Труд иконописца

Впервые иконы Ксении Ильиной увидела в Михаило-Архангельском храме села Бутырки во время крестного хода из Липецка в Задонск. Поразила их красота и живость.

Среди восьми работ липецкой художницы была редкая икона, объединившая четырех святителей: Спиридона Тримифунтского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Иоасафа Белгородского. Ею любовались многие.

С привала, с теплой, нагретой солнцем травы влекло снова в храм, помолиться пред прекрасными ликами святых, взирающих в душу с отеческой любовью. А распятие Господа нашего Иисуса Христа кисти того же иконописца мироточило.

Тогда же возникло желание подробнее узнать, что помогает иконописцу открывать в святых образах окно в горний мир. Ведь удивительный дар Православия – возможность познавать Бога через художественное искусство – налагает на иконописца особую ответственность.

Мы встретились с Ксенией на ее рабочем месте: в иконописной мастерской Евдокиевского храма Липецка. Под самой колокольней, кажется, и должна быть подобная мастерская. Вдохновленная церковным звоном, Ксения написала не одну из своих запоминающихся работ.

В свое время она получила профессию художника, закончив липецкое училище № 27, где обучалась лаково-миниатюрной живописи. Но практически сразу пустилась в «свободное плавание». Писала портреты, натюрморты, пейзажи. 23-летнюю художницу заметили в Москве. Эдуард Дробицкий (на тот момент президент Союза художников России ЮНЕСКО) предложил работать под его руководством, вдохновив на дальнейшую творческую деятельность. Тогда она еще писала картины. Но по воле Божией все изменилось.

– Погиб мой двоюродный брат, и я стала чаще ходить в храм. Тогда-то и заинтересовалась иконописью. Теперь, спустя годы, не жалею, что не уехала в Москву. Возможно, у меня была бы другая судьба, – рассказывает Ксения Александровна. – Когда иконопись стала основным делом моей жизни, мне пригодились все полученные ранее навыки, потому что часто главная фигура изображается на фоне пейзажа. Училась я у лучших липецких иконописцев, один из которых был рукоположен в священника.

С настоятелем Евдокиевского храма протоиереем Николаем Немцевым

А позже молодая художница и сама стала творческим наставником для десятков людей, многие из которых были старше ее. Ксения Ильина долгое время преподавала в иконописной студии «Серафим», открывшейся в 2005 году по благословению Владыки Никона в епархиальном духовном центре «Возрождение», располагавшемся на приходе Евдокиевского храма. Работы выполнялись в академическом стиле в технике масляной живописи с использованием сусального золота. Разновозрастные ученики, поделенные на три группы, изучали также афонское письмо.

– Первый серьезный заказ, который я получила, – икона Божией Матери «Всецарица» для домового храма областного онкологического диспансера. Затем были написаны работы для Иоанно-Богословского храма в селе Конь-Колодезь Хлевенского района и других приходов епархии, – рассказывает Ксения.

После десяти лет существования школы у Ксении произошло важное событие: она  стала мамой. А когда вновь вернулась к иконописи, поняла, что пора преподавания прошла – захотелось более глубоко самой погрузиться в мир православной иконописи. Рядом с ней остались самые верные ученицы: предприниматель Татьяна Фурсова и врач Елена Мирошкина. Сейчас Ксения и ее помощницы трудятся над росписью иконостаса Евдокиевского храма и обновлению ростовых икон на колоннах.

Образы, созданные Ксении Ильиной, есть и в других епархиях. В 2007 году с одной из паломниц она отправила в подарок на Валаам икону Божией Матери «Валаамская».

Рассказала Ксения и такую удивительную историю:

– Как-то одна мама попросила написать для ее дочери Надежды, живущей в Америке, икону святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Когда работа была выполнена, заказчица переслала ее в Сент-Луис. Дочь получила уведомление курьерской службы, что посылка доставлена в почтовый ящик. Но ее там не оказалось. Женщина очень расстроилась, а еще больше ее мама, находящаяся в преклонном возрасте. И я на всякий случай написала по другому образцу ту же икону снова. На этот раз курьер принес ее домой.  

Одна из последних крупных работ Ксении Ильиной – роспись западной стены в храме Георгия Победоносца села Казаки Елецкого района.

Художница сделала проект и со своими помощницами выполнила по нему уникальную, сложную работу «Страшный суд».

На одном из фрагментов фрески изображена женщина, которая передает своего ребенка Богу, а сама остается в аду.

Однажды в храм вошел мужчина и заплакал, увидев написанное. Оказывается, ему пришлось хоронить своего ребенка... А вообще все видят свое.  

Ксения пишет иконы почти всегда на дереве – липовой доске, скрепленной сзади для прочности дубовыми шпонками (торцевыми перекладинами). Предпочитает другим краскам итальянские масляные. Но если необходимо, использует и акриловые, и темперные, и другие краски.  

– Почему я выбрала академический, а не канонический стиль? Мне многие задают этот вопрос. Икону писать всегда сложно. Академический стиль более реалистичный, а канонический – более символичный. Но в любом случае надо помнить: просто обучиться иконописному мастерству недостаточно. Икона – это откровение Божие, выраженное в линиях и красках. «Икона – суть видимая невидимого и не имеющего образа, но телесно изображаемого ради слабости нашего понимания», – говорит преподобный иоанн Дамаскин. В работе над созданием святого образа иконописец должен сознавать большую ответственность перед первообразом. А для этого необходима евхаристическая жизнь – регулярное и внимательное участие в Богослужениях и Таинствах Церкви, стремление с помощью Божией очистить свое сердце. Православная вера должна быть мировоззренческим ориентиром и руководить художником в его творческой деятельности и личной жизни. Иконопись – это дар Божий, а к любой, даже самой малой работе во славу Божию надо приступать с покаянным чувством, благоговением и молитвой.

Нина Вострикова