. Ин 14:27, Флп 4:7, Евр 12:14).

Еще раз поздравляю всех с праздником и призываю на вас Божие благословение!