«Все, к чему я стремился всю свою юность, свелось в итоге к служению Богу». Протоиерей Олег Парахин

Благочинный Усманского церковного округа, руководитель Епархиальной комиссии по пастырской работе в исправительных учреждениях, настоятель Успенского храма Усмани протоиерей Олег Парахин о вере и жизни христианской.

– В Успенском храме Усмани начались мои первые шаги священства. Рукоположили меня летом, а уже в декабре после настоятельства в двух сельских храмах Владыка благословил сюда в большой городской храм, да еще благочинным. Конечно, было очень волнительно. Сильно переживал, боялся такой ответственности, что-то сделать не так, огорчить Владыку, прихожан, не оправдать высокого доверия. Очень сложно было, особенно на начальных этапах. После первого богослужения 28 декабря 2003 года, мне довели до сведения, что в 2005 году храм встречает свой 100-летний юбилей. К такой дате, конечно, очень многое нужно было сделать: роспись обновить, капитальный ремонт провести. А до юбилея оставался по сути всего один год. Вот с таких трудовых будней началось здесь мое служение, – вспоминает отец Олег.

Но не только это было неожиданным для батюшки. Неожиданным был и сам его приход на стезю священнослужителя.

– В моей жизни ничто не предвещало, что я стану священником. Это был органичный процесс становления моего мировоззрения, образа жизни. Оно было даже в какой-то мере от меня независящим. В том смысле, что я не сразу понял, по какому пути меня направляет Провидение Божие. А когда понял, то не стал уже этому противиться… Спустя время, всматриваясь в свою жизнь, стало понятным, как складываются наши «случайности» в «закономерности» судеб Божиих... В юности я мечтал быть железнодорожником и поступил в железнодорожный техникум. К его окончанию я захотел быть военным. И не просто захотел, а прилагал к этому немалые усилия, но в последний момент все срывалось. Поначалу переживал, потом смирился и поступил в Елецкий университет.

Мог ли я тогда подумать, что после его окончания стану священником. Только сейчас я понимаю, что Господь последовательно вел меня к этому поприщу, деликатно направляя меня на этот путь, не позволяя уклониться в другие профессии. Вскоре меня пригласили петь в хоре храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, что на старом кладбище города Ельца. Это было для меня неожиданным поворотом судьбы. Но как только я понял, к чему Господь меня вел, и изъявил желание последовать Его воле – стать священником, – сразу все устроилось. Я начал читать духовные книги, поступил в семинарию... Все, к чему я стремился всю свою юность, свелось в итоге к служению Богу в священническом сане», – поделился отец настоятель.

Так устроил Господь, что вместо железнодорожника отец Олег стал путеводителем по духовному пути своей паствы, а вместо военного – воином Небесного Царя. Ни одно доброе намерение человека не пропадает у Господа, но все получает свое высшее направление и развитие..., если согласится человек свою свободную волю предать всецело в руки Божии.

– Что для Вас открылось на новом поприще?

– Я увидел эту жизнь изнутри – изнутри сердца служителя Божия. В наше время появилась тенденция осуждать священников, зачастую даже не зная их лично. А когда сам принимаешь духовный сан, то очень многое видится по-другому. Кто учился в медицинском училище или институте, тот знает, что при изучении различных болезней, все их симптомы студенты начинают переживать на себе.

Похожее происходит и со священнослужителем – когда он начинает принимать исповедь, готовиться к проповеди, то все грехи, страсти, или их зародыши он начинает видеть в себе, чувствовать их действие. Но если у студента-медика эти чувства мнимые, под впечатлением страха от такого количества тяжелых заболеваний, о которых он вдруг узнает, то у служителя Церкви – начинается реальная духовная война.

И главное в такой ситуации – остаться священником при любых обстоятельствах. Мы, по долгу служения, много говорим о смирении, любви, прощении обид, но сами первыми проходим эту школу. Господь устраивает обстоятельства таким образом, что ты смог на себе испытать, а соответствуешь ли ты тому, что проповедуешь?

