Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти блаженной Ксении Петербургской

Дорогие отцы, братия, сестры, сегодня мы совершаем память блаженной Ксении Петербургской. О ее жизни до принятия подвига юродства имеется очень мало сведений. Мы знаем, что причиной, побудившей ее коренным образом изменить свою жизнь, стала скоропостижная кончина супруга, а особенно то, что он ушел в иной мир без должного приуготовления и христианского напутствия. И молодая вдова, оставив все прелести и наслаждения мира, берет на себя подвиг юродства, чтобы вымолить для своего мужа жизнь вечную.

Особенность такого подвига заключается в том, что человек не просто отказывается от дорогих ему вещей или образа жизни, но – от самой своей личности, являемой в разуме, представляясь безумным для окружающих людей, посвящая без остатка свою жизнь, поступки и мысли Единому Сердцеведцу Богу.

Подвиг юродства являет собой величайшую высоту смирения, ибо ничем так не самоуничижается человек, как вольным отказом от разума. Мы можем не иметь средств, образования, работы, но у нас остается утешение в общении с другими, в глазах которых мы продолжаем оставаться здравомыслящими людьми. Не случайно сказано, если Бог хочет наказать человека, то отнимает у него разум. Что может быть страшнее для человека, чем потеря того, что делает его полноценным членом общества – разума. Юродивые отказываются и от этого, причем отказываются сознательно. Но, принимая на себя вид безумных, умом они стоят выше многих. «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор 1:19).

Достигнув крайней нищеты духовной, они уже на земле становятся причастниками Царствия Божия (ср.: Лк 6:20), всецело пребывая в Боге умом. Про таких-то Апостол говорит: «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2:15).

Поступки и слова юродивых зачастую кажутся непонятными, но они всегда несут в себе глубокий духовный смысл.

Детские воспоминания хранят память об Илюше-юродивом, который ходил в наш храм. Мне, тогда еще ребенку, он казался странным дедушкой, который постоянно носил картину, бормоча себе что-то под нос. Но люди чувствовали, что это непростой старичок. И хотя часто не понимали значения его слов, многие подходили к нему за советом, за ответом на какое-то недоумение. Помню, подошла к нему одна женщина с каким-то житейским вопросом, а он за голову взялся, качает головой и говорит: «Не знаю, не знаю, голова болит – сосед по голове топором ударил». Она плечами пожала, отошла в сторону. А спустя некоторое время я узнаю, что у нее произошел конфликт с соседом и тот в порыве ярости так ударил ее топором по голове, что она вскоре скончалась. Так, непонятные слова оказались пророческими, исполнившись буквально.

Не понимали часто современники и блаженную Ксению – зачем ей было ходить в пиджаке покойного мужа, который она поменяла на другую одежду лишь тогда, когда он пришел в полную негодность, зачем удаляться молиться за город, когда вокруг столько храмов и многое другое. Но вскоре они стали обращать внимание на то, что по ее молитвам происходят чудеса исцелений – если она брала на руки больного ребенка, то он выздоравливал; если входила в чей-то дом, там начинали царить мир и благополучие.

Но эти дары, принесшие так много добра людям, блаженная Ксения стяжала ценой принятия мнимого безумия, являемого в странных поступках, поведении. Насколько труден подвиг юродства, мы можем судить из того, что в церковных святцах среди многочисленных преподобных, мучеников и других ликов святых, юродивых лишь единицы и совсем мало из них представительниц слабого пола. Не случайно Господь наделял их многими дарованиями: молитвы, прозрения, исцеления, ибо по своему смирению они могли принять большую благодать Божию (см. Иак 4:6).

О них можно сказать словами Апостола: «нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор 6:10).

Юродивые были истинными скитальцами в юдоли земной, отказываясь от самого своего имени, они тем более не радели о материальных благах. Свой богатый дом блаженная Ксения отдала знакомой и провела на улицах Петербурга, известного очень суровым климатом, сорок пять лет в посте и молитве.

Мало кто из современников смог по достоинству оценить ее подвиг христианского самоотвержения, но Сам Господь прославил ее после блаженной кончины наравне с такими великими святыми как Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Блаженные матушки последних времен – Ксения Петербургская и Матрона Московская стали одними из самых почитаемых русских святых, чьи имена мы все чаще призываем в молитвах.

Кто бывал в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, где похоронена блаженная Ксения, тот видел, как много людей, прибегая к ее молитвенному предстательству, пишет записочки, вставляя их между кирпичиками в стены часовни. И все они получают ее помощь на пользу спасения души и устроения жизни.

Хочу поздравить сегодня тех, кто носит имя в честь блаженной Ксении Петербуржской с днем памяти святой покровительницы и ее молитвами пожелать всем мира, любви, благополучия, чтобы Божие благословение всегда пребывало с вами.