Особенности богослужения в Великую Субботу

В Великую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное Воскресение Господа Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: «Во гробе плотски (телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».

Богослужение Великой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, так что песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Глубокой ночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы «исходные (надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Самое богослужение является благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательным погребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.

В этот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чином изобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.

Утреня Великой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и «Бог Господь» поются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам». Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершает каждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

После тропарей поются Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поются краткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, «в мертвецех вменившася». «Эти похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавших Его, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение» . Выражением светлой надежды на Воскресение и любви ко Господу Спасителю являются зажженные свечи в руках у священнослужителей и верующих, предстоящих в это время у гроба Господня.

Непорочны, или Похвалы, разделяются на три статии, или «славы», из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй и третьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

После трех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари Иоанна Дамаскина: «Ангельский собор удивися» и совершается каждение всего храма.

После ектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы: «Волною морскою», представляющий собой и по содержанию и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь . Здесь настоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо «Честнейшую Херувим» поется ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и лю¬бовию Тя величающия».

После канона и ектении — песнь: «Свят Господь Бог наш», хвалитные псалмы («Всякое дыхание») и стихиры на хвалитех; на «И ныне» — «Преблагословенна еси, Богородице Дево» (в это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице).

Далее, поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение Плащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выноса Плащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребении Спасителя.

Обнесение Плащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пении заключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, подняв Плащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другими священнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные двери и обносит вокруг храма.
После того как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал «на Престоле со Отцем и Святым Духом». Хор заканчивает пение Трисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь «Благообразный Иосиф». При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновь полагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение.

После этого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из Книги Пророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смерти Спасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи. Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тот же, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бог наш».

После отпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго».

Первый час присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).
Часы: 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе («поскору»), без пения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часов совершается Литургия.

На утрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения и священнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии, чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.

Литургия в Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется с вечерней. По уставу Литургия совершается поздно, «о часе 10 дне», после вечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества –Воскресения Христова.

На вечерне после стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения «Свете тихий» перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), в которых заклю¬чаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, о наступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви.

По прочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море при открытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися», чтец повторяет по стихам всю эту песнь.

По прочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, — поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки», чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.

После паремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь «Елицы во Христа крестистеся» — в воспоминание древнего обычая крестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтением паремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтении паремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовали пением этой песни (молитвы об «оглашенных» и «готовящихся ко Просвещению», то есть ко Крещению, возносились в древности и теперь возносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).

После паремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтении применительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаю Крещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как «спогребения» Христу и «совоскресения» с Ним для новой жизни.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светать денница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, что напоминало о скорби этих дней. После Апостола вмес¬то «Аллилуиа» поются стихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». При многократном пении этого припева одежды священнослужителей и облачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизирует небесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестивших женам-мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20). Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

В Великую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поется ирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати».
После Литургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в конце Литургии) песни: «Видехом свет истинный».
После заамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов и вина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.

Отпуст Литургии — обычный.

Если в Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего — на 10), при этом на «И ныне» поется стихира Благовещения «Послан бысть», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, то есть Великого Пятка. После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» поется тропарь Благовещения, «Слава» — «Благообразный Иосиф», «И ныне» — «Мироносицам женам». Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф» — вынос Плащаницы.
В самый праздник служба начинается рано утром с утрени.на утрене после «Бог Господь» поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Слава» -»Мироносицам женам», «И ныне» — «Днесь спасения нашего главизна». Затем поются Непорочны с похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектении — полиелей и величание праздника. Степенны — первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие — праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.

Каноны — праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется припев праздника; в конце 9-й песни — ирмос дня: «Не рыдай Мене, Мати». После 9-й песни и малой ектении — «Свят Господь Бог наш».

В стихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, при этом на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».

Великое славословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храма Плащаницы и прочее).

На Литургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся», вместо Херувимской песни — «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно» — «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поется задостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол и Евангелие — дня и праздника.

Источник: Православие.ру