Мы умиляемся, когда читаем жития святых, подвижников благочестия. Но многие ли из нас могут явить христианские добродетели, которые угодники Божии стяжали неустанной борьбой со своим «ветхим человеком», хотя бы в малом. Например, сохранить душевный мир, любовь при встрече с человеком недоброжелательно к тебе расположенным, и не скрывающим этого?

– Как же преодолеть себя?

– Только с Божией помощью. При этом мы не должны забывать, что молясь Богу о даровании смирения, мы просим себе таких испытаний, просим послать тех людей, которые будут нас оскорблять, клеветать на нас. Об этом и сказано святыми отцами, познавшими на опыте тесный путь спасения: «Дай кровь и прими дух». Всякая добродетель христианская приобретается в реальной борьбе с самим собой, с человеческим пониманием справедливости. А насколько она успешна, знает только Господь, да сам человек. Бывает, сможешь сдержаться, видом не показать, а в душе буря. Далеко нам…, – сокрушенно добавил батюшка.

– У многих людей такая высокая планка по отношению к священникам. Они уверены, что священнослужителями могут быть только святые люди…

– В общем-то, они правы в своих притязаниях к нравственному облику служителя Божия. Да, священник с одной стороны – такой же человек с поврежденной грехом природой, но с другой стороны – это человек, избранный Богом от народа, который возносит от своей паствы прошения ко Господу. Поэтому, с одной стороны, люди должны понимать, что как человек, он может быть несовершенен, а с другой стороны – священник должен предъявлять к себе огромную требовательность, понимая всю ответственность за спасение вверенных ему душ.

Здесь видится и еще один нюанс. В основном предвзято относятся к духовенству люди, далекие от Церкви, составляющие свое мнение о ее служителях из средств массовой информации, которые зачастую пытаются «поразить» облик пастыря муссированием довольно редких, но вопиющих частных случаев из священнической жизни, освещая преимущественно скандалы, возникающие в церковной среде. Цель вполне ясна – оттолкнуть человека от глубокого проникновения в сущность христианства, духовно-нравственные ценности и идеалы которого, идут вразрез с пропагандируемой большинством современных СМИ идеологией безудержного потребления, убивающей всякую радость жизни и унижающей человеческое достоинство в его исконном понимании – максимальном раскрытии в человеке образа Божия и уподобления Ему (прим.ред).

– Прихожане по-иному воспринимают личность священника?

– Конечно. Ведь те, кто изредка заходит в храм, как правило, приходит со своим пониманием, какой должна быть Церковь, каким должно быть богослужение. И если такому человеку что-то не понравилось: душно, нет вентиляции, кто-то разговаривает, кто-то сделал замечание, толкнул, то для него это становится искомым оправданием своей духовной лености и небрежения о спасении души. Прихожанин же относится к церкви совсем по-другому, потому что считает ее своим домом, а не местом «исполнения желаний». Он приходит в храм для того, чтобы раскрыть свою душу Богу, насладиться духовной радостью Божественной литургии. Прихожане приходит не с требованием внимания к своей персоне, а чтобы принести свое сердце Господу.

Я часто привожу в пример Евангельское повествование о женщине-хананеянке, учащее нас правильному отношению к Богу. Она пришла просить Спасителя об исцелении своей дочери. Но Господь как бы не замечает ее. Но она все бежит за ним и молит о помощи, что уже и апостолы вступились за нее. Но Спаситель дает, казалось бы, жестокий ответ: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф 15:25). Назвать человека псом считалось в то время самым большим оскорблением среди иудеев. Но что же делает эта женщина-язычница? Она соглашается с Господом. Говорит: «Да, это так, но ведь и псы едят крохи, падающие со стола господ их» (ср. Мф 15:27).

И Господь, испытав ее веру, ее смирение, тут же похваляет ее и подает просимое. Так же и любой человек должен заходить в храм Божий не с мыслью, что он сделал великое одолжение Богу – отстоял службу, поставил свечу, и ради него здесь следует устроить все по его желанию.

Но человек должен, придя в церковь, всмотреться в себя самого, насколько он грешен и недостоин называться сыном Божиим, чтобы понять, какую великую честь и милость оказывает ему Господь, прощая и исцеляя его в Таинстве Исповеди от множества грехов, подавая в Таинстве Причастия Свои Пречистые Тело и Кровь, освящающие человека, соделывающие его богом по благодати. И когда он зайдет в храм как в купель очищения с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», тогда откроется ему великая и непостижимая глубина Премудрости Божией и духовная красота Его благодарения в Таинстве Евхаристии. Только когда его вера принесет плод смирения, станет возможным преображение его души.

– В храм приходят совершенно разные люди, зачастую незнакомые друг с другом, разных интересов, профессий, и тем не менее, они составляют один приход. Что же такое приход? Что выступает его основой?

– Приход – достаточно новое название церковной общины. Мы же говорим о Церкви – а это живой организм – Тело Христово. Поэтому приход – это часть Тела Христова.

– Что главное в приходской жизни?

– Не лицемерить, честно исполнять свое служение в том звании, в котором призван Господом: священник – священническое, диакон – диаконское и так далее.

– В чем проявляется лицемерие?

– Когда человек старается не «быть», а «казаться»: молится напоказ, внешнюю праведность, благочестие выставляет напоказ. То, за что Господь осудил фарисеев, сказав: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27). Понимаете, мы должны молиться, просить прощение друг у друга не ради формы. Каждое наше слово, обращенное к Богу и ближнему, должно быть исполнено искренности, произносимо со смирением, а не с горделивым помыслом: «Вот какой я человек! Не такой, как все».

– Батюшка, известно, что новоначальные делают много ошибок в начале воцерковления…

– Я бы не назвал ошибками несовершенство человека на стадиях его становления христианином. Это скорее испытания, через которые он должен пройти, осознать себя, как человека грешного, нуждающегося в милосердии Божием и потому обязанного и самому относиться милостиво к своим ближним. Но на это требуется время. Человек ведь в минуту не может стать праведником. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша – вдруг не съешь». Ошибка же, это когда человек не понял Промысла Божия о себе. Господь его ведет разными жизненными обстоятельствами, «случайностями», скорбями ко спасению, а он противится воле Божией, не пытается ее понять, исполнить. Хочет жить своими правилами, понятиями, представлениями о добре и зле. Вот это серьезная ошибка. 

– А с суевериями, как священнослужителю, часто Вам приходится бороться?

– Да почти каждый день. Чуть ли не вся жизнь современного человека пропитана суевериями. Вот тебе и «век информационных технологий», а кошку по-прежнему обойти стараются; по дереву постучать, чтобы «не сглазить». До смешного доходит. Выхожу однажды из офиса знакомого директора с его помощником, а навстречу уборщица с ведром прямо на нас. Помощник кричит: «Ты куда идешь, стой!» – в смысле, батюшку пропусти, а она отвечает: «Да я с полным! Проходите, не бойтесь!»

А околоцерковных суеверий сколько выдумали, одно погребение чего стоит – кто во что горазд. Зайдешь в дом усопшего отпевать, а под ним топор лежит, или он за палец к батарее привязан. Для чего? – Никто объяснить не может. Такие чудачества бывают. И самое больное то, что говоришь, объясняешь, человек соглашается, но все-равно подсознательно старается суеверие соблюсти – не дорожит, значит, он званием христианина, Промыслу Божию не доверяет. На «всякий случай» магическими манипуляциями пользуется, чтобы обязательно по его желанию вышло, без ущерба и скорби. Ради своих «свиней» подобно гадаринским жителям Господа из жизни своей изгоняет.

– Но ведь годы духовного возрождения в России не прошли даром, что-то меняется в лучшую сторону?

– Конечно, меняется. Появляется культура поведения в храме. Приход омолаживается. Очень много семей с детьми в храм приходят, мужчины стали чаще храм посещать. И это очень радует. Детки в воскресную школу приходят с удовольствием. Им нравится заниматься, общаться со сверстниками. Все это дает надежду, что нашим людям важна православная духовность, православная культура – и не как памятник старины глубокой, чтобы было, что показать туристам и гостям, а как органичная часть жизни.

Наше достояние – в нашем духе. Именно православная духовность сделала возможным возведение великолепных храмов, ставших культурным наследием нашего государства, появление удивительно глубокой по содержанию и красоте иконописи, духовной музыки. Поэтому когда видишь, что молодая семья воспитывает своих чадушек в православной традиции и деткам она нравится – это большая радость для священника.

– Что должно измениться в жизни человека, ставшего на путь воцерковления?

– Приведу пример. Мы читаем молитвы: утренние, вечерние. В них мы просим Господа сделать нас лучше, достойнее Его великих и богатых милостей. Просим смирения, терпения, прощения, любви. И так мы каждый день становимся на молитву, просим. Год, два, три и… не проявляем плодов просимого, не пытаемся меняться, чтобы соответствовать званию христианина. Молитва превращается для нас в определенную привычку – мы должны нечто правильное сделать, чтобы лечь спать. Но цель молитвы, чтобы человек изменился.

– Говорят: «Характер не лечится»…

– В Церкви как раз и лечится. Человек же здесь не своими силами себя меняет, но при помощи Божией благодати. Однако Господь спасает человека не без участия человека. Характер может быть, например, вспыльчивым, но мы же просим у Бога смирения. Поэтому, совершенно естественно, что придя к вере в Бога, совершая молитвенное правило, изучая Священное Писание, поверяя свою совесть при подготовке к Исповеди и Причащению, человек должен себя останавливать, бороться с грехом. Штангисты, когда тренируются, постепенно увеличивают поднимаемый вес. Так же и христианин должен становиться более взыскательным к себе. На первых порах тяжело, но плод добродетели должен быть, а если его нет, значит, человек молится лицемерно.

Православный не должен вести себя распущенно. Он должен учиться себя контролировать, зная, что то или иное действие является неугодным Богу. Например, понимая, что сквернословие есть молитва нечистой силе, верующий человек не позволяет себе произнести гнилое слово. Он просто не может, молясь Богу, теми же устами призывать и скверных демонов.

А если может, значит – он лицемер. Здесь все просто. В православной морали нет «золотой середины». «Не можете служить Богу и маммоне», – говорит Спаситель (Матф.6:24).

Все мы забываем про свой «характер», когда стоим пред лицом начальника. При этом не придаем значения, что каждое мгновение нашей жизни проходит пред Всеведущими Очами Божиими.

Также верующий должен меняться и в отношении своих ближних. И я верю, что это происходит, иначе многого хорошего в нашей жизни просто не было бы.

При этом человек не должен навязывать свою веру, свои убеждения в кругу семьи. Лучшая проповедь – это личный пример, твоя жизнь, молитва, благочестие. В Писании так и сказано: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на не6есех» (Мф. 5:16).

Наши близкие должны увидеть свет нашей веры, озаряющий теплом и любовью, а не услышать непреклонный голос, полный сознания своей правоты: «Все. С завтрашнего дня мы постимся. Строго постимся…». Все ходят злые и унылые, потому что им еще не открылась радость веры, ради которой они были бы готовы даже на малые подвиги и ограничения. Ты покажи им эту радость, и они сами захотят поститься, и захотят уже ради Христа, а не ради того, чтобы избежать очередного скандала.

– Батюшка, что самое яркое в Вашей жизни, как верующего человека?

– Самое яркое в жизни? Божественная литургия… Да, это самое яркое…, – задумчиво произнес отец Олег, посмотрев ввысь потеплевшим взглядом.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Да это не мое пожелание, а Господа. «Сыне, даждь Ми сердце твое», – так говорит Господь (Притч 23, 26). В обыденной жизни это означает – все, что ты делаешь надо исполнять с душой, не уныло из-за того, что «надо», а с радостью – ради Христа. Иметь горячее сердце по Господу. Как говорится в Священном Писании: «Был бы ты горяч». Вот этого горения любви к Спасителю я пожелал бы своим прихожанам и всем православным, чтобы стремились к Господу, как «стремится олень на источники водные» (Пс 62: 2), так стремилась бы наша душа угодить Господу, благодарить Его за все, что Он подает нам для нашего спасения, за скорбь и за радость. И тогда в душе будет мир Христов.

Из статьи "Жизнь прихода Успенского храма г. Усмани"